Катастрофически нет свободного времени. Съемки по 12 часов в день, после чего сил не остается никаких (а надо еще проработать материал на следующий день). Но это усталость приятная, с чувством выполненного долга. И с ожиданием, что завтра будет еще интереснее. Так что как смогу, тезисно, с опозданием, но постараюсь держать в курсе событий, тем более, что их тут предостаточно.
Четвертый день был последним для съемок первой программы о Западной Турции. Нам осталось снять руины Трои. Кроме того, неожиданно "выгорел" сюжет с белогвардейским кладбищем в Гелиболу.
Предыдущие серии:
Суть проекта День первый. Эфес День второй. Измир и выездной матч Фенербахче День третий. Галлиполи - ANZAC Day На фото сверху - Троянский Конь, построенный для съемок голливудского блокбастера «Троя». Теперь звезда экрана коротает дни на набережной города Чанаккале, прямо под окнами нашего отеля.
Наверное именно так мифическое животное и выглядело: из корабельных частей, не такое уж и большое (в него влезло лишь полтора десятка греков).
А вот как Конь точно не выглядел, так это каким его изобразили перед входом непосредственно в Трою.
Не хватает только таблички «Это не ловушка».
Он похож на деревянную лошадку на колесах, какие пару поколений назад дети катили за собой на веревочке. Причем на эту лошадку кто-то надел противогаз.
Но туристам (особенно детям) как раз таким Конь и нравится. Будь мне лет пять я бы именно он такого Коня пришел бы в восторг.
Кстати Конь не зря стоит перед входом в археологический комплекс Трои. Не только чтобы иллюстрировать миф. Не просто чтобы развлекать публику. Но и чтобы компенсировать общее слабенькое впечатление, которое производят развалины легендарного города.
Если приехать сюда сразу после Эфеса - трудно сдержать разочарование.
Можно много говорить о власти места. О душевном трепете, который охватывает при осознании, что стоишь на том самом месте, где Ахилл, и Одиссей, и Гектор, и Аякс… Но будем честными, большинству туристов нужны не голые цитаты Гомера, а соответствующий им фон для фотографий с собой любимым на переднем плане.
Мощные стены, многотысячные античные театры, лес ионических и коринфских колонн - ничего этого нет в Трое. Только раскопанный фундамент и таблички с римскими цифрами - номерами культурного слоя.
Троя - слоеный пирог из девяти ипостасей, девяти кошачьих жизней города, история которого отнюдь не закончилась падением города Приама. Многие туристы с удивлением открывают для себя, что гомеровская Троя, которую они считали единственной и неповторимой - это лишь Троя номер 7.
Не знал, а скорее не хотел думать об этом и нашедший Трою Шлиман. Поэтому при раскопках немилосердно уничтожал «ненужные» детали. Сейчас напоминанием об этом (а также о том, что пресловутый шлимановский «клад Приама» на добрую тысячу лет старше событий «Илиады») служит траншея Шлимана, обнажающая фундамент Трои 1.
Но Троя есть Троя. И потому сюжет получился интересным и даже красивым. Последнее (помимо операторского мастерства) - за счет времени года. Руины под свежим ковром зелени и на фоне цветущих яблонь смотрятся восхитительно.
На время прощаемся с Азией и почти на неделю отправляемся в Европу. На пароме через Дарданеллы
Проехав всего 50 км в сторону Стамбула, останавливаемся в городе Гелиболу.
6 лет назад мы возили зимнюю экспедицию кафедры в Турцию. В числе прочего мы посетили Гелиболу, где встретились с мэром города. Спросив про русский след в истории города (здесь в 1920-21 гг. квартировались сбежавшие из Крыма части армии Врангеля), в ответ получили подробный рассказ о готовящемся восстановлении русского кладбища, существовавшего здесь до 30-х гг. и мемориала русским солдатам.
И даже съездили на место предполагаемого комплекса, но ничего кроме пустыря с поваленной табличкой «Русское кладбище» не нашли.
И вот, 5 лет спустя мы решили заехать в Гелиболу, проверить состояние объекта. Тем более, что у нас оставалось немного свободного времени по пути в Стамбул. Честно говоря, я был готов к тому, что воз и ныне там. Однако, попетляв по улочкам Гелиболу, наш микроавтобус выехал к такой вот табличке
Как видите, темпы стройки были ударные. В январе 2008 г. заложили, а 17 мая того же года уже открыли.
Рядом стоял результат стахановской стройки.
В ноябре 1920 г. Русская Армия генерала Врангеля эвакуировалась из Крыма. 1 корпус армии под командованием генерала Кутепова прибыл в Северо-Западную Турцию (тогда она находилась под контролем английских и французских войск). Ему выделили место у города Галлиполи (современный Гелиболу). Более 50 тыс. солдат этой армии без государства расположились лагерем среди окрестных полей.
Русские войска находились здесь до конца 1921 г. За это время немало солдат и членов их семей умерло от болезней (ситуация в этом фактическом лагере беженцев была близка к критической). В июле 1921 г. умершим на турецкой земле был открыт небольшой мемориал.
Мемориал простоял до 1949 г., когда был разрушен в результате землетрясения. Кладбище также исчезло. Лет 7 назад при поддержке российского правительства было принято решение восстановить комплекс. Что и было сделано
За двумя различиями. Во-первых, нынешний памятник и мемориальные плиты стоят не на своем изначальном месте, а рядом с ним. А, во-вторых, памятник русским воинам - точная копия оригинала за один нюансом.
Из первоначальной надписи политкорректно убрано окончание надписи про запорожцев. Раньше говорилось, что они умерли в турецком плену.
Но, как бы то ни было, очень приятно, что подобные мемориалы существуют. И даже возрождаются. И, конечно, число посетителей этого кладбища не сравнить с памятниками АНЗАКа на полуострове Галлиполи - хорошо что наша история сохраняется в материальном виде. Пусть мы ее почти не помним.