Вопрос о богослужебных традициях

Dec 09, 2014 15:09

Интересная вещь: память некоторых святых, оставивших значительный след в церковной истории и богословии в богослужебной традиции получила практически "второстепенный характер". Например, прп. Феодор Студит - память 11 ноября ст.ст/24 ноября н.ст. - служба не имеет праздничного знака. Прп. Иоанн Дамаскин - память 4 декабря ст.ст./17 декабря н.ст. - Read more... )

Максим Исповедник, христианство, богословие, церковная история, размышления, Иоанн Дамаскин, литургика, Феодор Студит

Leave a comment

Comments 26

grigor_yan December 9 2014, 13:30:29 UTC
Может быть некое провидение сыграло роль в таком умалении их? Не знаю как Студит, Но Дамаскин и Исповедник - величайшие идеологи и апологеты раскола христианской Церкви. Когда придет время воссоединения Церкви, а оно придет непременно, византийской конфессии еще придется думать, что делать с этими своими деятелями. За Максима Грека молчу вообще. Даже и без воссоединения Церкви греко-православные отрекутся от него как от патологического лжеца. Просто проблема должна созреть...

Reply

quaeritans December 9 2014, 14:30:46 UTC
Вы всегда импонировали мне своей прямотой:) Но, по-моему, у Вас своеобразная обида на все византийское.

Reply

grigor_yan December 9 2014, 14:50:44 UTC
Вовсе нет. На византийское (это в прошлом), равно как и на российское (это в настоящем), ничего такого, просто нужно отделять то, что есть отрицательное там и тут. Не отделить Дамаскина, Синаита и некоторых еще "византийцев" от византийского, это все равно, что не отделить Киселева, Соловьева и иже с ними от всего русского. Проблема только в том, что византийское для вас уже сакрализованно, и отбросить тех, кто для вас великий святой, дело почти невероятное. Поэтому и вопрос - как быть и что с этим делать...

Reply

quaeritans December 9 2014, 17:15:14 UTC
Могу предположить, что армяне относятся к армянскому как к сакральному, и в этом случае отбросить что-то сакральное будет также невероятным.
Небезызвестный Вам Д. Каниболоцкий потребует "отбросить" свт. Кирилла, например. Поэтому не думаю, что путь "отбрасывания" даст ожидаемый результат.

Reply


off_roader December 9 2014, 15:17:25 UTC
Интересно подмечено.

Reply


a_marko December 9 2014, 17:40:41 UTC
Возможно, это связано с общей тенденцией к анти-интеллектуализму в православии (особенно в русском). В народе самые популярные святые - чудотворцы с максимально фантастичными житиями, а "интеллектуалы" не в чести. Это относится и к XX в. (к вопросу о том, почему ни один богослов - христианский эволюционист не был канонизирован).

Интересно, как обстоит дело со службами перечесленным Вами святым в Греции.

Reply

quaeritans December 9 2014, 18:05:14 UTC
Насколько я знаю у греков есть празднование в честь трех новых святителей - свт. Фотий, Григорий Палама и Марк Эфесский.
По поводу "тенденции к анти-интеллектуализму" не уверен. Например, свт. Игнатий и Феофан довольно известны и почитаемы именно как духовные писатели. Но опять же их произведения более доступны, чем творения прп. Максима Исп.
А под "богословами христианскими эволюционистами" Вы кого подразумеваете?

Reply

a_marko December 9 2014, 19:04:15 UTC
Прежде всего прот. Валентина (Свенцицкого) и прот. Василия (Зеньковского). Другие, например прот. Николай (Иванов) и митр. Антоний Сурожский, жили позднее и, наверное, времени для канонизации прошло недостаточно. Конечно, я не берусь категорично судить о святости этих и других лиц, но проблема в том, что чуть ли не главным свидетельством святости считаются чудеса - критерий, прямо скажем, крайне ненадежный. Больше всего "чудес" случается там, где оказываются наиболее экзальтированные верующие... Богословские и пастырские труды "ценятся" меньше. Неслучайно же и митр. Филарета, и свт. Игнатия канонизировали очень много лет спустя их смерти.

Reply

quaeritans December 9 2014, 22:22:07 UTC
Порядок канонизации местночтимых святых вот такой: http://kanonkom.ru/docs/postanovlenie-svyashchennogo-sinoda-ot-25-marta-1993-goda.html

Reply


ustavschik December 9 2014, 22:29:02 UTC
Во время оно в ustav была дискуссия, повторяться неохота: http://ustav.livejournal.com/950509.html

Reply

quaeritans December 9 2014, 22:44:01 UTC
Благодарствую! Я знал, что ты рано или поздно придешь!
Я подозревал, что в случае с прп. Феодором и Максимом причины нужно искать в политике (если так можно выразиться).

Reply

ustavschik December 9 2014, 22:47:18 UTC
Это не политика как таковая :)
Бдений нет (в Студийском уставе), поэтому "выделять" святых таким образом не получится -- все древние святые имеют примерно одинаковую степень празднования. А св. Максиму при этом -- две памяти в год, что редкость.
Но потом начинаются иерусалимские ранжиры и преференции в календаре. И завертелось :)

Reply

quaeritans December 9 2014, 22:54:30 UTC
Две памяти в год разве редкость? По-моему относительная.

Reply


livejournal December 10 2014, 01:32:28 UTC
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Reply


Leave a comment

Up