Всего в Стамбуле мы провели 5 дней, четыре из которых были рабочими. Съемки еще не закончены, но я уверен, что так тяжело нам уже не будет. С утра до вечера кружить по городу, постоянно стоящему в пробках. Держать в голове общую канву сюжета передачи и помнить последовательность эпизодов. Не промахнуться с погодой, которая здесь весьма переменчива. Но тяжелее всего - выбрать лишь несколько сюжетов из бесконечного и бесконечно интересного фолианта под названием "Стамбул".
Последовательного рассказа о съемках не будет, тем более что Вова попросил меня пока подержать в секрете канву передачи. Так что я ограничусь фотографиями из разных районов города. Маленькие эпизоды нашего тесного знакомства с городом. Осколки общего эпического полотна. Стамбульские мгновения.
Предыдущие серии:
Суть проекта День первый. Эфес День второй. Измир и выездной матч Фенербахче День третий. Галлиполи - ANZAC Day День четвертый. Троя и Гелиболу Начну со своей любимый улицы Пера (ныне - Истиклаль Джадесси, улица Независимости). По этому кусочку Париже на Босфоре до сих пор ходит Трамвай-Желание, который, я верю, может отвести хоть в Ехо, хоть в бэкпекерскую юность, хоть в параллельный мир, где Османская и Российская Империи до сих пор живут и здравствуют.
Проще всего попасть в винтажное прошлое (которое для Стамбула, на самом деле, настоящее). Надо просто представить мир вокруг черно-белым.
Раз - и 50 лет как ни бывало.
Помимо двери прошлое, Пера - это еще местечко исчезающих магазинчиков. Вот он есть, а стоит отвернуться - и нет его, и следов не найдешь.
Шесть лет назад я зашел в потрясающий букинистический с кипами старых журналов «Нэшнл Джеографик» и ворохом открыток с видами османского еще Стамбула. Причем сзади открыток были надписи на французском типа «Любимой Аннет от Поля. Мои мысли всегда с тобой». Под чернилами текста стояла дата - 1907 год.
Почему-то тогда я постеснялся купить эту открытку - все-таки это невольное подглядывание за чужой жизнью. А понравилось бы Аннет и Полю, что их письма продавались бы любому за полторы лиры?
Теперь я не могу найти эту лавку. И для Перы это нормально. В этот раз, например, я не нащел ресторана «Реджанс» - символа белой эмиграции в Стамбуле. В этом ресторане пел Вертинский, пил Ататюрк и, возможно, играл на тараканьих бегах булгаковский Чарнота. Но пару месяцев назад ресторан был объявлен банкротом и закрылся.
Пера быстро меняется. Но, к счастью, не глобально. Лицо ее остается неизменным, речь лишь о микровыражениях. Так эта улица (и особенно ее переулки) припасли еще много открытий.
Галатский мост. Символ Стамбула. Такое же суетливое место как Карлов Мост в Праге или Новый мост в Париже. Но в отличие от Карлова моста, его обрамляют весьма живые статуи - стамбульские рыбаки.
Смотреть на берег Золотого Рога лучше всего через их удочки
Но даже если бы не было рыбаков - Галатский мост был бы обязательной остановкой любой стамбульской прогулки.
Во-первых, из-за возможности постоять и поразглядывать проходящих по мосту
А, во-вторых, из-за видов на Босфор и бухту Золотой Рог
Кстати, Стамбул - один из немногих городов, кому пасмурная погода больше к лицу, нежели солнечная.
А Бофор и Золотой Рог вообще тянет посмотреть в черно-белой гамме
Хотя контровое закатное освещение тоже годится
И все же лучший вид на Босфор, с моей точки зрения, от пристани Ортакёй, с видом на Босфорский мост.
Стены Константинополя - величественное, печальное и немного неуютное зрелище.
Последнее - из близости цыганского квартала Сулуккуле - стамбульских трущоб.
Если бы с нами не было турецкого координатора, нас бы за съемки там точно бы побили.
Кстати, район в процессе сноса. Этот рассадник преступности и наркотиков местные власти решили попросту снести на манер московской Хитровки. Так что любителям острых ощущений просьба поторопиться.
Если все же опоздаете, экстрима можно хлебнуть и в консервативном мусульманском районе Фатих.
Здесь женщины в хиджабах, а то и в чаршах (парандже). В витринах магазина Кораны. А на улицах - реклама исламской партии.
Здесь нам пригрозили разбить камеру охранники местной мечети, если мы немедленно не уберемся из квартала.
Но это скорее издержки съемок на большую камеру. Стамбул - довольно безопасный город в плане прогулок.
Хотя фото ниже вполне можно озаглавить «Гоп-стоп. Мы подошли из-за угла».
Район Лалели - мекка челноков из бывшего СССР. И хотя русских давно сменили белорусы, а белорусов - молдаване, район остается русскоязычным.
Некоторые надписи - законченные шедевры
…Я могу продолжать, выкладывая фото из Султанахмета, с Диван-Йолу, из лабиринта Большого Базара, с высоты района Эйюп. Рассказать о турецком хаммаме или кафе, откуда начинался хиппи-трейл. Или показать фотографии первомайской демонстрации в Стамбуле, в которой приняли участие почти 100 тысяч человек и 35 тысяч полицейских… Но это будет в другой раз. Стамбул - это бесконечная история, а поэтому что-то придется оставить на следующий пост или даже на следующее путешествие. В Стамбул ведь так приятно возвращаться.
Особенно к любимым местам. И так здорово находить их в прежнем состоянии. Как будто только что ушел с крыши гестхауза «Мави» в Султанахмете, где ночевал семь лет назад. София по-прежнему нависает над кроватью и ее по-прежнему, кажется, можно потрогать рукой
В Стамбуле, кстати, всегда снятся очень хорошие сны.
Чем мы ежедневно и пользуемся.