…«Оооооооо!!!», - стадион воет на одной ноте, тряся в воздухе растопыренными пальцами…. «АААААААААА!!!!», - взрываются трибуны, когда Алекс укладывает эстонца Лондака в один угол, а мяч в другой. 2-3. 58-я минута. Надежда возвращается.
…61-я. 3-3!! Подробности с противоположного конца поля не очень видны, главное - результат. 52-тысячная арена «Ататюрк Спорт» готова треснуть от криков.
71-я. 4-3!!! Гуиса!!! Не зря ему пели осанну трибуны. Мы с Вовой совершенно искренне срываем глотки и прыгаем в обнимку со всем сектором. На наших глазах рождается очередная футбольная легенда, которую будут рассказывать внукам.
«Беш! Беш!», - скандирует стадион. При чем тут «Бешикташ»? Ах да! Беш - по-турецки значит «пять». Фаны «Фенера» требуют пятый гол, и они его дождутся на 90-й минуте. «Фенер» ожидаемо вышел на первое место, но вместо спокойной победы над аутсайдером сотворил футбольное чудо: из 1-3 в 5-3.
Людское море выкатывается со стадиона. Как мотыльки фанаты летят на свет нашей камеры. И буквально прыгают на нее с разбегу, исторгая «Фенербахче - Шемпион!». Я не успел даже испугаться при виде рвущихся к нам рук, просто подумал: «Черт, сейчас разобьют аппаратуру»…
Предыдущие серии:
Суть проекта День первый. Эфес Благодаря нашему оператору Леше выучил новое слово - цейтрафер, он же «длинный кадр». Это когда камеру оставляют на час на одной точке, а потом пускают запись на быстрой прокрутке. Так снимают быстробегущие по небу облака или заваливающееся за горизонт солнце.
Последние сорок часов как раз слились в один такой «длинный кадр». Только статикой в нем и не пахнет. Мы носимся по Эгейскому побережью, Чанаккале сменяет Измир, австралийцы сменяют фанатов «Фенербахче». Съемка все идет, а команда «стоп» так и не следует.
Вчера до 11 вечера в Измире снимали футбольный матч «Буджаспор - Фенербахче»: предшествующие ему сине-желтые гуляния, фантастическую концовку второго тайма и последующий выплеск живых эмоций с 50-тысячного стадиона на улицы.
Затем - переезд на Дарданеллы, в город Чанаккале, три часа на сон и снова за работу - снимать мероприятия ANZAC Day на полуострове Галлиполи.
Т.к. толком собираюсь поспать я только сейчас, то мне все кажется, что все эти события произошли в один день. И пляски на фанатской трибуне Фенера в обнимку с сошедшими от радости болельщиками, и интервью у завернутых в национальные флаги австралийцев, которые специально прилетели через полмира, чтобы быть здесь в этот день.
И все же рассказать обо всем за раз - невозможно, поэтому я все же ограничусь описанием второго, измирского дня, где мы впервые столкнулись с тем, как болеют в Турции.
Измир - третий город Турции и второй ее порт.
Это самый «западный» город Турции.
(Символ города - подаренная германским императором Вильгельмом Вторым часовая башня)
Таким он был до 1922 г., когда его населяло больше греков, чем турок (а были еще армяне, евреи и левантийцы). Так осталось и сегодня. Измир - вотчина прозападных кемалистов. Ататюрк здесь - всему голова.
(За пару дней у меня успела накопится изрядная подборка памятников и плакатов с Ататюрком, но это - действительно впечатляет!)
После изгнания греческой армии в 1922 г. город почти полностью сгорел в результате многодневного пожара, в которой воюющие стороны обвинили друг друга. Нам важнее результат: в городе нет архитектурных достопримечательностей. Агора и прочие раскопанные античные руины - не в счет. Для Турции это слишком буднично (особенно по сравнению с соседнем Эфесом).
Крепость на холме в окружении геджикунду (трущоб) - также скорее для видовых обзоров, нежели для осмотра самих стен.
Уходящий от моря рынок - снова типичен для Турции, которая многими и воспринимается как один большой базар. Архитектурного колорита нет, но есть колорит торговый.
Его и интересно поснимать, по ходу дела превратив один из стенд-апов а неплохой обед. Будете в Измире - отведайте местный искандер.
В общем, из мест для прогулок остается набережная или, по-местному, Кордон. Ухоженная и белокаменная она мне чем-то напомнила набережную Тель-Авива.
Здесь можно и на рыбаков полюбоваться, и в кафе посидеть, и даже на карете прокатиться. Но сегодня - все внимание на футбол. Доминирующие цвета белой обычно набережной - сине-желтые.
В гости к аутсайдеру «Буджаспор», которую уже ничего не спасет от вылета в низшую лигу, приехал столичный «Фенербахче». Он пока на втором месте, но лидер «Трабзонспор» неожиданно потерял очки, и теперь победа выводит «Фенер» в лидеры.
Посмотреть на это из Стамбула приехало не менее 45 тыс. фанатов.
Город буквально оккупирован ими. Везде продается атрибутика «Фенера»
Даже на городском рынке
Только на одном прилавке нам удалось обнаружить хоть что-то, относящееся к хозяевам. И то среди шарфов чуть ли не всех команд Супер-Лиги.
Стамбульские болелы перед матчем разминаются в кафе на набережной
Увидев камеру, распаляются еще больше
Запал становится осязаемым, когда в ход идут фаера
Набережная Измира раскрашивается новыми красками
а потом и вовсе скрывается в дыму
Что же будет на стадионе?
На стадионе фаеров не было - видимо с этим строго. Полиция тут особо не церемонится. Она моментально начала охаживать дубинками тех, кто полез через проходную без очереди.
Но отсутствие пиротехники не мешает атмосфере кипящего котла
Купленные у спекулянтов билеты привели на фансектор «Фенера», точно под табло. Напротив - единственный на желто-синим стадионе пустой сектор. Здесь должны сидеть несуществующие фанаты «Буджи», решаем мы.
Однако после неожиданного гола аутсайдера, один из переполненных секторов взрывается. Дело в том, что у «Буджи» тоже сине-желтые цвета, и издали они не отличимы.
Далее был футбол, видеоролики с которого я постараюсь выложить в ближайшие дни. Это был ад, но ад заводной. Это была трагедия десятков тысяч, когда приехавшая на легкую прогулку команда из-за ошибок в обороне в середине второго тайма летела 1-3. И это надо было видеть, когда «Фенер» собрался и стал забивать. Надо было ощущать себя частью многотысячного организма, в унисон орущего кричалки (почти исключительно неприличного содержания). Если бы эмоции светились, то стадион бы в тот вечер засиял сверхновой. Интересно, будь у арабов футбол позрелищнее и позначимее в обществе - может, и не было никаких кровавых волнений…
По окончанию ликующая толпа повалила со стадиона. Мы ее уже ждали.
«Илья, подними штатив. Ребята, встали перед камерами - сдерживаем!». Ничто не помогало. Через 5-10 секунд после начала съемок нас просто сметали, грозясь затоптать. Словно свет камеры будил инстинкт, превращающий человека в макаку. К эмоциям добавился адреналин. Зато сняли отличные кадры. И уберегли камеру.
Переезд до Чанаккале помню урывками. Меланхолично отметил, что окна номера выходят на Дарданеллы и троянского коня. Главное, что поставил будильник. Через три часа снова вставать. Команду «мотор» еще никто не отменял.
Продолжение, как посплю…