Завершая проект: Министры, хотел подвести третий, итоговый обзор деятельности министров. Может быть даже когда-нибудь сделаю его. Но сегодня решил процитировать послание Николая Ивановича Меркушкина и все те теплые слова, которые он сказал в адрес каждого из моих фигурантов. Лично у меня возникло ощущение, что для некоторых министров это Послание станет последним, как минимум на их нынешней должности.
«Девушку в пижаме» губернатор обвинил в том, что правильные действия она делает только наполовину. Все старое и неправильное снести, а «наш новый мир построить» госпоже министру некогда. «Порядок нужен и на рынке наружной рекламы. Все незаконные рекламные конструкции нужно убрать, а с остальных бюджет должен получать деньги, как в других городах. Представляете, мы по этому году по Самаре получили практически ноль от рекламы. Чуть больше - в Тольятти. А Татарстан получил 1,9 млрд рублей», - говорит Меркушкин. Степнова действительно сносит нелегальные щиты и перетяги. А про привлечение в бюджет денег за счет легальной наружной рекламы я пока что-то не слышал. То же самое и с ларьками. «У нас достаточно сильно развит малый бизнес. Это важное конкурентное преимущество Самарской области. Мы должны сделать все, чтобы все направления малого бизнеса … и даже люди работающие в киосках, работали только на пользу экономике и людям Самарской области», - цитата из Послания. Видимо, для того, чтобы малый бизнес работал на пользу экономике и людям, Степнова пресловутые ларьки весь прошлый год сносила и отказывалась продлевать договоры на дальнейшее время.
Ольга Васильевна, первый кандидат на вылет. Губернатор отметил, что 2014 год станет годом Культуры. Но фамилия Рыбаковой не прозвучала ни разу. Ни в хорошем, ни в плохом смысле. Возможно, последней каплей стало сопротивление министра объединению Грушинского. Губернатор говорит: «Масштабным, всероссийским, по-своему знаковым событием станет объединенный Грушинский фестиваль авторской песни». При этом сама Рыбакова немного не договаривает, что она сторонник не «примирения» Грушинского и «Платформы», а полного исключения репертуара последнего фестиваля из программы Грушинского. Так ведь тогда и масштабным мероприятие станет для людей поколения 60-70х, вроде меня. А поколение 80х и 90х слушать эту музыку не поедут.
Безрукову губернатор попенял не на работу министерства, а на производственную культуру рабочих АвтоВАЗа. «Чтобы выдержать эту конкуренцию, нужен качественный продукт, а он может быть обеспечен только … особо ответственным отношением к делу. А с учетом нашей психологии, это очень непростая задача. То, что мы почти на полгода задержали выпуск «Ниссана Альмера», связано не с технологиями, а с отношением людей к делу. Но я уверен, что автовазовцы этот путь пройдут, и пройдут быстро», сказал губернатор. Самому Безрукову ничего не досталось. Впрочем, за что его ругать, если он ничего не делает?
Марине Антимоновой досталось едва ли не больше всех. Губернатор даже назвал ее бездуховной. Но главным вопросом к Антимоновой осталась коррупция и невнятная политика расселения ветеранов. «Мне самарцы говорят, (что на соцпособие можно приобрести) наверное, только то жилье, которое было построено еще пленными немцами, потому что сумма ограничена. И это ветеранам нашим, победителям... Я хочу сказать: все это - из сферы духовного содержания тех людей, занимающихся этими проблемами. А ведь в связи с этим встает вопрос: а имеем ли мы, руководители, допустившие ТАКОЕ, моральное право работать с людьми, тем более с ветеранами, участниками войны, а в итоге право быть во власти? Марина Юрьевна Антимонова, министр социального развития. Я здесь и Вам хотел этот вопрос задать, потому что год назад на этот счет мы очень жестко говорили. Возьмите Татарстан, Белгород, Мордовию - там почти все ветераны получили новое жилье со всеми удобствами, целыми кварталами, носящими имя Победы»
Министр лесного хозяйства тоже получил пистон за растрату бюджетных средств. Правда, видимо, к лесному хозяйству у нашего губернатора особое отношение, в чем я его, кстати, поддерживаю. Вместо того, чтобы уволить неэффективного министра, губернатор предлагает построить лесопитомник. «Надо использовать материалы современного питомника, построить который нужно в наступающем году, Александр Иванович (Ларионов), чтобы мы пользовались своим, приемлемым по цене семенным материалом. А не так, как выяснилось в ходе проверки, что мы покупали материал в этом году в три раза дороже, чем его рыночная цена», - сказал губернатор. Также, как и Азарову, досталось Ларионову и за проворовавшихся подчиненных. «Уволены за безответственное отношение и халатность, переданы в Следственный комитет дела по руководителям ГБУ «Самаралес». Думаю, достаточно скоро мы увидим результат. Александр Иванович (Ларионов), не Вы брали этого директора, но он уже и при Вас кое-что натворил. И Вы, такой опытный человек, должны были в первый же день работы дать сигнал. А он почти год при Вас так работал»
Министр образования огреб за школьников области. А еще за то, что учителя и директора школ не слушают послание. «Когда мы приехали в Жигулевск и начали обсуждать темы, детально прописанные в Послании, директор школы не ответила ни на один поставленный вопрос. Я понял, что она Послание не слушала, не читала. Но если так плохо в развитии региона ориентируется директор школы, учитель, на что он может сориентировать ученика?». Мне кажется, что зря Николай Иванович так злится на простую школьную директриссу. Он бы самого Пылева на знание основных направлений Послания протестировал. А то мне показалось, что у нас Послание читаю только я, Бегун и Каримов с Лядиным.
Ивану Ивановичу в этом году не «воткнули». Николай Иванович, видимо, понимает, что Пивкин не в состоянии повлиять на Чигенева и сдать Кировский мост. Поэтому министру транспорта вместо люлей дали задания: «По завершении Кировского моста, в апреле-мае, мы должны открыть там движение, мы должны приступить к строительству Фрунзенского моста. Предстоит завершить проект магистрали Центральная и к осени выйти на строительство. Нужно начать работы по ремонту Московского шоссе и улицы Ново-Садовой с устройством транспортных развязок в разных уровнях с учетом подготовки к чемпионату мира». Главное, чтобы вслед за Чигеневым, которого теперь к дорогам региона за версту не подпустят, не нашелся следующий «злодей».
Дмитрий Анатольевич Шляхтин
Видимо, Меркушкину, как и мне, обидно, что во время Олимпиады никто не сможет поболеть за самарцев. Если не считать хоккеиста Варламова, который, к сожалению последнее время больше известен своими сексуальными скандалами, чем спортивными успехами. Да и то, самарец он условный. Поэтому Дмитрию Анатольевичу Шляхтину дана установка: создавать в Самаре новых чемпионов и олимпийцев: «Надо создать такую систему, Дмитрий Анатольевич (Шляхтин), такую пирамиду почти по всем видам спорта, которая могла бы готовить спортсменов высших достижений, которые могли бы побеждать и на чемпионатах Европы и мира, и на Олимпийских играх, а их победы будут побуждать молодое поколение заниматься спортом. Тогда мы будем иметь успех и результат, восстановим традиции и пойдем вперед».
Министр труда легализует не тех мигрантов. И в этом я с Меркушкиным согласен. « Но ситуацию осложняет очень серьезный миграционный поток, идущий из Средней Азии и Кавказа. По данным УФМС, за 9 месяцев текущего года к нам прибыли 210 тыс. иностранных граждан...Патенты на занятие трудовой деятельностью получили лишь 15% иностранцев, хотя мы знаем, большинство из них едут к нам на заработки. Программа адаптации мигрантов, подготовленная Министерством труда, рассчитана на охват лишь 5,5 тыс. человек. В счет платежей по налогу на доходы физических лиц от иностранных граждан, работающих в Самарской области, государство получило лишь 140 млн рублей. Это значит, что в тени находится сектор экономики с занятостью более 100 тыс. человек. Как раз из такой тени и произрастают Бирюлево, Кондопога и Пугачев» Страшно? Мне да. Я в отличии от Олега Борисовича не знаю чем занимаются 100 тысяч гостей региона из Средней Азии и Кавказа. А Олег Борисович не знает, как от них избавиться. Меркушкин подсказывает крайне правильную мысль: «Нам нужны дополнительные трудовые ресурсы, тем более в условиях, когда продолжается демографический спад. Из соседних регионов Приволжского и Уральского округа в этом году к нам переехали жить 3833 человека. Это дополнительное пополнение от наших соседей из Ульяновска, Оренбурга, Башкортостана, Свердловской области и так далее. Это очень хорошо». Зачем нам таджики и дагестанцы? Пускай едут оренбуржцы и башкиры! Я за!
Виктору Вильгельмовичу губернатор поставил в пример Хрущева. «Незначительно увеличилось в текущем году использование удобрений, хотя в прошлом году я тоже достаточно жестко об этом говорил. Три четверти озимых культур посеяно без удобрений. Еще Никита Сергеевич Хрущев эту задачу ставил. На каком же уровне мы сейчас работаем, если она до сих пор не решена?». Для меня новость о том, что Альтергот экономит на удобрениях, при том, что химических производств в регионе достаточно, стала шоком. Наверное, предприятия, которые производят удобрения отказываются давать Вильгельмовичу откат за подряды?
Гришина губернатор похвалил. Но так похвалил, что лучше бы отругал. «В уходящем году более чем на 10 процентов увеличен ввод жилья. Этот прирост почти на треть больше, чем в ПФО, но сегодня для нас это все равно очень мало. Я говорил в прошлом году и сейчас хочу сказать: мы почти последние в округе по строительству жилья на душу населения. Мы были примерно 15 лет последними в ПФО по квадратным метрам новых строек на душу населения. И то, что мы на 10 процентов растем - это перемещение с последнего места на предпоследнее». Теперь Гришину нужно весь следующий год строить: дома в Тольятти, центр в Самаре, жилые «кварталы Победы» для ветеранов. Я надеюсь, что прежде чем начинать огромные проекты, Алексей Викторович дождется окончания Олимпиады. Если главное спортивное мероприятие страны пройдет без эксцессов и построенные Гришиным, который работал директором «Олимпстроя», сооружения выдержат толпу болельщиков со всего мира, я точно не буду бояться за то, что в центре Самары мне на голову упадет кирпич.
Самого кудрявого министра губернатор припугнул жесткими мерами. Потому, что ситуация с ЖКХ аховая. Но все меняется во мгновение ока, когда приезжает губернатор. «Взять пример Безенчука. Как они входили в прошлую зиму - у них до конца декабря прошлого года отопление не могли включить. Шла ржавая вода, для людей из военных резервов возили воду. Я вспоминаю свою мартовскую встречу и обстановку в зале. САМРЭК совместно с новым руководством в течение лета все сделали, все вопросы решены. И не только там». Думаю, что Меркушкин понимает, что шастать по региону и менять трубы должен министр ЖКХ, а не губернатор. И следить за тем, куда уходят деньги на капремонт тоже должен Крайнев: «Задача власти - сделать все, чтобы люди почувствовали, поняли и реально ощутили результат, поняли, куда идут деньги. Я на встречах слышал сотни вопросов, поднимаемых людьми: крышу сделали, а течет она еще больше. Или: побелили, покрасили - и все смыло. В подвале трубы заменили, а он полон воды. Вот какие ремонты мы делали! И если сейчас человек платить будет больше, а мы так же будем относиться к ремонту… С теми, кто сохранит такие подходы, мы работать не сможем!». Надеюсь, что Крайнев предупреждение губернатора услышал...
Кобенко (а заодно и Казарина) обвинили в неповоротливости и неторопливости. «Мы приняли решение передать IT-компаниям здание на улице Урицкого, которое строилось под Правительство, где предстоит в том числе сделать IT-инкубатор. Хочу сказать Александру Владимировичу Кобенко и Станиславу Валерьевичу Казарину, что решения приняты уже давно, более чем полгода назад, но пока мы в этом вопросе продвинулись очень мало». Еще бы. У министра здесь фотосессия, там интервью, еще где-то кольцевые гонки, презентации, конференции и футбол со Степновой. Какие еще IT-компании? Ну и разумеется, вместе с Юлией Павловной, Кобенко получил и за активность с киосками. Смотрите первый абзац.
Кандеев также не удостоился упоминания в речи губернатора. Хотя мог бы. Ведь его детище губернатор оценил положительно. «И потери могли быть еще больше, если бы не ряд мер, заблаговременно предпринятых нами. Федеральный бюджет в этом году также недополучит около триллиона рублей». И следующую фразу губернатора надо услышать не только Кандееву, но и всем героям моего блога: «В этих условиях всем нам надо понять - рассчитывать на бюджетное изобилие, на «золотой дождь» сверху не приходится. Возможности, которые открывались в прежние «тучные годы», мы, к сожалению, упустили».
Про функционера Гридасова губернатор сказал столько, что мне просто нечего добавить. Только две цитаты: «Но если говорить и о здравоохранении в целом, то проблем у нас здесь очень много. Сегодня у нас удовлетворенность людей уровнем медицинского обслуживания значительно ниже, чем в среднем по стране. Хотя 10-20 лет назад мы были одним из медицинских центров в стране, который пользовался огромным авторитетом. И это притом что прошла модернизация, на которую было направлено более 12 млрд рублей. Модернизация - это особая тема. В ходе поездок в Безенчук, Жигулевск, Сызрань, Тольятти я видел просто дикие случаи. Когда деньги заплачены, а ничего не сделано, палаты пустые, привезли оборудование за федеральные деньги, подлатали кое-как. Я спрашиваю у завотделением: сколько этот ремонт выдержит, полгода? Он говорит: нет, три месяца. А туда направлено 60 млн. А когда в Жигулевске мы с Геннадием Николаевичем Гридасовым пришли в поликлинику, и нас разрывали люди и говорили: перейдите в стационар, там вообще никого в палатах нет, все лежат в коридорах. Потому что деньги заплачены, а работа не сделана». И вторая: «В современных условиях растет значение конкурентоспособности медицинских учреждений. Это должны сегодня понимать руководители, врачи, весь персонал поликлиник и больниц и, естественно, Министерство здравоохранения. К какому выводу я пришел, когда мы решили глубже изучить эту тему? Я понял, Геннадий Николаевич (Гридасов), мы вообще этой темой не занимаемся. Мы снова отстанем, снова уйдем в догоняющие, снова уйдем вниз, потому что многие регионы вовсю уже работают, чтобы «перетягивать» пациента с других областей к себе, и эту работу ведут уже по 10-12 лет». И в завершение, на сладкое: «Такая «благожелательность» может потом очень плохо сказаться на деле. С таким положением мы мириться не можем. Геннадий Николаевич (Гридасов), Вы должны досконально разобраться и изменить положение, сложившееся в здравоохранении, или нам тогда придется делать выводы».
А сейчас предлагаю сделать выводы Вам, мои читатели. Проголосуйте за своего любимого министра из нашего проекта и посмотрим, кто станет лучшим в областном кабмине.