Большой татарский концерт - открытая репетиция. Завершение

Oct 29, 2013 21:06

Набросок завершения...
Большой татарский концерт вышел за рамки татарского, стал татаро-башкирским, теперь к нему присоединится и азербайджанец (а, может, и не присоединится, я так и не смог уточнить авторство), назовём концерт "мусульманским" и завершим его на русском языке.
Буду делать разные предположения, которые к истине могут и не иметь никакого отношения.
Я ничего не могу найти про "Телефон" Шакира Мухамедова... Если честно, я и разобрать-то монолог толком не могу.
Цепляюсь за "Наджапа". В интернете - ничего. Но невольно приходит мысль о Наджафе, т.е. Нариманове.
1911 год.
"Газета «Идель», выходившая в Астрахани, редактором которой был известный издатель и богослов Абдурахман Умеров, о приезде татарского поэта Габдуллы Тукая 29 апреля 1911 года сообщает всего одной фразой: «В наш город приехал известный поэт Габдулла Тукаев». Других сведений о пребывании Г. Тукая газета не дает...
Скорее всего истинной причиной поездки Г. Тукая в Астрахань было желание поправить здоровье. Известный драматург и публицист Нариман Нариманов (1870-1925), увидев больного Г. Тукая, сказал, что надо было приехать на год-два раньше, но все же посоветовал полечиться кумысом. Следуя совету Н. Нариманова, Г. Тукай, живя в селе Калмык Базары в доме учителя и друга Шахида Гайфутдинова (Гайфи) (1881-1925), пил кумыс...
Н. Нариманов каждый год во время цветения ромашек организовывал «Праздник белых цветов», проводя кампанию борьбы с туберкулезом. В этом мероприятии он пригласил принять участие и приехавшего Г. Тукая. Митинг под тем же названием, что и праздник, прошел в Губернаторском саду (ныне Братский садик). В своем приветствии к собравшимся Н. Нариманов отметил необходимость помощи каждого делу борьбы с туберкулезом. Г. Тукай также произнес речь, сделав акцент на просвещении народа и приближении его к культуре...
Наборщик газеты «Идель» Габдерахим Утабалиев вспоминал, как однажды вместе с Г. Тукаем и С. Рамеевым они поехали на Татар-Базар. Не обратив особого внимания на товары, Г. Тукай побежал к карусели и, взобравшись на деревянного коня, с большой радостью и с детской непосредственностью кружился много-много раз, чем удивил наблюдавших эту картину.
Во время пребывания Г. Тукая в Астрахани с концертом приехала певица Марьям Искандерова (родом из г. Касимова, выпускница Петербургской консерватории). Д. Мухаммедов и С. Рамеев почти насильно повели Г. Тукая на этот концерт, который проходил в Летнем театре сада «Аркадия». - Второй раз с благодарностью обращаюсь к маленькой заметке Джамили Загидуллиной "Габдулла Тукай в Астрахани", помещённой в "Татарский мире" (№4, 2008).

Кое-что, пусть скупо, но есть и об отношении Нариманова к Тукаю и его творчеству:
"На мусульманском отделении (речь о народном университете, которым руководит Нариманов) слушателей - а их без малого пятьсот - знакомят с творчеством опального татарского поэта Габдуллы Тукая. По общепринятому правилу лектор Нариман Нариманов начинает с рассказа о жизни поэта. Четырех лет в деревушке Кырлай Габдулла остался сиротой. Выращен на великодушных и добрых руках народа. Совсем юным обратился к своим сверстникам:
По вершинам, по долинам зашумят потоки вод,
Грянут битвы за свободу, сотрясая небосвод.
Пусть народ наш твердо верит всей измученной душой:
Заблестят кинжалы скоро, близок день борьбы святой.
И как наша общая клятва, заключает лектор, звучит ответ Габдуллы Тукая черносотенцам, тем, кто с трибуны Государственной думы подло предложил мусульманам переселиться в Турцию: «Не уйдем! Здесь родились мы, здесь росли, вот здесь мы встретим смертный час, вот с этой русскою землей сама судьба связала нас».
Все делается для просвещения народных масс. Иначе университет не оправдывал бы своего назначения. Ведь в параграфе втором заблаговременно утвержденного устава народного университета сказано ясно: «Имея задачей оказывать возможно большее содействие просвещению народных масс». - И. Дубинский-Мухадзе. Нариманов (гл.11).

Отмотаем пленку.
Мне хочется остановиться на одном очень интересном эпизоде, касающимся татаро-азербайджанских отношений, - деятельность «Общества кавказско-казанских артистов». Я ссылаюсь на достаточно фундаментальную работу М.Г.Арсланова «Татарское режиссерское искусство» (пожалуй, первый серьезный труд, посвящённый заявленной в названии теме, оказавшийся у меня в руках, впрочем, он был и последним). Встреча артистов происходит в Тифлисе, летом 1908 года, на ней они приходят к решению создания совместной труппы. «Общество» выступило в Тифлисе и Елизаветполе (Кировобад), затем осуществила гастроли по городам Темирханшур (Махачкала), Астрахань, Казань, Нижний Новгород. Причем этот короткий период совместной деятельности оказался и очень полезным и плодотворным для обеих трупп, и, кроме того, гастроли имели большой успех у публики. Основными пьесами были: историческая трагедия азербайджанского драматурга Н.Нариманова «Надир-Шах Авмари» и татарская драма Я.Вали «Стыд и слезы», в течение лета были поставлены и сыграны спектакли «Первый театр» Г.Камала, его драма «Несчастное дитя», водевиль Ахверлиева «Друзья народа», «Жизнь с тремя женами». Наиболее яркими актерами «Общества» были азербайджанец Г.Араблинский (исполнитель роли Надир Шаха) и татарские - С.Гизатуллина-Волжская и Г.Кариев. Арсланов, ссылаясь на отзывы в периодике и воспоминания свидетелей тех событий, следующим образом анализирует это явление.
«Если исполнение Г.Араблинского поражало воображение… темпераментом, страстностью и эмоциональной насыщенностью, то игра Г.Кариева запомнилась прежде всего жизненностью, убедительностью, простотой. О том, что дало общение с татарской труппой азербайджанскому театру, ярче всего говорят слова азербайджанского актера Валеева В.Муртазину-Иманскому. Вот они: «… при виде ваших работ мы изменили свои мысли. И мы, ставя большие трагедии, тратим на это уйму энергии и времени. И играем так, что люди диву даются. Но даже этим мы не можем оставить глубокий след в сердце зрителя. А вы играете пьесы, написанные на материале народной жизни, и поэтому становитесь еще ближе людям. Ваш театр по сравнению с нашим более обнадеживает. Вы указали нам совсем иной путь».
Развивая высказанное, можно говорить о том, что татарская труппа показала азербайджанским товарищам, знакомым лишь с театром больших страстей, возвышенных чувств и романтического пафоса, театром трагедии и высокой драмы, мало знакомый им театр бытового, психологического реализма. Молодая татарская режиссура во время совместной работы над национальными произведениями передала им ключ к решению спектаклей «жизненного правдоподобия» - простую, доходчивую, естественную манеру актерской игры, принципов решения сценического пространства по правде жизни.
Татарские же режиссеры, в свою очередь, получили доступ к трагедии, высокой драме, миру возвышенных чувств, усвоили приподнятую манеру игры, доселе не знакомую им». [1]
Распад «Общества кавказско-казанских артистов» Арсланов объясняет материальными трудностями. Это само собой разумеется. Материальные трудности у театра в нашей стране были всегда и остаются поныне. Понятно, что у каждого был свой путь. Но оставляя в стороне достойный оптимизм автора, мы позволим себе заметить, что то, о чем он говорил, два разных видения и подхода и могли послужить основанием для развала труппы. Излишний пафос, крупные картины с привлечением до сотни актеров достаточно чужд татарскому мировосприятию. «Бытовщинка» татарского театра могла казаться мелковатой, мелочной азербайджанскому темпераменту. Достоинства достаточно легко и быстро могут превращаться в недостатки. То, что татарский театр грешит и до сих пор бытовым романтизмом, нетрудно понять и неискушенному зрителю.
«Герои первого десятилетия татарского театра обычно не выходили за рамки дома, семьи, комнаты. Их конфликты в основном находились в кругу морально-нравственных проблем и редко соприкасались с широкими социальными проблемами…» Так подытоживает первое десятилетие татарского театра Арсланов. [2] - Татары и Кавказ. rbvekpros, 13 мая, 2012. В качестве заметок на полях.

Итак, думаю, что никаких сомнений относительно знакомства, а то и дружеских отношений, Нариманова, Кариева, Тукая и Искандеровой к 1911 году, не остаётся.

"1 марта 1909 г. Нариманов был арестован за пропаганду в Баку среди персидских рабочих и заключен в Метехскую крепость. 21 августа он был осужден и сослан на пять лет в Астрахань. Здесь Нариманов продолжил литературную и политическую деятельность: публиковал статьи на научные и политические темы в газетах «Астраханский край», «Астраханский вестник», «Бурхани таракки» («Необходимость прогресса»), «Прикаспийский край», читал лекции на азербайджанском языке, выпустил ряд медицинских брошюр для населения: «О холере», «О чахотке», «Женский мир», «Медицина и ислам». Последнюю брошюру Нариманов посвятил своей матери, о чем сообщалось в газете «Каспий» от 26 июня 1911 г.
Нариманов являлся идейным руководителем газеты «Астраханский край», несмотря на то, что основатель газеты был либералом. Недовольный революционными идеями, проводимыми в газете, основатель прекратил ее финансирование, и газета закрылась.
Весной 1912 г. в Астрахани Нариманов принимал участие в учреждении «Общества народных университетов», в котором он был избран сначала заместителем председателя, а затем председателем Совета общества. Вопреки желанию губернатора он был избран также в городскую думу, а в следующем году - в состав правления городских больниц.
В 1913 г. благодаря усилиям Нариманова в Астрахани была создана мусульманская молодежная театральная труппа. Местные и бакинские газеты писали по этому поводу: «В результате агитации г. Нариман-бека Нариманова в Астрахани организована первая мусульманская театральная труппа, и впервые со дня существования Астрахани был дан спектакль на татарском языке… Закладка фундамента мусульманского театра в Астрахани принадлежит целиком Нариман-беку Нариманову…» [4]. В этом же году он был избран почетным членом Попечительства о бедных татарах Астрахани". - ПАМЯТИ НАРИМАНА НАРИМАНОВА. www.islam-info.ru.

Итак, азерб. Nəriman Kərbəlayi Nəcəf oğlu Nərimanov, но Наджаф, что-то подсказывает мне, можно транскрибировать и как "Наджап". Буду искать опровержение... Не нашёл ни одного произведения Нариманова в свободном доступе.

25344.
Disque 1 : Savachmarh vaiatane di Ermannardan (rÚcit tartare) : Face A : Récit tartare [Savachwarli vaïatane di Ermmannardau]


К сожалению, программа, с помощью которой я загружал фонограммы, больше не работает. Записи можно слушать на сайте Галлики (Национальная библиотека Франции), пройдя по ссылкам.
...
25345.
Disque 1 : Savachmarh vaiatane di Ermannardan (rÚcit tartare) : Face B : Une conversation [Moussoulmane tanichir telefonda]


...

2013, октябрь. Большой татарский концерт (по материалам Национальной библиотеки Франции).
Открытая репетиция Отделение 1. Камиль Тухватуллин.
Пароход "Екатеринбург" (намечаемый маршрут: Нижний Новгород, Астрахань, Баку, Тифлис и обратно).
Отделение 2. Хусаин Юсипов.
Отделение 3. Муратова, П(е)снякова, Гимбитская.
Отделение 4. Кареев, Тукай и татарская сатира.
Отделение 5. Мариам-Бану Искандерова.
Отделение 6. Мерфайза Бабазяновъ.
Завершение. Телефонные разговоры.

gallica, Медицина, Азербайджанский вопрос, Татарская сатира, Театр, Сатира, flickr, Тифлис, Тукай, Астрахань

Previous post Next post
Up