Не дожидаясь милости от читателя, сразу сообщу финальный вывод. По завершении жизни, кроме вопроса "сколько выучил Торы?", с каждого будет спрошено: "упал ли ты вместе со всеми?" Т.е., как ты вел себя в момент общего упадка нравов?
И тогда, если все упали и он вместе с ними, должен ответить только за себя: "я упал". А если все упали, а он не упал, должен ответить: "мы упали".
А теперь перехожу к изложению материала, который мне кажется настолько важным, что готов от себя добавить, что в этом весь иудаизм. Но не скажу, ибо хочу быть кратким по возможности.
** **
Дни стоят тяжелые: в Израиле нет дождя. Встречаются двое, один говорит:
- По нашей вине небо закрыто. Надо всем народом исправляться, делать тшуву.
Второй руками всплескивает:
- Да разве можно такое обвинение бросать в адрес всех евреев! Каждый должен отвечать только за себя.
- Ах, прекрати. В Торе прямо написано, что нас предупредил Всевышний: "Остерегайтесь, чтобы не увлеклись ваши сердца, иначе отклонитесь в сторону… И разгорится на вас гнев Всевышнего, и закроет Он небо, и не будет у вас дождя, и земля не даст вам урожая и т.д.". Как видишь, написано без всяких намеков - открыто и четко: если прекратите соблюдать заповеди как надо - будет стоять у вас жестокая засуха.
- Тем не менее, думаю, что то, что позволено Творцу, не пристало говорить простому еврею.
- Так ведь и руководители поколения тем же заняты! Обличают наши недостатки, призывают к исправлению. Да и пророки занимались тем же самым…
Такой между двумя людьми шел спор. На чьей стороне правда? Можно ли обличать вслух? Или следует вести себя тихо, никого не задевая замечаниями и призывами к покаянию?
Тут можно выделить три аспекта.
1. Самый короткий ответ такой. Если ты видишь, что беда обрушилась на землю - и задела тебя и других - ищи причину той общей беды в себе. И только!
[К Брискер-рову пришли уважаемые люди Иерусалима, спросили, на что надо обратить внимание общины - на строгость соблюдения субботы или на скромность внешнего вида? Рав взял книгу Йоны и сказал: Йона находился на корабле, с ним там же были представители семидесяти народов, все идолопоклонники. Спросили они Йону, что он скажет о шторме. Должен был сказать им: сбросьте в море идолов, поверьте в Истинного Б., объявите громко "Шма-Исраэль". Но он вместо этого признался: "Из-за меня этот шторм"
[1]. - Так что, сказал им рав, посмотрите прежде на себя.]
2. Но если причины ненастья, которое пришло на твой народ, тебе ясны и ты знаешь, что людям в себе следует исправить, и знаешь, как исправить, и люди к твоему совету прислушаются
[2], - вот тогда можешь взять рупор в руки и жечь людей каленым железом своих нравоучений.
3. А теперь самое главное. По отношению к Творцу - каждый из нас в любой ситуации должен видеть и искать оправдание еврейскому народу. Что иногда необычайно трудно.
** **
По поводу пункта 3. В книге Шофтим (гл. 6) читаем про судью Гидеона. К нему с приветствием обратился ангел. На что Гидеон высказал в адрес ангела свою претензию. Краткое содержание такое: нам рассказывают, что Всевышний вывел евреев из Египта, несмотря на то что они опустились практически на самую низкую точку падения. Ниже некуда, а значит, наш уровень явно не такой. Тогда почему Он не спасает нас из рук мидиян?
Гидеон высказал такой аргумент: если наши праотцы были полными праведниками, почему ради них нет спасения нам, их потомкам?
Это называется добрый взгляд (עין טובה). Гидеон искал и нашел повод для спасения евреев.
А вот сказать: наше поколение настолько плохо, что не заслуживает прихода Машиаха, - это называется, уж извините, плохим взглядом (עין רעה).
Всевышний услышал Гидеона, и Сам, без посредства ангела, сообщил ему, что Он посылает его народным спасителем. Т.е. Творец искал в народе именно такого защитника - и нашел единственного - но и его хватило!
** **
Хороший взгляд - это когда дела идут хуже некуда, тебя притесняют, подозревают, унижают и всячески хотят навредить. Так восприняли братья все, что с ними произошло за два похода в Египет за хлебом. Сообщили Яакову, своему отцу: правитель той страны разговаривал с нами тяжело, т.е. очень и очень плохо.
И вдруг, когда наступает, кажется, самый пик "плохости" той ситуации - их догоняет посланец правителя и обвиняет в воровстве кубка да еще извлекает его из сумки Биньямина, - в этот момент, когда вроде бы настала пора взорваться всякому терпению, - вдруг Йеуда отвечает мягко и смиренно: "что скажем своему господину, чем оправдаемся? вот, мы отныне все становимся его рабами!"
Что повернулось в его отношении к неузнанному Иосифу?
А повернулся только его взгляд на всю ситуацию. Так плохо случайно быть не может. И в то же время все пока живы, деньги возвращаются, никто нас не ограбил. Значит, за всем этим что-то стоит. Какой-то полезный для нас план у Всевышнего имеется. Остается только его увидеть и разгадать.
И как только Йеуда начал смотреть на происходящее, никого не обвинения, а глядя в себя, внутрь, - сразу же Йосеф открылся братьям, спектакль закончен.
** **
Добрый взгляд, это все, что от нас требуется. Всегда и на все. На Страну и на народ, на политическую ситуацию и семейные отношения, на друзей и даже на врагов (ведь не случайны же они, ох не случайны).
А искать виновных - пустое занятие. Чего искать - если во всем виноват один я!
[1] Более точный перевод этих строк: для меня. Об этом сказано в Талмуде (Евамот 63): "Все несчастья приходят в мир только из-за евреев". Раши указывает: для евреев. Т.е., чтобы они исправились.
[2] А для этого ты жизнь вел настолько праведную, что все тебя почитают и стараются брать пример с тебя. И лишь для этого - чтобы быть авторитетом для окружения - ты и стал явным (а не скрытым, как подобает скромности) цадиком.