О критериях богослужебного почитания

May 28, 2011 10:49

Давно хотел спросить. Вот сегодня память прп. Пахомия Великого, общих житий начальника. Т.е. это память не просто рядового святого, а такого, который является основателем целого института. Служили ему шестеричную службу. И во всех монастырях ему тоже, видимо, служат шестеричную службу. Возьмем некоторых других святых с эпитетом «Великий». Св. Макарий Великий - шестеричная служба. Св. Пимен Великий - простая. (Но вот Антонию Великому и Евфимию Великому, кстати, - всенощные). Или, например, прп. Максиму Исповеднику служба простая (даже нет отдельной, а служится вместе с мч. Неофитом), также и прп. Феодору Студиту - служба простая (также в одном ряду с несколькими мучениками), хотя роль этих Учителей Церкви в утверждении православия намного более значительна, чем, например, роль св. Григория Паламы, которому служба не просто бденная: для празднования этого святого выделена Вторая Неделя Великого Поста (такой чести мало кто удостаивался), сразу после Недели Торжества Православия. Понятно же, что несмотря на роль св. Григория в борьбе с местными еретиками Варлаамом и Акиндиным, великие учителя Вселенских соборов Максим и Феодор намного более важны для Церкви с точки зрения утверждения догматов веры? (вот, например, Афанасию и Кириллу Александрийским служба бденная). Или еще неясно: почему, скажем, Илии Пророку служится везде такая всенощная, как на двунадесятый праздник, а пророку Моисею - опять-таки служба простая. Но многие отцы говорят и пишут о Боговидце Моисее, ставя его в пример христианам, а об Илии как-то реже вспоминают. Да и надо ли говорить, что значение Моисея для Ветхозаветной Церкви несравнимо выше, чем значение любого другого пророка, в том числе и Илии?

Внимание, вопрос: чем руководствуется Устав, возвышая в богослужебном почитании одних святых и умаляя других, причем критерий возвышения и умаления как будто бы неясен с первого взгляда?

богослужение: состав и особенности, агиология: почитание святых

Previous post Next post
Up