Давно хотел спросить. Вот сегодня память прп. Пахомия Великого, общих житий начальника. Т.е. это память не просто рядового святого, а такого, который является основателем целого института. Служили ему шестеричную службу. И во всех монастырях ему тоже, видимо, служат шестеричную службу. Возьмем некоторых других святых с эпитетом «Великий». Св.
(
Read more... )
Comments 52
Феодор Студит - оппозиционер константинопольским патриархам, чье почитание было в велико в рамках Студийского "ордена", но вряд ли ожидалось слишком большим в константинопольской немонашеской среде, учитывая продолжающуюся и после иконоборчества оппозицию студитов патриархату.
Максим исповедник - также фигнура не столь очевидная для современников (за исключением узкого круга приверженцев). Плюс отсутствие культа (мощи на Кавказе). Кроме того, кон. VII - VIII вв. - вряд ли благоприятное время для формирования значительного почитания.
Монашеские прозванием Великий довольно условны, и "мифология" монашества не всегда совпадает с его реальной историей.
Роль Илии связана с его мессианским значением и с его отождествлением в народных культах.
Reply
Кстати, недавно обретенные: http://www.pravoslavie.ru/guest/43827.htm
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
2) По тому же Типикону, прор. Илии служба также шестиричная. Служение ему всенощного бдения -- руссая традиция, связанная с его особым почитанием в конкретной стране, что идет от посвящения ему храма в Киеве задолго до Крещения Руси.
3) Посвящение 2-й Недели Четыредесятницы свят. Григорию -- именно результат местноконстантинопольских заморочек. Почему так произошло -- см. здесь и здесь4) Наш месяцеслов в своей основе -- палестинский (даже, усиливая, савваитский). Осюда -- праздничность памятей ранних палестинских святых (бдение преп. Евфимию, полиелей преп. Харитону, память в Четыредесятницу преп. Иоанну Лествичнику и преп. Марии Египетской) и рядовые службы святым иных стран. Правило не без исключений (так, преп. Кириак Отшельник отмечен лишь вседневной службой), но магистральное направление -- именно такое. Константинополь (от которого месяцеслов получили мы) унаследовал принцип. Поэтому бдение Иоанну Златоусту, полиелей ( ... )
Reply
Reply
Reply
Так что значение святого в "перспективе" истории Вселенской Церкви далеко не всегда кореллировало с его почитанием в конкретной традиции. Иначе с чего бы служба равноап. Фотию появилась аж в XVIII веке, а свят. Августину Иппонскому -- так и вовсе в двадцатом.
Reply
Богослужебная часть Типикона описывала реальную ситуацию гимнографии Миней своего времени, слегка корректируя только сочетания служб.
Reply
Reply
Простите, это как? Что есть "момент формирования Типика"? Время жизни преп. Саввы Освященного? Так тогда ни Миней, ни даже служб в современном понимании вообще не было. Наш Типикон насчитывает более чем тысячелетнюю историю. В России текст Устава "застыл" лишь в конце XVII века, а указания нынешнего новообрядческого Типикона и дониконовского "Ока Церковного" в части знаков служб и их соединения довольно сильно разнятся.
Богослужебная часть Типикона описывала реальную ситуацию гимнографии Миней своего времени
Какого именно Типикона (их были десятки) и какой именно Минеи? Какого именно "своего времени"? Посмотрите, например вот эту Минею: Codex Lesbiacus Leimonos 11. Вы там обнаружите сразу несколько служб, которые не только не отражены в современных Типиконах (как русском, так и греческом), но и не вошли в печатные Минеи. При этом в некоторых службах, входящих одновременно и в русскую Минею, и в греческую, разные каноны.
Reply
Типикон 1610 отражает материалы русских Миней XVI века, то есть тех, которыми в то время в основном везде и пользовались. Печатные типиконы разнятся прежде всего в наборе и знаках русских памятей. Каждое издание Типика в XVII веке влекло за собой редактирование и переиздание Миней. И "Иоакимовский" Типикон готовился к печати одновременно с новыми Минеями, для которых привлекались новые греческие источники. Отсюда и различия с дониконовским месяцесловом.
Это легко объясняется практикой. Какой смысл описывать в Типиконе последование, которого нет у большинства клирошан?
Или у Вас есть другой ответ на поставленный вопрос?
Reply
(The comment has been removed)
Есть, но не в нашей Поместной Церкви.
Есть служба монахини Кассии из раскола и все...
Это не все :)
http://ustavschik.livejournal.com/66147.html
http://ustavschik.livejournal.com/151414.html
Reply
(The comment has been removed)
Это высказывание совершенно не соответствует действительности.
В смысле в наших храмах не послужишь того, что есть у Вас
Так возьмите оптинскую службу, да благословитесь у настоятеля -- и вперед :) Чай, она не в расколе писана :)
Reply
Leave a comment