Вопрос о богослужебных традициях

Dec 09, 2014 15:09

Интересная вещь: память некоторых святых, оставивших значительный след в церковной истории и богословии в богослужебной традиции получила практически "второстепенный характер". Например, прп. Феодор Студит - память 11 ноября ст.ст/24 ноября н.ст. - служба не имеет праздничного знака. Прп. Иоанн Дамаскин - память 4 декабря ст.ст./17 декабря н.ст. - Read more... )

Максим Исповедник, христианство, богословие, церковная история, размышления, Иоанн Дамаскин, литургика, Феодор Студит

Leave a comment

a_marko December 9 2014, 17:40:41 UTC
Возможно, это связано с общей тенденцией к анти-интеллектуализму в православии (особенно в русском). В народе самые популярные святые - чудотворцы с максимально фантастичными житиями, а "интеллектуалы" не в чести. Это относится и к XX в. (к вопросу о том, почему ни один богослов - христианский эволюционист не был канонизирован).

Интересно, как обстоит дело со службами перечесленным Вами святым в Греции.

Reply

quaeritans December 9 2014, 18:05:14 UTC
Насколько я знаю у греков есть празднование в честь трех новых святителей - свт. Фотий, Григорий Палама и Марк Эфесский.
По поводу "тенденции к анти-интеллектуализму" не уверен. Например, свт. Игнатий и Феофан довольно известны и почитаемы именно как духовные писатели. Но опять же их произведения более доступны, чем творения прп. Максима Исп.
А под "богословами христианскими эволюционистами" Вы кого подразумеваете?

Reply

a_marko December 9 2014, 19:04:15 UTC
Прежде всего прот. Валентина (Свенцицкого) и прот. Василия (Зеньковского). Другие, например прот. Николай (Иванов) и митр. Антоний Сурожский, жили позднее и, наверное, времени для канонизации прошло недостаточно. Конечно, я не берусь категорично судить о святости этих и других лиц, но проблема в том, что чуть ли не главным свидетельством святости считаются чудеса - критерий, прямо скажем, крайне ненадежный. Больше всего "чудес" случается там, где оказываются наиболее экзальтированные верующие... Богословские и пастырские труды "ценятся" меньше. Неслучайно же и митр. Филарета, и свт. Игнатия канонизировали очень много лет спустя их смерти.

Reply

quaeritans December 9 2014, 22:22:07 UTC
Порядок канонизации местночтимых святых вот такой: http://kanonkom.ru/docs/postanovlenie-svyashchennogo-sinoda-ot-25-marta-1993-goda.html

Reply

ustavschik December 9 2014, 22:44:53 UTC
На практике этот документ нашей Церкви (даже оставив за скобками все оговорки) применялся десять с лишком лет назад...

Reply

quaeritans December 9 2014, 22:59:51 UTC
А что ты думаешь относительно "дара чудотворения" и "наличия нетленных мощей", как условиях канонизации (если говорить о документе по ссылке)? Это непременное условие?

Reply

ustavschik December 9 2014, 23:06:34 UTC
Знаешь, не буду я ругаться "в прямом эфире". Левые критерии не менее левой политики канонизаций... "Вдох глубокий, руки шире..." (с)

Reply

grigor_yan December 9 2014, 20:43:39 UTC
Как показывает история, хороший богослов - это не повод для признания святым. Святыми богословы объявлялись только в случае их борьбы против чужого "неправильного" богословия. Самый прекрасный богослов вне конфликтной ситуации не имеет той ценности, как самая вопиющая посредственность или даже безумие, если та костьми ложился, чтоб обложить всем чем можно своих богословских оппонентов.

Reply


Leave a comment

Up