Башкирские и мещеряцкие деревни бывшего Екатеринбургского уезда. Часть1. Проект.

Jun 12, 2012 10:49


Попытка обобщения некоторых сведений о башкирских и мещеряцких деревнях бывшего Екатеринбургского уезда Пермской губернии (ныне север Челябинской области). Проект. Часть1.
Несколько предварительных слов. Перечень: Асанова - Сары.
Прежде всего, к этой теме привлекло внимание расположение мещеряцкой деревни под названием Караболка ( во 2 части). Как она здесь появляется в окружении башкирских деревень? Что способствует такому стремительному развитию этой деревни?
С юго-востока Караболка окружена деревнями, основанными катайскими башкирами. Башкиры Иткульского куста - иного происхождения - сыргяне. Вполне вероятно, что Караболка появляется раньше башкирских деревень на старой Казанской дороге. Зимой эта дорога могла «проходить по реке Караболка до впадения в реку Синара. Специальных исследований встречать мне не приходилось, но кое-что, тем не менее, проливало некоторый свет на это загадочное явление. К сожалению, способствовала этому трагедия, которую, похоже, властям на сегодняшний день удалось заболтать как замолчать. Отчасти, интерес к теме этим и актуализировался.
Интересную работу проделал Самигулов: Что такое Старая Казанская дорога?
"На восток от Каслей эта дорога шла по левому берегу р. Караболки (течет в Синару, приток Исети), по которой жили только башкиры и мещеряки, возле озер Большие и Малые Аллаки, на озеро Пороховое, на р. Синару, возле озера Маяна к р. Исети и оттуда на Катайский острог. К западу же от Каслинскаго истока эта дорога переваливала чрез Урал и затем разветвлялась надвое: одна ветвь шла на Уфу, другая на Кунгур".
Итак, что меня смущает. Мещеряцкая деревня появляется раньше башкирских деревень на территории Исетской провинции (создана по инициативе Татищева, как адм.-тер.единица существовала в 1737 по 1781 гг.), точнее, когда здесь появляются мещеряки, и Исетской провинции, возможно, еще нет. Переселения башкир подталкивалось или поддерживалось российскими властями. Но на пересечении дорог с запада на восток (возможно, и наоборот) и с севера (а здесь именно так, русский путь в Сибирь проходил по Северу, южные земли и пути осваивались намного позже) на юг крепко стояла, можно сказать, большущая мещеряцкая, загадочная деревня. Еще южнее загадочная степь, откуда время от времени появлялись, тогда их звали «киргизами» [1], непредсказуемые орды, от которых также страдали и башкиры.
В 19-м веке киргиз-кайсацкие племена теряют свою былую силу, основной промысел - грабеж - исчерпывает себя, постепенно хозяева кланов все более склоняются к тому, чтобы принять российское подданство.

17-й и 18-й - нескончаемые кровопролитные башкирские восстания, плоть до восстания Пугачева. Это последний мощный всплеск активности башкирских кланов.

Очень противоречивая позиция татар: порой присоединяются к восставшим, порой нейтральные, порою принимают участие в подавление восстаний. Диапазон представленных в этих событиях т.н. «татар» очень широк, чтобы хоть как-то сориентироваться к какой родовой ветви относятся те или иные племена и какими политическими и экономическими интересами определяется их позиция по отношению к башкирским волнениям.
После учреждения ОМДС начинается новый этап истории, принципиально иной, отныне мусульманское духовенство призвано официальным органом контроля над этими территориями.
А мещеряки? Какую позицию они занимали по отношению к башкирам и русским властям?

С другой стороны, меня задело, как просто исчезли с лица земли деревни, порой имевшие более, чем столетнюю историю... по халатности, кто-то был обречён на мучительную смерть (но о катастрофе на "Маяке" - отдельный разговор), вместе с деревнями забвению были преданы и могилы предков, останется ли память?..

*Асанова Новая (Аргаяшский р-н).
Вопрос требует прояснения. 1826 год - есть деревня Большая Асанова. По перечню деревень Казанского учебного округа - есть Асанова, с количестов жителей: 287 мужчин и 238 женщин. В 1908 году в Пермском перечне, наряду с деревней Старая Асанова, названа и Новая Асанова, причем количество жителей в ней больше: 236 мужчин и 215 женщин, действует мечеть. Есть метрики в ГАСО за 1894, 1913 и 1914 годы.
Упразднена в 1957-58 гг. [2]

*Асанова Старая (Аргаяшский р-н)
По сведениям 1826 года, самая большая после Караболки деревня в уезде, имеется мечеть, с 268-ю прихожанами. В этот период называется - Большая Асанова. Можно предположить, что в этот период уже существует выселок, который в последующем будет назван Новая Асанова.
По сведениям 1908 года - действует мечеть, жителей: 200 мужчин и 217 женщин. Метрик в ГАСО нет.
Упразднена, как и Новая Асанова, в 1957-58 гг. [3]

Аязгулова (Аргаяшский р-н)
Расположена в северной части р-на, на берегу реки Зюзельга (с башк. «прерывистая река»). До районного центра Аргаяш - 6 км.
Считается одной из старейших деревень на этой территории. Упоминается с сер.18 века, в 1772 - было 12 дворов. Названо по имени основателя - башкира Аязгула.
Метрики велись с 1830 года. В печатных изданиях мечеть отмечена в «Списках» за 1869 год, население - 92 мужчины и 46 женщин.
Метрические книги Аязгулова также находятся в ГАЧО с 1878 года. Метрики в ГАСО с 1890 года.
Население: в начале 20 века - 349, 1970 - 492, 1983 - 507, 1995 - 614, 2003 - 626 чел.. [4]

*Бердениш (Каслинский р-н, Чел.обл.)
Находилось на берегу одноименного озера, которое после аварии на «Маяке» выведено из хозяйственного пользования.
В 1898 году открывается русско-башкирское училище, учителями которой становятся З.И. и А.З.Ибрагимовы.
Первые сведения о русско-башкирской школе я нахожу в документах за 1905 год. Вероучитель Рахматуллин М.Ш. и учитель Ибрагимов А.З. В 1905 году в школе обучается 21 мальчик и 1 девочка, возможно, дочь учителя. Позже она выучится на акушерку и станет первой башкирской акушеркой, вышедшей из деревни в Екатеринбургском уезде. Но в семье учителя Ибрагимова, получая домашнее образование, росла любопытная девочка. Вероятно, по ходатайству отца она получает направление и пособие от Екатеринбургского благотворительного общества и земства на учебу на акушерских курсах. В 1914 году она выдерживает экзамен при Екатеринбургском Повивальном Институте на звание повивальной бабки 2-го разряда [5].
Этот случай гласный Екатеринбургского земства Соловьев называет «исключительным», тем более, что Махраба Зарифовна Ибрагимова выражает желание работать среди мусульманского населения, и призывает земство финансового поддержать период практики Ибрагимовой в Кыштымском родильном доме, на что и идет земство, определяя пособие в размере 15 рублей.Ее обучение поддержит Екатеринбургское мусульманское благотворительное общество, после окончания курсов с достаточно хорошей характеристикой она вернется работать в деревню. Случай для уезда уникальный.
В 1905 году: мужчин - 365, школьного возраста - 23, учится 22; женщин - 368, школьного возраста - 23, учится - 1. Итого населения 733 человека.
В 1912 году муллой был Мухаметшариф Мухамедясанович Рахматуллин (указ от 1907 года). Население: мужчин 397, женщин 263. Вероятна описка. В «Списках за 1908 год» - мужчин - 366, женщин - 371. В 1908 году эта вторая по величине башкирская деревня уезда.
В 1916 году мулла Ш.Ш.Рахматуллин (но возможны и ошибки при написании инициалов).
Название от тюрк. - Бирде, Берде - «даровал» [6]
Упразднена в 1957-58 гг. [7]. Вернее будет сказать "ликвидирована путём сжигания".
Взгляните, что от неё осталось. Спасибо yastrebinka: "Мы заехали в село Бердяниш, ближайшее от комбината, его прежние обитатели облучились по максимуму (об аварии на "Маяке" - Р.Б.). Сегодня это огромный пустырь, заросший травой в человеческий рост".
"Если бы не «Маяк», то по «неизвестной причине» в октябре 1957 года не пал бы полуторагодовалый бычок красно-белой масти у жителя деревни Бердяниш Ш. Нигматуллина. А у односельчанина Х. Гафарова не пала бы телка. А у К. Вахитова не пал бы баран. А у всех жителей Бердяниша не пало бы 72 коровы, 52 теленка, 193 овцы, 88 коз, 24 кролика, 588 гусей, 74 утки, 1130 кур и 6 индеек. Все это поголовье сразу пало «по неизвестной причине» и тогда же, осенью 1957 года, было зарыто в яму.
Если бы не «Маяк», С. Иманов не оставил бы свой дом в Бердянише со всем имуществом в обмен на 5764 рубля. И Р. Кузееву не пришлось бы уничтожать одеяла, наволочки, скатерти, телогрейки, костюмы, валенки, чулки, которые оказались «загрязненными», и получить за них компенсацию в 3185 рублей. И разве согласились бы 85 жителей Бердяниша сжечь все свое имущество, оцененное в 104798 рублей 5 копеек?" (Драма по имени «Маяк». Михаил Фонотов 01.10.2007. «Челябинский рабочий»)
*Биктимирова (Кунашакский р-н)
метрики ведутся с 1829 года.
Упразднена 29 ноября 1966 г. [8]

Булатова
Также имеются разночтения, к примеру, на карте 1903 года отмечена, как Пулатова.
Относится к Аязгуловскому с/с Аргаяшского района. Расположена в северо-восточной части района, на берегу р.Зюзельга. Лесостепь.
Расстояние до районного центра с Аргаяш - 12 км, до центра с/с пос.Худайбердинский - 3 км.
Основана башкирами-катайцами в 18 веке. Именована в честь основателя - Булата Биктимирова, который был есаулом в команде своего дяди Шукура Абзямова (Уразаева), участвовал в пугачевском восстании.
Метрики ведутся с 1833 года.
В «Списках» мечеть упомянута в 1869 году. В ГАСО метрики - с 1889 года.
К приходу мечети деревни принадлежат также деревни Итбаева (или Этбаева, также Сытаева или Малая Ассенова, с 1910 года, 1898 по 1909 годы в ГАСО есть метрики Итбаева) и, похоже, Соболева (или Старо-Соболева, также Тик-Турды, в метрике неразборчиво, предположения делаю по картам, своей мечети и метрик в деревне не было, по Пермским спискам - 9 верст до мечети).
Во время Гражданской войны на территории Булатова проходили боевые действия: 26-28 июля 1919 года шли ожесточенные бои между частями 1-й бригады 35 стрелковой дивизии красных и Ижевской отдельной стрелковой бригадой белых. [9]

*Галикаева (Каслинский р-н)
Также Галикеева., Голикаева, Ураскуль.
В печатных изданиях мечеть упомянута в 1869 году, население 143 мужчины и 135 женщин.
Метрики в ГАСО с 1889 года.
В 1913 году имам - Мухамедша Валишин (г.р.1879, указ от 1904 г.) В том же году население деревни 201 мужчина и 157 женщин.
Упразднена в 1957-58 гг. [10]

Даутово
Иткульский с/с, территория административного подчинения г.Верхний Уфалей. Расположена в восточной части района, на северном берегу озера Иткуль. Рельеф гористый. До В.Уфалея - 33 км, до центра с/с с.Иткуль - 2 км.
На месте современной деревни в 17 в. Проходил оживленный торговый путь из Тобольска в Уфу и Казань - т.н.»казанская тропа», по которой купцы перевозили товары, избегая таможенных пошлин и воеводских поборов.
Деревня основана в 1761 году башкирами племени терсяк из Терсятской волости. В XIX веке деревню называли Уткуль, как и соседнюю Иткуль, или Иткульдавыдова, или Уткуль Терсятская, Даудова.
Названа по имени первопоселенца Дауда (Таута) Устебаева. Первоначально была построена 1 улица в 15-20 домов. Опять: взята и построена и не в 2 или 5, а в 15-20 домов. Такое количество не умещается, прежде всего, в моей голове.
Жители были припущенниками, но кто их «припустил»? Мужское население числилось в отряде сотника Ашира Буксаргина и обслуживало старинную дорогу Тобольск-Казань, привлекалось на службу в Сибирской и Уйской дистанций.
Позднее жители деревни занимались охотой и рыболовством (неужели до этого охотой и рыболовством они не занимались?), непродолжительное время добывали золото. В основном нанимались на сезонные работы к уфалейцам, заготавливали дрова, косили сено.
В отечественной войне 1812 года участвовало 3 сельчанина.
В документе 1826 года упоминается как Иткульдавыдово. 1 соборная мечеть, 1 мулла и 1 имам, 61 прихожанин-мусульманин.
В метриках ГАСО обозначено как 1-я мечеть Уткуль (Уткульская, 2-я Уткульская - это собственно Иткуль), первая метрика…, и последняя - 1916 год. В 1915-16 гг. мулла - Зулькарнай Зарипов Ижбаев (Итбаев)
В 1918 году часть местных жителей воевала в составе красного партизанского отряда Мардана Сисанбаева.
В Великую Отечественную войну из деревни ушил на фронт 39 человек, вернулось 18.
Население по моим сведениям: 1869 - 56 м. и 77 ж., 1896 - 80 и 77, 1908 - 100 и 89.
Метрики в ГАСО с 1889 года, в описи деревня обозначена как Уткуль Терсятской сельской общины.
Население: 1926 - 242, 1970 - 393, 1983 - 209, 1995 - 171, в н.вр.(2004) - 139 чел. [11]

Зырянкуль
Относится к Береговому с/с Каслинского р-на. Расположена в юго-восточной части района, на юго-западном берегу озера Зырянкуль. Ландшафт - лесостепь, деревня окружена березовыми лесами.
Расстояние до районного центра - г.Касли - 55 км, до центра сельсовета п.Берегового - 10 км.
Деревня основана башкирами-катайцами. Впервые упоминается в источниках 19 века.
В 1826 году (Зырянкулевская) упоминается - мечеть, 1 мулла и 98 прихожан-мусульман.
Население: 1970 - 183, 1983 - 80, 1997 - 41, в н.вр. - 15 чел. [12]

Ибрагимова
Относится к Куяшскому с/с Кунашакского р-на. Расположена в юго-западной части р-на, на берегу оз.Суртаныш. Деревню окружают лесные массивы, перемежающиеся с обширными степными участками. До с.Кунашак - 29 км, до центра с\с с.Большой Куяш - 16 км.
Национальный состав - башкиры. По преданию, деревня основана в 1770-х, названа именем одного из самых богатых жителей - Ибрагима. Вообще, это, конечно, вздор. Почему деревня еще в 1875 году называлась Большой Суртаныш, или Сунабаева? В печатных источниках о мечети нет ни слова, но в ГАСО есть метрики за 1900 и 1904 годы. В ГАЧО - за 1903.
По ревизии 1795 в ней учтено 70 мужчин, по ревизии 1811 - 72 (24 семьи).
1826 - действует соборная мечеть, 1 мулла на 81 прихожанина-мусульманина.
Население: 1970 - 438, 1983 - 333, 1995 - 373. В наст.вр. - 321. [13]

Иткуль (Средний Иткуль)
История запутанная. Совершенно иная башкирская ветвь. Особенно интересным это место делает то, что на северном берегу озера Иткуль в начале 20-го века были открыты археологические памятники т.н.Иткульской культуры. Некоторые из них датируемы 6-3 вв.до н.э., что не вызывает у меня никакого доверия. И тем не менее, не упоминуть об этом нельзя. Прибегая к помощи энциклопедии Челябинской области, вновь выбираю материал, который мне относительно понятен.
Центр Иткульского с/с, территориально-административного подчинения г. В.Уфалей, в 35 км к северо-востоку от В.Уфалея. Национальный состав - башкиры.
Село основано в 1688 году представителями башкирского племени сынрян.
До середины 1960-х гг. называлось Средней деревней, в источниках 16-17 вв. (? - каким образом, если появляется только в 17 веке) упоминается как Ыйык, Ыйыккуль, Иккуль, Эткол, в моих источниках, в частности, в метриках, как Уткуль, Уткульская.
Первопоселенцы обосновались на побережье озера с разрешения местного населения - представителей племени сальют, которые владели этими землями с 13 века (выглядит голословно).
Согласно документам Пермского государственного архива (каким именно в списках литературы не указано), иткульские башкиры, называвшие себя вотчинниками Сынрянской волости, ранее жили за рекой Уфой и по-русски назывались горными чувашами (запомним это), по-татарски - тавлами.
Вотчинниками они стали лишь в 1759 году, когда оформили право на владение землями. Вели полукочевой образ жизни (когда?). В каждой семье было по 10-12 детей, в каждом хозяйстве много скота: коней овец, коров; небольшие участки земли засевались пшеницей, рожью, льном. Весьма существенные данные. Но имеют смысл, если автор собирается сравнивать эти показатели с показателями других деревень или племен. Мясо, масло, жир, шкуры башкиры обменивали у русских крестьян из села Воздвиженка на некоторые продукты питания (овощи). Тоже весьма существенное замечание. Из кобыльего молока делали кумыс, сметану, айран; мясо (баранину) солили впрок, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы (последнее вызывает некоторые сомнения).

В 1719 году А.Н.Демидов приобрел земли на берегу озера, чтобы построить здесь медеплавильный завод. Местные башкиры возвели дамбу, 2-м заводские стены, затем подняли бунт.
Жители Иткуля одними из первых присоединились к восстанию Пугачева, участвовали в нападении на Полевской и Полдневский заводы.
Трое иткульчан участвовали в войне 1812 года, дошли до Парижа.
В сентябре 1870 года также собираются сведения от волостных правлений уезда. [14] И только в отчете Карабольского правления мы обнаруживаем первые сведения о башкирских училищах: «…в деревне Караболка с 15 ноября 1864 года учреждена русская деревенская школа [15], в которой до 23 апреля 1865 года обучались башкирские мальчики, от 5 до 15 человек. Школа та была учреждена на пожертвованную сумму 2000 руб. мякотинскими башкирами [16], в расходовании которой руководил по распоряжению начальства, волостной старшина, из суммы этой 650 рублей находилось в процентах у башкир Карабольской волости и деньги эти сбирались по частям вместе с процентами и расходовались на содержание школы и мальчиков, 1350 руб.находятся у приращения процентов в Екатеринбургской конторе Государственного банка; по исрасходовании [17] же первых и неразрешением получить из банка денег, обучавшиеся мальчики уволены от занятий и распущены по жительствам; учебные же руководства первоначально хотя и есть, - но уже не все в целости, потертые и маранные, однако к первоначальному приступу грамотности еще служить могут.
Жители-башкиры Карабольской волости, в существовании русской школы и отдаче на учение некоторых мальчиков, на готовую сумму, хотя и не препятствовали, но сами на содержание оной, за неимением средств и источников, желания не изъявляют, - присовокупляя к этому, что по быту их дети, бесплатно более обучаются грамоте татарской.
Обязанность учителя нести, в случае существования школы, в настоящее время никого не имеется». [18]

Первыми большевиками в селе были Т.Утебаев и А.Карымов.
В 1917 году создан Совет рабоче-крестьянских депутатов, председатель Рафиков, товарищ председателя Хусаинов.
В 1918 году по решению В.Уфалейского Совета рабочих депутатов создан и вооружен 50 винтовками красногвардейский отряд под руководством М.Сисанбаева.
В июле 1918 года белые взяли село, Утебаев, Г.и А.Карымовы, Сисанбаев и многие другие были убиты.
Лето 1919 года - в ходе т.н.Екатеринбургской операции в окрестностях села произошло сражение между частями 5-й стрелковой дивизии красных и Сводного ударного корпуса Сибирской армии белых.
В мае 1920 года был организован союз молодежи, секретарем волостного комитета был В.Егоров, секретарем комсомольской ячейки села - Мухамедшин, председателем - З.Хуснутдинов. Комсомольцы участвовали в ликвидации отряда Зайнуллы (Мурата), действовавшего на территории села в 1920-21 (может, окрестностях села?).
В 1930 году началось раскулачивание, представители духовенства были расстреляны (не поверю автору статьи, пока не увижу документов, по стилю, похоже, он не только об этом нафантазировал. Это тот период, когда расстреливают пока только за откровенный бандитизм). Мечеть была переоборудована под клуб, куда перевели и библиотеку, одну из старейших в районе. Она была открыта в 1904 году как изба-читальня согласно решению уездной земской управы на средства фонда Ф.Ф.Павленкова. В 1994 году переведена в соседнюю деревню Даутово.
Население: 1926 - 444, 1970 - 408, 1983 - 213, 1995 - 144, 2004 - 136 человек. [19]

Каинкуль (Каныкульская), ныне Кунашакский р-н.
Саринский с/с Кунашакского р-на, на южном берегу озера Каинкуль (Кайын - «береза»). До Сары - 7 км., до села Кунашак - 18 км.
Основана в 18 веке башкирами Улу-Катайской волости. В 1811 году 15 дворов (46 душ муж.пола), в 1873 - 34 двора.
1826 году действует соборная мечеть на 51 прихожанина, при ней служит 2 муллы.
Население по моим сведениям: 1869 - 69 м., 78 ж.; 1908 - 277 (143, 134)
Метрики в ГАСО за 1892 и 1909, в ГАЧО - с 1903 года.
Население: 1853 - 156, 1970 - 202, 1995 - 307, 2006 - 298 чел. [20]

Карагайкуль - Урукульский с/с. Кунашакского р-на, находится на берегу озера Карагайкуль (сосновое).
На месте современного водоема когда-то стоял сосновый бор, остатки которого - пни - сохранились до сих пор. (Это мне непонятно) До с.Кунашак 27 км, до центра сельсовета пос.Дружный - 7 км. По западной окраине деревни проходит автомагистраль Екатеринбург-Челябинск.
В 1826 году именуется как Карагайчике, имеется соборная мечеть, 1 мулла на 111 прихожан.
Основана башкирами-катайцами как хутор, дата неизвестна.
Метрики в ГАСО с 1900 года.
Население по моим данным: 1869 - 143 м. и 113 женщин, 1896 - 131 и 120, 1908 - 167 и 153.
Население: 1939 - 87, 1970 - 627, 1995 - 549, 2004 - 427 чел. [21]

Кулужбаева - Урукульский с/с, Кунашакский район. На р.Термяс.
Разночтения: 1870 - Кулумбаева, также в метриках - Итыжбаева.
Основана в 1760 г., в период освоения Урала Демидовым, названа по имени первопоселенца Кулужбая. Метрики ведутся с 1828 г. В 1890 г. построена мечеть, которая после 17 года была снесена.
Сведения о мечети: 1826 - соборная мечеть, 1 мулла на 201 прихожанина.
Метрики заполняются с 1828 года, в ГАСО с 1900 г.
В печатных изданиях мечеть упомянута в Списках за 1869 год.
В 1912 - каменная земская начальная школа. Сведений о ней не нашел. Но вот башкирское мектебе в 1912 году есть. Учитель - С.Хамзин, помощник - М.М.Хамзина. В 1913 году учреждается русско-башкирская земская школа, в подчинении у Карабольской школы.
Население до революции: 1869 - 104 м. и 102 ж., 1896 - 95 и 88, 1908 - 100 и 99.
Население: 1995 - 59, 2004 - 88. [22]

Сары (Сарино), ныне Кунашакский р-н.
Центр Саринского сельсовета. Расположено на берегу озера Калды. Расстояние до районного центра - с.Кунашак - 15 километров.
Основана после 1742 года катайскими башкирами, в документах упоминается с 1772. Первоначальное название Сарина Бала, предположительно, по имени основателя Сары Абдуллина. [23]

В XIX одна из крупнейших башкирских деревень на юго-западе Екатеринбургского уезда, располагалась на старом тракте Екатеринбург-Челябинск, в деревне находилась почтовая станция, которой, к примеру, в Караболке не было.

В 1826 деревня - местожительство ахуна - Кутлусова Мещерякова, что, по всей видимости, говорит о его «национальной» принадлежности [24], управляющего мусульманскими общинами уезда.
В печатных документах первое упоминание о мечети в Пермских списках 1869 года. Деревня вторая по величине после Караболки, количество жителей в 1869 - 262 мужчины и 256 женщин. К 1908 году - 438 и 385 соответственно.
Метрики в ГАСО с 1904 года.

Среди лиц, получивших гильдейские документы на 1885 год, числится как екатеринбургский купец второй гильдии, имеющий лавки в деревне Сары - выходец из Казанской губернии Абдурашитов Мухамет Гариф (Нур-Мухамет). В 1886 году получает свидетельства и билеты на торговлю в Каслинском заводе. [25]

В конце XIX - начале XX века в Сары из значимых объектов находится почтовая станция.
В документах конца XIX века упоминается еще одна личность: Султанов Садык Габдрахманович, статский советник, в Саринской волости владел 355 десятинами земли. Его имя появляется в списках лиц, имеющих право участвовать в екатеринбургском уездном съезде для избрания уполномоченных в уездное избирательное собрание для выбора земских гласных по екатеринбургскому уезду на IX трехлетие (годы 1894-1897). Из татар такой чести (по имущественному цензу удостаиваются еще братья Камалетдин и Зайнетдин Агафуровы. Родственных связей определить пока не могу.
В 1904 году в деревне имеет свою лавку Галиулла Юсупов Искандаров. [26]

Русско-башкирское училище откроется в 1905 году.
История появления этой школы небезынтересна. Предполагалось открыть земскую школу в Асанова, деревня была крупней, местоположение удобней. Гариф-мулла, руководивший мектебе (Подосенов называет школу медресе, немного позже учебная инспекция разберется в различие школ) при котором училось до 70 детей, с интерсом встречает идею открытия земской школы. А потом… начинается волокита, вымогательство денег. После нескольких лет «мучений» с муллой, земская управа решает перенести школу в деревню Сары. В 1902 году Гариф-мулла уже просто запрещает башкирским мальчикам посещать земскую школу. Условия работы учителя Терегулова становятся просто невыносимыми. И он обращается в управу с просьбой перевести школу в Сары, где его готов поддержать местный мулла, заведующий саринским мектебе, в беседах с Терегуловым не раз высказывавшийся о необходимости башкирским детям учить русский язык. Надо отметить, что по окончании мектебе некоторых детей отправляли доучиваться в русско-башкирскую школу в Шадринский уезд (?), ее окончание давало льготы и по части военной службы. Тем не менее, пока инспектор народных училищ Екатеринбургского уезда не соглашается с Терегуловым. Отчасти этому способствует Зайнетдин Агафуров, посетивший школу в Асанова, и, казалось бы, убедивший местных мулл не препятствовать обучению русской грамоте башкирских детей. Но как только инспекция покидает деревню, хозяин дома, который снимался под школу, просит освободить помещение, пытаясь тем самым вынудить поднять цену на съем дома, который начинает разваливаться. В сентябре 1902 года попечитель оренбургского учебного округа принимает решение перевести школу в Сары.

19 декабря 1904 года в деревне Сары открывается русско-башкирская школа, первым учителем которой становится Шагимардан Абдулфаттахов.
В 1908 году учителем школы числится К.Бейбулатов. В этот период обучаются только мальчики -- 24 человека и все старше 13 лет. [27] С 1910\11 учебного года учитель - С.С.Соловьев, его помощники - Х.Хабибуллин и И.А.Ялунин, в 1913 году помощники - А.А.Вшивцев и П.М.Казаков.
С 1912 года при школе работает и получает оклад вероучитель Х.Хабибуллин. В деревне также работает башкирская школа «мектебе», и при ней учителем - А.Х.Хабибуллин, похоже, сын, получая - 150 рублей.
Помощники - Г.Хабибуллин (100), С.Хабибуллин (100), М.Г.Хабибуллина (120). Очень похоже, что это семья. На учебные пособия для мектебе выделяется ежегодно по 30 рублей. [28] Подчинение инспекции Каслинского завода.
В 1914 году построена школа (автор имел в виду здание?).
Интересно, что в 1915/16 учебном году в школе преподает Глазырина Анна Константиновна, из крестьян, имеющая звание сельской учительницы. [29] Вообще, характерным является то, что в других русско-башкирских школах Екатеринбургского уезда девочки не обучаются. Было исключение только в дер.Бердениш, и то, единственная девочка, которая училась, это - дочь учителя. А вот на 1 октября 1916 года в саринской школе обучались 65 мальчиков и 15 девочек. Распределение по отделениям (классам, как понял я) было следующим: 1 - 32 м. и 8 дев., 2 - 12 и 4, 3 - 8 и 2, 4 - 13 и 1. С.Соловьев числится как заведующий школой. При школе также работают один учитель и один законоучитель.
Есть сведения о земской школе и за январь 1917 года. Заведует школой по-прежнему С.С.Соловьев (420 руб.), вероучитель при школе - Х.Хабибуллин (92)
В 1938 году - библиотека. Возможно, автор имел в виду - построено здание? Сомневаюсь, что ее не существовало до этого.
Население по моим сведениям:
Население по энциклопедии: 1940 - 303, 1959 - 813, 1970 -1203, 1983 - 931, 1995 - 1068, ~2006 - 1007 человек.
Продолжение - 2 часть.
[1] Киргиз-кайсаки, кинргизцы, киргизы, киргиз-казаки. В 20-е годы их называют казаками, с начала 30-х - казахами. «Расчленить», прояснить ситуацию пока представляется невозможных. Что за замесь кровей эти киргизцы - мы вынуждены оставить этот вопрос без рассмотрения. Рыбалко А.А. ЧОЭ, т.3, с.20.
[2] По табл., сост.В.В.Тепловым. ЧОЭ, Ч.,2007 - т.7, с.697. Упраздненные деревни в энциклопедии отдельных статей не имеют - Р.Б.
[3] По табл., сост.В.В.Тепловым. ЧОЭ, Ч.,2007 - т.7, с.700.
[4] Моисеев А.П.,  Поздеев В.В. ЧОЭ, т.1, с.235.
[5] Так в удостоверении старшего врача Екатеринбургского родильного дома - А.Новикова.
[6] Захаров С.Г.. ЧОЭ, т.1, с.356. О самой деревне в энциклопедии - ни слова!
[7] По табл., сост.В.В.Тепловым. ЧОЭ, Ч.,2007 - т.7, с.692.
[8] По табл., сост.В.В.Тепловым. ЧОЭ, Ч.,2007 - т.7, с.692.
[9] Моисеев А.П.,  Поздеев В.В. ЧОЭ, т.1, с.512.
[10] По табл., сост.В.В.Тепловым. ЧОЭ, Ч.,2007 - т.7, с.693.
[11] Поздеев В.В. Черных В.А. / ЧОЭ. Т.2. с.20.
[12] Поздеев В.В./ ЧОЭ. Т.2. с.521.
[13] Зарипов М.З., Поздеев В.В. / ЧОЭ. Т.2. с.526.
[14] В отчетах также представлены сведения о медицинском обслуживании, но это уже отдельный вопрос, хотя от «уровня культуры» населения непосредственно зависит и его благосостояние и его здоровье. Через некоторое время именно по башкирским деревням особенно сильно ударит голод, хотя, казалось бы, номинально башкиры богаче русских…
[15] Я полагаю, имеется в виду - русско-башкирская школа. - Р.Б.
[16] Мне не совсем понятна «схема» подобной организации, поэтому и привожу столь пространную цитату, очень похоже на денежную махинацию, показавшуюся выгодной самим башкирам, но в итоге приведшую к «банкротству» школы. Ниже мы познакомимся с другими случаями несколько странных «коммерческих» операций, после которых сами башкиры оказывались в весьма затруднительных обстоятельствах.
[17] Я полагаю - «израсходовании». - Р.Б.
[18] ГАСО, ф.18, оп.1, д.340, л.95.
[19] Черных В.А. ЧОЭ, т.2, сс.638-639.
[20] Поздеев В.В., Хусаинова Г.М. ЧОЭ, т.3, с.31.
[21] Поздеев В.В., Янтурин Х.Б. ЧОЭ, т.3, с.31.
[22] Янтурин Х.Б.. ЧОЭ, т.3, с.548.
[23] Поздеев В.В./ Челябинская область: энциклопедия. - Ч., 2006. 880 с. - Том 5. с.751-752.
[24] Вообще, ты постоянно сталкиваешься с той проблемой, что в описываемый нами период о национальной принадлежности говорить некорректно.
[25] ГАСО, ф.62, оп.1, д.115, л.52, 66.
[26] ГАСО, ф.62, оп.1, д.258, л.77. Если торговец по национальности башкир, в документах это обычно отмечается. На примере Башкира Кинынбая (Киньтабай - так написано его имя чуть ниже) Ягафарова, имеющего промысловое свидетельство II разряда на торговлю в деревне Старо-Асанова (Саринская волость). (там же, л.77 об.)
[27] ГАСО, ф.18, оп.1, д.360
[28] Такая же сумма выделена на каждое мектебе.
[29] ГАСО, ф.18, оп.1, д.392, л.15-16об.

Мещеряки, Агафуровы, Челябинская область, Метрики, Деревни, Екатеринбургский уезд, Мечети, Ислам в местечках, Мишари, Татары и башкиры Среднего Урала, Башкиры

Previous post Next post
Up