Татарская (и не только) женщина в политике. 1936 год. Письмо Кабакову.

Jun 11, 2012 12:43


Настораживают меня подобные судьбы, и люди такие пугают, хотя в вере героя своей заметки я не сомневаюсь.


Эта женщина - дитя своего времени, и необходимая жертва, но только тогда, когда забываешь о том, что стоила эта жертвенность тем, кого она хотела "исправить". Аллах (или Господь) и для свердловских татар приберег свою иронию по части управления государством кухарками. Возможно, найдется читатель, считающий, что «бедную» женщину заставили написать это письмо. И это возможно. Но «бедной» она мне не кажется в силу своей убеждённости в собственной правоте. Каждый из нас вправе остаться при своем мнении, я остаюсь при мнении, что, если что-то и заставило бедную женщину написать это заявление, так это темная пролетарская совесть при весьма ограниченном интеллекте именно нацменовского толка. Она искренна в своем убеждении - это лишь мое мнение. Приходят на ум десятки мотивов - вы без труда поймёте какие именно…
Но, так или иначе, мы можем сказать, что это тот случай, когда убеждённость и доносительство - две стороны одной медали (а сегодня? убеждённость, цементом которой является ненависть к стране, к русским, да просто к людям, ненависть, которая приводит к открытой клевете, - а Латынина? или Альбац? Ларина? Маша Гессен? женщин очень много в политике, а если таким дать власть в руки, далеко не кухаркам?). Почему я объединил последних? И чем они лучше других? В чём я вижу разницу? - спросите вы меня. - Не я их объединил, а их крайняя озлобленность и Эхо Москвы, они больше похожи на зомби, нежели на женщин. У них нет веры, нет веры в то, что они строят будущее, они его и не строят, они и не разрушают прошлого, они глумятся над верой, которой лишены, которую не способны понять... Они бедны... но совсем не вызывают сочувствия, ибо их нищета ощетинилась цинизмом по отношению ко всему человеческому, их бессилие заставляет обращаться к клевете на страну, на историю, на русского, который, так или иначе, остаётся воплощением российского человека, какой бы национальности он ни был, какой бы веры ни придерживался, а то и с ужасом...
Для мужского мира борьбы честолюбий эти понятия смещены, это всё же большая игра, но когда в этот мир полностью окунается женщина, то смотришь на подобные явления с недоумением…
Мухтаров, Садыков в 38-м будут расстреляны, Сарабский отсидит… А вот, что будет с Камаловой, я не знаю… Но что-то подсказывает мне: ни в коем случае не суди эту женщину, попробуй разобраться и понять. Мужчины чаще бывают малодушней. Что за атмосфера царила в это время? А какая атмосфера царит сейчас?
Предоставим слово нашей героине. [1]

"Секретарю Свердловского Обкома ВКП(б) тов.Кабакову
От члена ВКП(б) курсантки курсов Марксизма-ленинизма Камаловой М.М.
Заявление.
Тов.Кабаков прошу Вас познакомиться с данным материалом потому, что я это дело подняла еще в 1933 г. Х1 мес.
И до сих пор не вижу никаких результатов.
Вот дело в чем. В областной конторе Заготзерно работает Мухтаров, Нурис Гильфанович.
Мне, конечно, не известно то, что знаете ли Вы его прошлое?
Мухтаров, сын бывшего пермского крупного купца-мясника и ростовщика, о котором знала вся Пермская губерния, сам снабжал мусульман мясом мусульманского колока и колбасой Пермской губ. Вот почему его так знают старые и малые.

Имел колбасную мастерскую, дом и мясную лавку в мясном рынке и его заготовители ездили по пунктам. Колбасой снабжал не только Пермскую губернию, но и копченую отправляли по другим губерниям.
В колбасной работали мастер, подмастерье 2, дворник, кучер и кухарка это постоянные и плюс к этому старик со своей женой, работали в качестве помощников в лавке и мастерской.
А мясники, которые кололи скот были отдельно.

Их дом в Перми, угол Шадринской и быв. Вознесенской, дом двухэтажный, тут же в углу мастерская (деревянная), работа была механизирована (примитивна) силами электроэнергии рубили мясо и набивали колбасу.
Имели постоянно: лошадей 3, коров дойных 2.

Я у них сама жила в качестве кухарки (выделено мною - Р.Б.) 1913-15 гг.. Моя мачиха 5 лет стиралась и сейчас живая (живет в Перми, ул.Долматовская, д.№37). Камалитдинова Галима и 2 сестры жили у дочери этого мясника, они тоже мясники.

У Мухтарова Гильфан было 3 сына, 2 дочери. Старший сын Кашаф учился в гимназии, 2 - Нурис торговал колбасой.

Его старший сын Кашаф и Нурис, когда Колчак занимал Пермь, они оба брата отступили с красными (Кашаф и Нурис) доехали до Казани и там устроились, именно пользуясь своим положением (Кашаф наркомом забрался), создали теплый уголок в казань для торговцев купцов, миллионеров (татары, евреи), которые были обложены контрибуцией, их отец должен был 24.000 руб., а его дочь Роза 22.000 руб., эту сумму они не уплатили, скрылись к сыну.

В 1921-22 г.г. Нурис работал в Перми, забравшись в губернские организации, сумели изъять все документы, всякие данные о положении отца и сестры (изъял).

Мухтаров при вступлении в партию скрыл свое социальное происхождение и мало того, Кашаф Мухтаров возглавлял в Казани с 1923 г. до разгрома 1929 г. контрреволюционную султангалиевщину (о их теории не буду писать, думаю, что Вам это все известно).

Когда раскрыла Коммунистическая партия и разгромила, посадила Кашафа, осколки этой группы воглаве с Нурисом написали в ЦК пятицию, 39 человек.

В 1933 г. в Х мес. Я как узнала, что Нурис все еще состоит в партии, то сейчас же написала товарищу Головину (он был председателем р.комиссии по чистке), но поскольку Нуриса чистили раньше я опоздала с материалом, то тов.Головин не придал, видимо, большого значения, передал ячейке, секретарь ячейки Малофеев 16/1-1934 г. ставил вопрос на бюро, где присутствовали т.Садыков, редактор «Социализм Юлы», тов.Хафизов Харис, зав.парткабинетом в Манчаже и я, но наши показания остались без последствий, мне вскоре пришлось выехать на работу в политотдел, воспользовался этим Малофеев, прекратил дело.

В 1935 г. VII мес. Написала уполномоченному партконтроля Свердловской области, дело лежит, в мае мес. Этого года сообщила адрес мастера колбасной мастерской (его местонахождение), все равно не вижу никаких результатов.

Меня удивляет одно, почему именно либеральничает наша свердловская организация с Мухтаровым, ведь о нем знает, кроме меня, тов.Садыков, Хафизов, Гарифуллин секретарь РК Левшино, вообще в Перми можно найти 100 и больше живых свидетелей.

Я знаю, этому либеральничанью мог способствовать Сарабский секретарь Манчажского РК.

Я знаю, что из быв. Классово-чуждых элементов перевоспитывались в нашей стране прекрасные полезные люди, но Мухтарова сравнить с хорошим не могу. Во-первых: он скрывал свое социальное происхождение и положение, во-вторых изъял документы (по контрибуции), в третьих он вместо разоблачения контрреволюционной султангалиевщины (если он действительно преданный коммунист), он скрыл, обвинял ЦК и писал пятиции в четвертых его родная сестра быв.купчиха, через братьев устроилась в магазин Торгсина, где систематически занималась хищением в течение 7 лет. Ее муж 3 года не работал, сбывал ворованные товары, в конце 1934 г. поймали ее. Она подделала за один день документов на 90 литров керосина, посажена была на 10 лет, она там и умерла…

Как реагировал Нурис, разве он не знал об этом, знал, там же работал и сам, однако он не разоблачил, а согласился.

Все это вместе взятое еще и еще раз доказывает его лицо. Если, пока сам прямо не вредит, то не исключена возможность его действия через осколков той группы, через их агентуру.

Теперь несколько слов о Сарабском. Я тов.Сарабского знаю с 1921 г. я еще, освободившись от должности кухарки, вступая в ряды комсомола, работала лишь 2 года до его приезда в качестве нацменработника в Губком партии в Пермь.

Тогда его неграмотность может быть могла послужить причиной неразличения им классов. Он защищал явных чужаков (сына уфимского дворянина КУФИЯРОВА, офицера белой армии, Мустафина, с женой посещал пермских купцов Башараевых (в гости ходил по приглашению). Все это было до выезда Сарабского в Сарапульский окружком.

В 1926 г. когда работал в Бардымском райкоме секретарем, он там принял в партию Гатауллину Разию [2], нарушая устав нашей партии (она разоблачена, конечно, уже), но ее тогда приняли с 1 годичным стажем, (если она там, воспользуясь положением мужа, работала учительницей), все равно нужно было принять с 2 годичн.кандидатским стажем (если бы она не была чуждая), она же была дочь ярого кулака купца. Сарабский ее не только поднял до уровня члена РК и работника РК ВКП(б), но и до аппарата Обкома партии, также Ибрагимова Хая и др.

Но он также в дружеских отношениях с Мухтаровым, он смыл, видимо все дела, поданные нами.

Вообще Сарабский как работник работает, но и до сих пор нехватает у него чуткости, политической бдительности.

Каждый обиженный им, с жалобой на советские органы и с просьбой его содействия пишут вплоть до преступников из тюрьмы. О чусовском последнем факте прошу допросить Ахсанова (курсанта курсов марксизма-ленинизма из Чусовой).

Сарабский охотно выдвигает и вращается быв.классово-чуждыми, в то же время не навидит выдвинутых «через голову» Сарабского работников с низов. Об этом также может сказать и т. Рахматуллин, зав.отделом национального Облика.

Все данные о Мухтарове с дополнениями должны быть в архиве быв.ячейки обл.конторы Заготзерно и в Облпартконтроле.
Я считаю своим долгом довести дело до конца.
С ком.приветом М.Камалова.
22 декабря 1936 г.» [3]

Справка:
Камалова Мастхара (Мастура) Мусовна (1901-….) - 1910-1918 работала у пермских купцов. 1918-1920 - уборщица детского сада №6 и домработница у торговцев. 1921-1924 воспитательница татарского детского дома №7 при УОНО, 1924-1926 гг. - зав.библиотекой и женорг среди нацмен в Лысьве, 1928-1929 завком Мотовилихинского завода, нацмен работник Кунгурского окружкома. В ВЛКСМ с 1919, член партии с 1927 г.
Источники:
ЦДООСО, ф.4, оп.12, д.33, л.67.
...
[1] Машинописная копия.
[2] Я был знаком с этой необычной женщиной, удивительный человек. - Р.Б.
[3] ЦДООСО, ф.4, оп.21, д.2127, лл..8-11

Клевета, Доносительство, Репрессии, Женский вопрос, Татары и башкиры Среднего Урала

Previous post Next post
Up