Башкирские и мещеряцкие деревни бывшего Екатеринбургского уезда. Часть 2. Проект.

Jun 12, 2012 10:54

Попытка обобщения некоторых сведений о башкирских и мещеряцких деревнях бывшего Екатеринбургского уезда Пермской губернии (ныне север Челябинской области). Проект. Часть 2. ( Часть 1)
Перечень: Сарыкульмякова - Ямантаева.

Сарыкульмяк(ова) - Кунашакский р-н.
Впервые упоминается в переписи 1795 г., как поселение катайских башкир, названо по озеру (теперь это болото). В 2 км озеро Большой Сарыбалык.
Население: 1947 - 384, 1956 - 515, 1970 - 606, 1983 - 284, 1995 - 202, 2006 -155 чел. [1]

*Сатлыкова (Каслинский р-н)
В 1826 упоминается соборная мечеть, но своего муллы нет, 68 прихожан. Метрики в ГАЧО с 1878 года.
По карте 1869 года есть деревня Салтыкова находится на северном берегу озера Аргаяш. Но на той же карте вы найдете еще одну деревню Салтыкова на озере Урускуль, она находится между деревнями Алабуга и Бердениш. Пермские списки 1869 года, казалось бы, дают нам основание именно эту деревню считать за искомую. В тех же списках указано существование мечети уже 1869 году с приходом 100 мужчин и 87 женщин. Но уже на специальной карте 1875 года на месте Салтыкова - деревня Галикаева, , которой вообще нет на карте 1869 года. Казанский учебный округ опять теряет людей, по 1870 году их проживает в деревне 75 и 63 соответственно. Куда за год пропало 49 человек объяснить затрудняюсь. Итак, На более точной карте 1875 года на самой границе юга Екатеринбургского уезда на озере Аргаяш находится деревня Старая Сатлыкова и рядом просто Сатлыкова.
Осенью 1910 года Екатеринбургское земское собрание 41 сессии проводит особое совещание об улучшении дела в башкирских школах. Собрание отмечает, что только школа в д.Салтыковой (Сатлыкова), поддерживаемая бр.Агафуровыми имеет приспособленное здание, остальные ютятся в избах. [2]
Деревня упразднена в 1957-58 гг. Других сведений ни о Сатлыкова, ни о Салтыкова в энциклопедии нет. [3]

??Тарожкулова

*Таскина, Большое Таскино (Сосновский р-н) 
До середины 19 века просто Таксина, затем, вероятно, появляется выселок, именуемый Малая Таскина, основная деревня называется Большое Таскино.
Большое Таскино относится к Саккуловскому с/с Сосновского р-на. Расположена в западной части р-на, на берегу озера Калды, с восточной стороны от тракта Челябинск_екатеринбург. Ландшафт лесостепь, деревня находится на краю большого лесного массива. В 5 км - озеро Чебакуль. Пространство между озерами занято многочисленными болотами. К югу протекает река Теча. До районного центра с.Долгодеревенское - 43 км, до центра с\с пос.Саккулова - 25 км.
Деревня основана после 1742. В 1811 году называлась Таскина, относилась к 5-му Башкирскому кантону, в ней было 19 дворов.
В документах 1826 года упоминается соборная мечеть, 1 имам и 88 прихожан-мусульман.
Население: 1970 - 613, 1995 - 343, 2000 - 382, 2001 - 385, 2003 - 330 человек.
Большое Таскино - родина башкирского поэта Саляма Галимова (В ЧОЭ - статьи нет).
Название деревни произошло от др.-тюрк. «тас» - «разливаться», «камень». [4]
Малая Таскина упразднена в 1957-58. [5]

Суртаныш
Иначе - Шураны, и вновь мы вынуждены путаться: на карте 1869 года - только Большой Суртаныш, на карте 1875 года Суртаныш-Шураны находятся на северо-восточном берегу озера Суртаныш, на северо-западном берегу того же небольшого озера Большой Суртаныш, или Сунабаева. На карте 1909 года Большой Суртаныш - уже Ибрагимова, а Суртаныш-Шураны - просто Суртаныш. От Суртаныш-Шураны до мечети 2 версты.
Вот что интересно: при населении в Суртаныше 54 мужчины и 40 женщин, в Пермских списках там обозначена мечеть и нигде более, метрик в ГАСО нет, но в деревне Ибрагимова (Б.Суртаныш), при населении - 142 мужчины и 148 женщин - о мечети не сказано. Вероятнее всего, мечеть все же существовала в деревне Ибрагимова, и не позднее 1869 года.
По ЧОЭ: Куяшский сельсовет Кунашакский район. На берегу озера Суртаныш. До Кунашак - 28 км, до Куяш - 15 км. Дата основания неизвестна, заселялась башкирами-катайцами.
Население: 1959 - 189, 1970 - 177, 1983 - 82, 1995 - 92, в наст.вр. - 72. [6]

Караболку рассматриваем отдельно. Расположение на карте.
(См. также: Приложение к Обращению (вопрос о заражении территории после аварии на "Маяке") Карабольцев Губернатору Челябинской области Сумину П.И. Татарская Караболка: от прошлого к настоящему. Составлю отдельную заметку.)
Караболка (Татарская Караболка), Куяшский сельсовет Кунашакского района, в северо-западной части района на реке Караболка. До села Кунашак 59 км, до села Куяш - 19 км.
По ЭЧО [7] основана в 18 веке. Есть на плане Каслинского завода 1782 года.
В середине XIX века причислена к Куяшской волости, в 1883 - к Каслинскому земскому управлению Екатеринбургского уезда.
В 1887 году торговую лавку в деревне имеет Зайнетдин Хисаметдинович Агафуров. Но здесь появляются разночтения. В 1889 году лавка у Зайнетдина Агафурова в Карабоке не отмечена, зато отмечена лавка у Абдрашитова Нур-Мухамета. В 1890 году лавка в Караболке принадлежит Камалетдину Агафурову, о лавке Абдрашитова ничего не сказано. В 1891 году эта лавка вновь принадлежит Зайнетдину. [8]
Население: 1956 - 2800, 1959 (вероятно, после аварии) - 2638, 1970 - 1934, 1983 - 986, в 1995 - 717, в наст.вр. (ЧОЭ, 2006) - 578 человек. [9]
Очень интересная серия фотографий сделана Гаяром Искандяровым (Gayar Iskandyarov). Фотографии новой мечети.
Я не скажу, что в восторге от репортажа Ирины Мусиной, но подобных репортажей ни до ни после я не встречал. Спасибо, что сделала этот репортаж и загрузила его в своё время. Загружено пользователем musinairina , дата: 22.10.2007 - Karabolka-50...

image Click to view


И подборка материалов, касающих судеб деревень, попавших в зону аварии: УРАЛЬСКИЙ ЧЕРНОБЫЛЬ: ТРАГЕДИЯ ТАТАР. На youtube плейлист "Маяк".
Деревни, не упомянутые в списках 1826 года. Интересно, что указаны мечети. А заполнение метрических книг начинается в конце 20-х - начале 30-х годов 19 века.
Метрики в ГАЧО с 1877, в ГАСО - за 1889 год.
*Алабуга (ныне Каслинский район)
На берегу одноименного озера, которое находится в 5 км от озера Касли. Юго-запад Каслинского района.
Итак, впервые мечеть отмечена 1812 году. Эти сведения мы находим в метриках 1900 года, которые заполняет имам Храдша Батырша улы Акублатов (73 года), Указ 1869 г., 13 февраля, номер 1205 от 12 на звание имама, хатиба и мугалима. Учился он в Казанской губернии, [Х/Сдар] уезда, [там же живущий] в медресе Мухаммад-Шакира Сайфуллы улы.
Второй имам Хисамутдин Шамстдин улы Зайнутдинов, 54 года, Указ от 1881 года, апреля месяца под номером 4675 на звание имама, хатиба, мугалима. в Казанской губернии, учился в Казанском уезде, в дер. Кшкар в медресе муллы Исмагиля Утямышева. И муэдзин муэдзин Габдель-Латиф мулла Исаниюл улы, 52 года, Указ от 1881 года, 11 августа под номером 10423, в [……………]  [в Лтавус уезде], дер. Мнай в медресе Фахртдина Уткан улы хазрата.
Итак, вот, что пишет Акублатов (возможно, все же Акбулатов: Копии [……………] свидетельства [………были получены]   Габдель-Вахидом Сулеймановым и [хранились у него на руках]. Выдано 1812 года 23 января. [Потом хранились] на руках у ахуна, имама, мудариса Исмагиля Кильчуры улы, на руках муллы д. Елабуга Җмагула Гбас улы. А в прошлом году переданы в руки указного муллы, хатиба Чмагула Гбас улы, [………………………..]  Исмагиль Кильчур улы. Право на деятельность мечети - с 1812 года, 5 сентября [……………...] [10]
Сведения уникальны. Здесь даю примечания Дианы Габдулловны Касимовой (перевод):
«1. В списке умерших в 1900 г. в Елабуге у отцов и дедов родившихся странные, непривычные (нетипичные для татар того времени) имена: Саҗинбай, [Мнкргум], Альмад, Буранбай, Мухаммад-Кильды, Янгильды, Чимагуль, Кутлызама, Кутлыбай, Тмргази, Исламгуль. Имена - тюркоязычные, а не арабские. Лишь в одном случае написано, что человек башкир - это Чимагуль. В других случаях - кто?
2. Имам Елабуги заполняет раздел «умерших» безобразно. Кажется, он не думает, о чём пишет: число умерших - 16, а список их родителей, причины смерти и места похорон - 15. Одна душа - «мёртвая» в буквальном смысле слова.
3. Таблица читалась очень тяжело (непонятный почерк).
4. Алабуга - деревня крупная, работают два имама. Мечеть была построена относительно давно - в 1812 году. О личностях имамов, а также муэдзина, можно сказать только то, что они люди пожилые. Служат давно (старший имам - более 30 лет, второй - около двадцати). Хотелось бы лучше понять уровень их образования. Однако перевод получился неудачным. Ясно только, что оба имама обучались в медресе Казанской губернии. Медресе деревни Кашкар хорошо известно. Приведу лишь одну цитату, коих о медресе Кашкара достаточно:
«В Казанском крае были известны следующие старометодные медресе в деревнях, такие как: Кашкар, Сатыш, Саба, Мингер. К примеру, в небольшой деревне Кашкарах Казанского уезда медресе существовала с середины XVIII века и до начала XX века. Данное медресе в некотором отношении считалось выше всех татарских учебных заведений, в том числе и Казанских. Сюда приезжали учиться из Оренбурга, Семипалатинская, Касимова и даже из самой Казани. Среди кашкарских шакирдов было много сыновей самых богатых купцов и самых выдающихся мударисов.
Маленькая деревня Кашкар имела такое медресе благодаря купцу данной деревни, известного под именем «Муртаза Бай». Здание медресе не отличалось благоустройством. Оно состояло обыкновенно из одного большого четырехстенного дома. Медресе также служило общежитием для шакирдов» [11].
5. Пожалуй, самое ценное в этой таблице - это последовательное перечисление всех имамов, служивших когда-то в мечети Алабуга. Но перевод этого раздела дался  с трудом. Его нужно перепроверить».

Действительно, почему лишь раз отмечено, что тот-то башкир, точно «пришлый», а не местный? С кем же себя соотносили алабужцы?
Также мне кажется странным, что с такой историей деревня не упомянута в документе 1826 года. (Не забываем, что у нас «потеряно» две деревни: Нрушева и Тарожкулова.
В печатных изданиях мечеть отмечена в 1869 году в списках населенных мест Пермской губернии, население - 231 мужчина и 214 женщин [12], больше только в Караболке, Берденише и Сары. 1896 - 200 и 250 соответственно, 1908 - 346 и 350. Таким образом, уже к середине XIX века это одна из крупнейших башкирских деревень в Екатеринбургском уезде, но она даже не упомянута в энциклопедии…
Метрики в ГАСО с 1889 года (это тоже выглядит странным, по идее, они должны появиться в конце 20-х - начале 30-х гг. XIX века), последние - 1916 год.
В 1912 году в деревне работает мектеб. Учитель - М.В.Вахитов (150 руб.составляет «оклад»), его помощниками являются - Х.Шагимуратов (120) (Х.Шамратов в документах на 1913 год) и П.Б.Вахитова (120) (в документах по 1913 году инициалы Г.Б.), вероятно, все же родственница, но степень родства установить не удалось, которая обучает девочек.
В 1913 году имам Мухмет Валий Вахитов (г.р.1878, указ от 1903 года). В селе проживает 368 мужчин и 332 женщины. (30 марта 1912 года у Вахитова МухаметВали и его жены Гайши Мавляви Залялетдиновны родился сын Муса)
Название от башкирского слова «Алабуга» - окунь. [13]

К несчастью, деревня оказалась в нескольких км от «Маяка». После взрыва в течение жители переселены, дома, одежда, скот уничтожены. Упразднена в 1957-58 гг. Деревня забыта, точно ее и не было. [14]

*Кирпичики (Каслинский)
Находилось у озера Кирпичики. Ни деревня, ни озеро в энциклопедии не упомянуты.
Впервые наличие мечети отмечено в 1908 году в «Списках», население деревни составляло - 48 мужчин и 50 женщин.
Упразднена 1957-58, причина не названа. [15]

Ключи (в 9 км к северо-западу от Снежинска)
В муниципальной связи со Снежинском, из Иткульского с\с г.В.Уфалея исключена в 1992 году. Национальное тяготение в 20 веке к Иткулю и Даудово, находится на берегу оз.Карасево, у озера Иткуль [16], башкирское название Шишма.
На месте современной деревни в 1660-х гг. поселились башкиры племени сырнян. Они держали мн.скота (лошадей, коров, овец), выращивали пшеницу, рожь, лен. Продукты растениеводства выменивали на мясо, масло, жир, шкуры животных у жителей соседних деревень. Летом выезжали на летние пастбища (яйляу) на южный берег озера Иткуль. В окрестностях деревни с конца 1750-х гг.действовали рудники, в которых на глубине до 15 метров добывали руду для Каслинского завода, но руды были бедными по составу, с появлением новых рудников добыча была прекращена. В 1-й половине 18 в.у местных башкир было много кузниц. После восстания 1735-36 содержать их башкирскому населению было запрещено.
Мечеть упомянута в Списках в 1896 году. Метрик в ГАСО нет.
Население до революции: 1896 - 112 м. и 109 ж., 1908 - 112 и 103.
Динамика населения: 1926 - 246, 1970 - 308, 1983 - 212, 1992 - 119, 1995 - 300, и в 2004 - 103 чел. [17]

Кульмяково
Береговой с/с Каслинского р-на, до Касли 57 км, до центра с/с пос.Берегового - 12 км.
Деревня основана башкирами в черте Улукатайской волости (несколько севернее современного местоположения) в конце 18-нач.19 вв.; названа по имени или прозвищу одного из первопоселенцев (Кулмак, Кульмяк в пер. со старобашкирского - «пришелец»; со временем, очевидно произошло замещение геогр. термином «кульмяк» - «заросшее болото с окнами чистой воды»). Это не соответствует действительности. Деревня уже фигурирует в Списках за 1869 год. Одно из старых названий Алькина. Вероятно, возникает как выселок с населением: 12 мужчин и 7 женщин. По Специальной карте, завершенной в 1875 году и переизданной в 1921, ближайшая деревня Зырянкуль. Возможно, какие-либо данные есть в зырянкулевских метрикахНо в 1896 году население деревни уже составляет - мужчин уже 99, женщин - 93. В 1908 году - 150 и 119 соответственно.
Сведений о мечети мною не найдено. Метрик в ГАСО по деревне конкретно нет.
Интересна динамика  исчезновения: 1939 - 104 двора, 400 колхозников (старше 12 лет), 1946 - 79 дворов (имелась школа и кузница). Нас. 1970 - 137 ч., 1983 - 50, 1995 - 14, по энц. 2004 г. - 4 чел.. [18]

*Куркачиково (относ.к Кыштыму)
(Курткачакова, Улуагач, Биямск)
Упразднена 26 апреля 1966. [19].

Кырмыскалы (Кыртыс- Тау)
(не идентифицировал)

Назырова (Назарова)
Отн.к Аязгуловскому с/с Аргаяшского р-на. В 3 км от Аязгулова и в 9 от Аргаяша. Насколько серьезны попытки Поздеева хоть что-нибудь написать о башкирских деревнях, мы можем судить по статье о деревне Назырова. Основана она у него при отделении колхоза им.Куйбышева. Но Вы ее без труда найдете на карте 1903 года на речке Зюзельга. Правом притоке р.Теча. В 1939 году относилась к Асановскому сельсовету, состояла из 17 дворов.
Названа по фамилии первопоселенца: Назыр - антропоним арабского происхождения, в пер. - «обет», «торжественное обещание». [20]
Итак, я полагаю, что и здесь путаница. Деревня Назарова у дер.Асановой тоже находится на реке Зюзельга. «Назырова» ранее называлась дер.Назарева, она находится в непосредственной близости к дер.Аязгулова, что юго-западнее.
Население: 1939 - 83 чел., 1970 - 179, 1983 - 81, 1995 - 28, ~2006 -36 чел.

*Назарова (Аргаяшский р-н)
упразднена в 1957-58 гг. [21]

Сагильшино. Так же Загильшина, или Пороховая.
Немаленькую деревню население начинает покидать еще в конце XIX начале XX века. Население в 1869 году - 78 мужчин и 63 женщины, в 1896 году - 16 и18. в 1908 - 20 и 17. Еще каких-либо сведений о деревне обнаружить не удалось. На том же озере Пороховое находилось еще и русское одноименное с озером селение, о котором в энциклопедии вы узнаете, что до революции оно, как и само озеро, находилось, оказывается в Шадринском уезде, а не в Екатеринбургском. По географическому положению «тяготела» к Зырянкулю и Кульмякова, куда, по всей вероятности, оставшиеся жители и переместились. Своей мечети не было, метрик в ГАСО нет. В Пермских списках обозначено расстояние до ближайшей мечети 3 версты. От Кульмякова - тоже три версты. Вероятно, все же речь идет о Зырянкулевской мечети, метрики которой в ГАСО есть за 1900 и 1904 годы, в ГАЧО за 1903 год. Напомню, что независимо от того, что Кульмякова станет волостным центром мечеть там так и не будет построена.

Сак-Элгинский, или Сак-Элгинское, или Соймановский [22] (иногда Саймановский) завод или рудник.
Не совсем понятно образование достаточно большой мусульманской общины, материалов о том, откуда она возникла и куда и каким образом исчезла - я не нашел. Сообщая сведения, которые могут помочь в дальнейших поисках. Сам Сак-Элгинский выселок основан в 1822 году заводчиком Г.Ф.Зотовым, сначала намыв золота, позже найдена медь. Совершенно непонятно, откуда там берется такая крупная мусульманская община. 1834 году строится медеплавильный завод. В 1909 году шахты покупают англичане. Сак-элга - это название реки, левого притока Миасса, ныне река отравлена отходами Карабаша. [23]
Беру материалы с сайта.
1775 - основан Сак-Элгинский выселок. Началась разработка месторождения железной руды в Соймановской долине [24] для Кыштымского чугунолитейного завода.
1776 - впервые в печати академик П. С. Паллас описал железные рудники Соймановской долины.
1809 - купец Л. И. Расторгуев купил у металлопромышленника Никиты Демидова Соймановские рудники и Кыштымский завод.
1822 - открыты месторождения золотых россыпей в Соймановской долине и начата добыча золота Л. И. Расторгуевым. Это событие считается временем основания г. Карабаша.
1826 - прошли волнения работников золотых приисков Соймановской долины.
1827 июнь - работала комиссия полковника А. Г. Строганова по обследованию условий работы на золотых приисках Соймановской долины.
1834 - наследники Л. И. Расторгуева получили разрешение на строительство медеплавильного завода.
1837 апрель - у плотины Богородского пруда построен первый медеплавильный завод.
1842 - первый медеплавильный завод закрыт.
1899 - открыт Конюховский рудник в северной части Соймановской долины (позднее шахта им. Ф. Э. Дзержинского).
1900 - в Соймановском поселке открываются первые аптека и фельдшерско-акушерская лаборатория;
- образовано акционерное общество «Кыштымские горные заводы» наследников Л. И. Расторгуева, куда вошли предприятия Соймановской долины;
- построены и пущены в эксплуатацию две бегунные фабрики для обработки жильного и галечного золота у плотины Карабашского пруда;
- у подножья горы построен циано-золотоизвлекательный завод;
- открыта новая церковно-приходская школа.
1906 - на Конюховском месторождении железной руды обнаружено залегание медного колчедана в промышленных масштабах.
1907 - построен и пущен в эксплуатацию Старомедный завод в северной части Соймановской долины.
1908 - английский предприниматель Л. Уркварт скупил акции наследников купца Л. И. Расторгуева и завладел Кыштымским горным округом, создав корпорацию «Общество Кыштымских заводов»;
- открыта новая шахта «Лесли».
1909 - заложены глубокие шахты: «Южная», «Центральная», Южный рудник;
- в результате обвала рудной массы на Конюховской шахте погибли 27 шахтеров.
1910 октябрь - вошел в эксплуатацию большой медеплавильный завод в Карабаше, старый завод закрыт. На заводе начали работу самые современные в то время горизонтальные конверторы «Пиро-Смит»;
ноябрь - закончено строительство узкоколейки Кыштым-Карабаш протяженностью 40 верст.
1912 сентябрь - на берегу городского пруда построена заводская больница на 40 коек с амбулаторией и аптекой. Первым врачом в ней работала В. А. Добровольская.
ноябрь- в результате забастовки грузчики ватержакетных печей добились 8-часового рабочего дня вместо 13 часов ранее;
- открыто Американское (Первомайское) месторождение медного колчедана;
- открыты две первые 4-классные школы в Карабаше и на Конюховском руднике.
1913, май - впервые рабочие Карабаша праздновали День международной солидарности трудящихся; октябрь - открыт первый народный дом с киноустановкой;
- в механическом цехе Карабашского медьзавода продемонстрирован первый кинофильм;
- открыты Ивановское и Сугурское месторождения медного колчедана.
1914 - первая партия карабашских рабочих отправилась на фронт Первой мировой войны.
1915, апрель - на заводе проведена самая крупная в его истории забастовка;
- управителем медеплавильного завода М. И. Наумовым впервые проведен опыт бессемерования медных штейнов в конверторах.
1916 - на Карабашском заводе пущена первая в России отражательная печь;
- прошла забастовка рабочих медеплавильного цеха, в результате которой они добились 8-часового рабочего дня на вредных работах. [25]
Ни слова об искомом нами.
Метрики ведутся с 1911 года. Хотя в 1912 году население мусульман (не понятно, башкир ли) 1325 мужчин и 567 женщин. Имам Шарафутдин Сулейманов. 1916 год имам - Аб.-Касим Исмагилов. На титуле метрики - Соймановский медноплавительный завод, печать полицейского надзирателя под пошлиной - Соймановские золотые прииски.
В Пермских списках в 1896 и 1908 гг. этого названия нет, вероятно, населенный пункт уже «влился» в Карабаш, но метрики ведь упорно обозначаются - Соймановский медеплавильный завод, т.е. по официальным изданиям нам не отследить динамику роста мусульманского населения уже района Карабаша. Интересно было бы изучить метрики, которые находятся в ГАСО, как ни странно с 1889 года (последние метрики 1916 год), хотя Сулейманов (опять же оговорюсь, мог и я неправильно понять его) отмечает, что метрики ведутся с 1911 года, что может говорить только о том, что он в этом году становится имамом сак-элгинской мечети. Читатель догадывается, что авторскому коллективу энциклопедии это неинтересно, поэтому о Сак-Элгинском выселке, как и о Соймановском заводе, фактически ничего не сказано.
На картах 1869 и 1903 года, Сак-Элгинский есть, Карабаша нет. В 1908 году старый Соймановский завод сгорел. На карте 1869 года рядом с выселком обозначена деревня Юлдашкина, в Пермских списках ее нет, так же, как и на карте 1903 года. Деревня находится в некотором отдалении от самой южной деревни интересующего нас района - от Аязгулова, за озером Увильды.
Таким образом, мечеть должна была существовать в Карабаше, по крайней мере, с 1889 года!
Топонимы объясняются из башкирского языка. Первый от слова соксон - «любитель рыться», «тот, кто роет», «рыться», «копаться». Так башкиры называли древних рудокопов, оставивших после себя «чудские копи». Второй составлен словами: сока - «копать» (копь), «долбить», елга - «река», Сак-Елга - «река, где копали», или «река, где есть копи». Названия, возможно, от тюркского древнего мужского имени Сак. [26]

Старая Соболева
(Тик-Турды, Иске Субул) Норкинский сельсовет Аргаяшского района. До с.Аргаяш - 16 км, до с.Норкино - 1 км.
Деревня основана в начале XIX века, по некоторым данным, каратабынцами (из рода кекюрчик), переселившимися из-за Уральских гор. Относилась к саринской волости. Названа по фамилии одного из первопоселенцев - Базаргула Соболева.
По данным статистики в 1866 году - 12 дворов, 1897 - 23. Население: 1866 - 85, 1897 - 130, 1947 - 401, 1959 - 205, 1970 - 445, 1983 - 354, 1995 - 428, в наст.вр. - 402. [27]

Сулейманово
Саринский сельсовет Кунашакского района. До с.Кунашак - 21 км, до д.Сары - 4 км.
Дата основания неизвестна.
Население: 1956 - 190, 1959 - 142. 1970 - 282, 1983 - 125, 1995 - 81, в наст.вр. - 79 человек. [28]

*Шарыпкуль (Кунашакский р-н)
упразднена в 1970-77 гг. [29]

*Этбаева (Аргаяшский р-н)
упразднена в 1970-77 гг. [30].

Юлдашева (Урукульский сельсовет, Кунашакского р-на)
Расположена в месте слияния рек Караболка и Термяс, до рц Кунашак - 27 км. Основана (предположительно в начале 19 века как выселок из одноименной деревни ныне Нязепетровского района. После 1917 года относилась к Кульмяковскому сельсовету Аргаяшского кантона.
Динамика: 1956 - 128, 1959 - 194, 1970 - 387, 1983 - 240, 1995 - 238 чел., в настоящее время по энциклопедии 189 чел. [31]
Юлдашева (Исакова или Староюлдашева, до Нязепетровска 20 км), из который переселились башкиры, находится в Нязепетровском районе. Совершенно непонятно, зачем им нужно было переселяться на новое место.

*Юмангулова (Кунашакский р-н)
упразднена 10 сентября 1968 года. [32]

Ямантаева (Манатау, Монатау, Кунашакского р-на)
На берегу реки Караболка, основана башкирами в середине 18 века. После революции относилась к Аргаяшскому кантону.
Население: 1956 - 105, 1970 - 257, 1983 - 192, 1995 - 220, в наст.вр. - 175. [33]
Продолжение. Часть3.
[1] Поздеев В.В./ Челябинская область: энциклопедия. - Ч., 2006. 880 с. - Том 5. с.752.
[2] Земское собрание 41 сессии. - Уральская жизнь, 10 октября, 1910.
[3] По табл., сост.В.В.Тепловым. ЧОЭ, Ч.,2007 - т.7, с.699.
[4] Поздеев В.В./ ЧОЭ. Т.1. с.457.
[5] По табл., сост.В.В.Тепловым. ЧОЭ, Ч.,2007 - т.7, с.696.
[6] Поздеев В.В./ ЧОЭ. Т.6. с.341.
[7] Челябинская область:Энциклопедия.
[8] ГАСО, ф.62, оп.1, д.115, лл.65-311.
[9] Поздеев В.В./ ЧОЭ. Т.6. с.408. Очень скупые и нечленораздельные сведения.
[10] ГАСО, ф. 6, оп. 12, д. 82, л. 115об. (перевод Д.Г.Касимовой)
[11] Мухаметшин А.Г. Роль педагогики кадимизма и джадидизма в дальнейшем развитии педагогической мысли и национального образования в Казанском крае в XVIII - XIX вв. / Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 6.
[12] В «Списках инородческих…Казанского учебного округа» 1870 года: 162 - мужчины и 165 женщин. Подобные разночтения касаются только еще двух деревень: Караболки, где «потеряно» около 150 человек, Галикаева, Сатлыкова, Бердениш, Мусякаева. Надо сказать, что Казанский учебный округ несколько деревень вообще потерял, точно их и не было.
[13] Андреева М.А., Захаров С.Г. ЧОЭ, т.1, с.89.
[14] По табл., сост.В.В.Тепловым. ЧОЭ, Ч.,2007 - т.7, с.691.
[15] По табл., сост.В.В.Тепловым. ЧОЭ, Ч.,2007 - т.7, с.695.
[16] В Челябинской обл. еще 4 деревни с таким названием.
[17] Поздеев В.В., Черных В.А./ Челябинская область: энциклопедия. - Ч., 2004. 800 с. - Том 3. 249-250 сс.
[18] Поздеев В.В./ Челябинская область: энциклопедия. - Ч., 2004. 800 с. - Том 3. 549-550 сс.
[19] По табл., сост.В.В.Тепловым. ЧОЭ, Ч.,2007 - т.7, с.696.
[20] Поздеев В.В. - ЧОЭ, т.4, с.483.
[21] По табл., сост.В.В.Тепловым. ЧОЭ, Ч.,2007 - т.7, с.697.
[22] Названа в честь Соймонова Владимира Юрьевича (1772-1825), горный инженер, геолог, первый организатор государственных геологических поисков и съемки на Урале, действительный тайный советник, сенатор. (Бердюгин Ю.П. ЧОЭ, т.6, с.151)
[23] ЧОЭ, т.3, с.716.
[24] Соймоновская дол. , Карабаш (р-н), Ю. Урал, РФ \\ золото; МС-1 \\ Кузнецов Е.А. Петрографическое описание Соймоновской долины. I. Гора Карабаш. - Тр. Ин-та прикл. минералогии. 1928. N 32. С. 80-87. \\ Кузнецов Е.А. Геологическое описание Соймоновской долины. - Тр. МГРИ им. Орджоникидзе. Т. 2. 1936. С. 75-128.
[25] http://karabash.ru/historydat.htm
[26] Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области. Книга выложена на сайте автора http://toposural.ru/html/s.htm
[27] Поздеев В.В./ ЧОЭ. Т.6. с.257.
[28] Поздеев В.В./ ЧОЭ. Т.6. с.239.
[29] По табл., сост.В.В.Тепловым. ЧОЭ, Ч.,2007 - т.7, с.702.
[30] По табл., сост.В.В.Тепловым. ЧОЭ, Ч.,2007 - т.7, с.702.
[31] По табл., сост.В.В.Тепловым. ЧОЭ, Ч.,2007 - т.7, с.544.
[32] По табл., сост.В.В.Тепловым. ЧОЭ, Ч.,2007 - т.7, с.702.
[33] Поздеев В.В. ЧОЭ, т.7, с.573.

Мещеряки, Челябинская область, Метрики, Деревни, Екатеринбургский уезд, Статистика, Мечети, Ислам в местечках, Мишари, Башкиры

Previous post Next post
Up