Вся история - в статье Семена Кутателадзе по ссылке. Там говорится не просто про один учебник, а про реформу школьного математического образования под руководством Колмогорова. В наше время это выглядит несколько глупо, но тогда умели считывать завуалированные намеки.
Полное понимание подтекста статьи Ю. И. Мерзлякова без пояснений практически невозможно для людей, далëких от математической жизни того времени. Да и в те годы восприятие этого сочинения в столицах и в Новосибирске разнилось чрезвычайно. Однако для всех математиков был очевиден смысл следующего пассажа статьи Ю. И. Мерзлякова
( ... )
То, что Понтрягин был ярым антисемитом, я знаю. Но Колмогоров ведь не был евреем, так что причина нападок должна быть в чем-то другом. Интересно было бы сравнить, какова была школьная математика до колмогоровских реформ, в чем заключались реформы, и какой школьная математика стала, когда их отменили.
Я помню, мою маму (иногда помогавшую мне делать уроки) возмущало понятие "конгруэнтности", которого в ее школьной программе не было. Сама же я была согласна, что слово "равенство" может относиться только к длине отрезка, но не к нему самому - хотя у отрезка практически и нет ничего больше, кроме длины. Но вот само слово "конгруэнтность" - действительно, уж очень заковыристое, особенно для детского уха. Может, можно было бы говорить просто об "идентичности" отрезков?
Интересно, что в США во времена спутника тоже прошла какая-то мощная реформа школьной математики, против которой выступал Моррис Клайн, но я, опять же, не представляю себе, в чем именно она заключалась.
Колмогоров ведь не был евреем, так что причина нападок должна быть в чем-то другом.
В этом и идиотизм ситуации. Поддержанный Понтрягиным профессор Мерзляков умудрился увязать получение Колмогоровым израильской премии Вольфа с формализмом школьных учебников («конгруэнтность» - это из колмогоровского учебника геометрии), который якобы давал преимущества евреям с их особенным мозгом.
В 1986 Мерзляков стал одним из организаторов Новосибирского отделения общества «Память» и окончательно свихнулся на борьбе с «жидомасонами».
в США во времена спутника тоже прошла какая-то мощная реформа школьной математики
Да, это называлось “New Math”. Том Лэрер (математик по основной специальности) смешно издевался.
Как и в СССР, идея была в том, чтобы привлечь к школьному образованию серьезных математиков. В США эту роль играл Эдвард Бегл. Но результатом реформ стала чрезмерная формализация (теория множеств и т.п.), которая запутывала школьников. Реформа в итоге была признана провалом.
In 1957, after the Soviet Union launched Sputnik I, the first
( ... )
Думаю, что ошибка была в том, чтобы расчитывать на чистых математиков. У них все-таки мозги по-особому настроены. Учёные из других областей, которые пользуются математическими методами, могли бы наверное сделать это лучше.
Колмогоров в этом смысле уникален, потому что многие его работы имели непосредственное приложение. Мне довелось работать с одним из его учеников. Он считал Колмогорова абсолютным гением, но говорил, что собственно математическая техника у него была слабая. Колмогоров мог сформулировать теорему в полной убежденности, что она верна, но строгое доказательство оставлял при этом другим,
начала теории множеств показались неизмеримо более интереснымиНынешнее школьное преподавание математики в Америке ужасное. Ученики зазубривают правила выполнения операций, но не видят леса за деревьями. Есть, конечно, исключения в зависимости от школ
( ... )
"Нынешнее школьное преподавание математики в Америке ужасное"
Дочка моей подруги ходила, в дополнение к своей основной программе, в воскресную матшколу, организованную бывшими советскими матшкольниками в Нью-Джерси. Подозреваю, таких школ немало по всей Америке :)
Мне кажется, повсеместное распространение сначала калькуляторов, а теперь и компьютеров, не могло не повлиять на цели математического обучения в школе, и я имею в виду даже не профильные математические, а самые обычные школы. Раньше их цель была в том, чтобы научить детей считать, но теперь эта необходимость в значительной мере отпала.
Мне нравится объяснение Пола Грэма про то, что школы существуют не для того, чтобы чему-то учить, а просто для того, чтобы дети не бегали по улице и были чем-то заняты прежде, чем они эмоционально созреют для участия в обществе,
“Officially the purpose of schools is to teach kids. In fact their primary purpose is to keep kids locked up in one place for a big chunk of the day so adults can get things done.” http://www.paulgraham.com/nerds.html
Но если у способных детей попутно отбивается интерес к математике, то это прямой вред.
"школы существуют не для того, чтобы чему-то учить, а просто для того, чтобы дети не бегали по улице и были чем-то заняты"
Это, конечно, тоже важная функция школы, но все-таки не надо абсолютизировать: образовательная функция тоже важна. Мне кажется, что среди всех школьных предметов математика занимает уникальное место: она требует минимального заучивания наизусть.
Статья по ссылке интересная, и проблема была для меня насущной, но я нашла радикальное решение - перешла в биологическую школу. Каким-то образом я догадалась, что "the warped little world we lived in" - это еще не весь мир.
А в чем, собственно, состояли претензии к этому учебнику? Я училась именно по нему, но закончила школу раньше.
Reply
Полное понимание подтекста статьи Ю. И. Мерзлякова без пояснений практически невозможно для людей, далëких от математической жизни того времени. Да и в те годы восприятие этого сочинения в столицах и в Новосибирске разнилось чрезвычайно. Однако для всех математиков был очевиден смысл следующего пассажа статьи Ю. И. Мерзлякова ( ... )
Reply
Я помню, мою маму (иногда помогавшую мне делать уроки) возмущало понятие "конгруэнтности", которого в ее школьной программе не было. Сама же я была согласна, что слово "равенство" может относиться только к длине отрезка, но не к нему самому - хотя у отрезка практически и нет ничего больше, кроме длины. Но вот само слово "конгруэнтность" - действительно, уж очень заковыристое, особенно для детского уха. Может, можно было бы говорить просто об "идентичности" отрезков?
Интересно, что в США во времена спутника тоже прошла какая-то мощная реформа школьной математики, против которой выступал Моррис Клайн, но я, опять же, не представляю себе, в чем именно она заключалась.
Reply
В этом и идиотизм ситуации. Поддержанный Понтрягиным профессор Мерзляков умудрился увязать получение Колмогоровым израильской премии Вольфа с формализмом школьных учебников («конгруэнтность» - это из колмогоровского учебника геометрии), который якобы давал преимущества евреям с их особенным мозгом.
В 1986 Мерзляков стал одним из организаторов Новосибирского отделения общества «Память» и окончательно свихнулся на борьбе с «жидомасонами».
в США во времена спутника тоже прошла какая-то мощная реформа школьной математики
Да, это называлось “New Math”. Том Лэрер (математик по основной специальности) смешно издевался.
Как и в СССР, идея была в том, чтобы привлечь к школьному образованию серьезных математиков. В США эту роль играл Эдвард Бегл. Но результатом реформ стала чрезмерная формализация (теория множеств и т.п.), которая запутывала школьников. Реформа в итоге была признана провалом.
In 1957, after the Soviet Union launched Sputnik I, the first ( ... )
Reply
Reply
Думаю, что ошибка была в том, чтобы расчитывать на чистых математиков. У них все-таки мозги по-особому настроены. Учёные из других областей, которые пользуются математическими методами, могли бы наверное сделать это лучше.
Колмогоров в этом смысле уникален, потому что многие его работы имели непосредственное приложение. Мне довелось работать с одним из его учеников. Он считал Колмогорова абсолютным гением, но говорил, что собственно математическая техника у него была слабая. Колмогоров мог сформулировать теорему в полной убежденности, что она верна, но строгое доказательство оставлял при этом другим,
начала теории множеств показались неизмеримо более интереснымиНынешнее школьное преподавание математики в Америке ужасное. Ученики зазубривают правила выполнения операций, но не видят леса за деревьями. Есть, конечно, исключения в зависимости от школ ( ... )
Reply
Дочка моей подруги ходила, в дополнение к своей основной программе, в воскресную матшколу, организованную бывшими советскими матшкольниками в Нью-Джерси. Подозреваю, таких школ немало по всей Америке :)
Мне кажется, повсеместное распространение сначала калькуляторов, а теперь и компьютеров, не могло не повлиять на цели математического обучения в школе, и я имею в виду даже не профильные математические, а самые обычные школы. Раньше их цель была в том, чтобы научить детей считать, но теперь эта необходимость в значительной мере отпала.
Reply
“Officially the purpose of schools is to teach kids. In fact their primary purpose is to keep kids locked up in one place for a big chunk of the day so adults can get things done.”
http://www.paulgraham.com/nerds.html
Но если у способных детей попутно отбивается интерес к математике, то это прямой вред.
Reply
"I'm suspicious of this theory that thirteen-year-old kids are intrinsically messed up".
Me, too :)
"Instead of depending on some real test, one's rank depends mostly on one's ability to increase one's rank"
Хуже всего, что ведь тот же принцип постепенно распространяется и на real world а стенами школы!
Reply
Это, конечно, тоже важная функция школы, но все-таки не надо абсолютизировать: образовательная функция тоже важна. Мне кажется, что среди всех школьных предметов математика занимает уникальное место: она требует минимального заучивания наизусть.
Статья по ссылке интересная, и проблема была для меня насущной, но я нашла радикальное решение - перешла в биологическую школу. Каким-то образом я догадалась, что "the warped little world we lived in" - это еще не весь мир.
Reply
Leave a comment