Про удивительное село
Яр-Сале я уже успел вкратце рассказать. И отдельно поведал о том, как мы туда добирались
на вертолёте. Теперь же пришло время рассказать об обратном пути из Яр-Сале в Салехард - на суперсовременном теплоходе-глиссере проекта А-145 "Виктор Черномырдин" по реке Оби и её протокам.
Для справки. Теплоход проекта А 145 - скоростное пассажирское судно глиссирующего типа для перевозки 150 пассажиров с багажом со скоростью около 40 узлов (74 км/ч) на расстояние до 300 километров в светлое время суток в прибрежной морской зоне. Мореходные качества теплохода обеспечивают возможность эксплуатации судна при волнении моря до 4 баллов без ограничения мощности и до 5 баллов на пониженной скорости. Благодаря таким характеристикам теплоход может совершать рейсы по Обской губе (а это практически и есть море) и по широченным участкам реки Обь при сложных погодных условиях. Судно обладает высокими манёвренными качествами, отличается устойчивостью и непотопляемостью.
Таким образом, нам с Алиной предстояло второе теплоходное путешествие за отпуск. Первое, напомню, было на неторопливом "
Механике Калашникове". Но на этот раз речная поездка имела несколько иной характер: нам нужно было быстро и стремительно добраться до Салехарда по речным лабиринтам дельты Оби. Путь должен был занять 6 часов, но по факту мы добирались почти на час дольше.
Условия на "Викторе Черномырдине" весьма комфортные: удобные кресла с откидными спинками, просторный салон, телевизоры с советскими фильмами, бар с напитками и закусками. И при этом быстрый плавный ход без ощущения высокой скорости и тряски - эдакий речной аналог "Сапсана". Что радует, в отличие от упомянутого "Механика Калашникова" (и ему подобного теплохода "Родина"), теплоходу А-145 не грозит снятие с эксплуатации. Во всяком случае хочется в это верить, ибо без этого замечательного судна на Ямале будет туго. Всего в ЯНАО два теплохода проекта А-145: наш "Виктор Черномырдин" (рейсы "Салехард - Яр-Сале" и "Салехард - Новый Порт") и "Рем Вяхирев" (рейс "Салехард - Берёзово - Мужи").
UPD:
nord_ursus меня поправил: Черномырдин и Вяхирев, вроде, по очереди в разных направлениях ходят. В сентябре я в Питляр (на юг от Салехарда) ездил тоже на Черномырдине, и шёл он до Казым-Мыса. А на Мужи в этом году, вроде, Метеор ходил.
Уставшая за день Алина несколько подпортила впечатление от поездки. На протяжении всего рейса она капризничала и жаловалась на скуку. И если показанный в начале пути фильм "Кавказская пленница" хоть как-то её развлёк, то далее она раз двести спросила "Когда же мы наконец-то приедем?", за что хотелось её... Как-нибудь жёстко утихомирить :)
И именно после этого было принято решение отменить аналогичное теплоходное путешествие в Мужи (а это примерно такое же расстояние, как между Салехардом и Яр-Сале), заменив его на две короткие поездки в Горнокнязевск и Аксарку. Кстати, на Аксарку впервые посмотрели как раз с борта "Виктора Черномырдина".
Но обо всём по порядку.
Вот она, карта нашего маршрута. Смотреть справа налево.
Стартовали в Яр-Сале и далее следовали по сложным хитросплетениям дельты реки Обь, делая остановки в посёлке Панаевск и селе Салемал. Затем уже выходили на основную Обь, останавливались в Аксарке и в итоге прибывали в Салехард. Путь занял 7 часов. Расстояние - примерно 256 км.
1. Покидаем Яр-Сале, идём к пристани.
2. А вот и он, красавец "Виктор Черномырдин". Уже пришвартовался.
3. Протока Малая Юмба. По ней и отправимся в долгий путь на скоростном теплоходе.
4. Алина позирует с любимой игрушкой в руках.
5. Протока Малая Юмба. Вид на необитаемый противоположный берег.
6. Портовой причал. На борт ещё не пускали, так что мы могли пока немного погулять по портовым окрестностям.
7. Корабль с топливом. Как я понял, выполняет роль дозаправщика.
8. Два загадочных катера. Наверное эксплуатируются в служебных целях.
9. За углом притаился "Ямальский-1". Похоже, пассажирский катер. Но куда он следует?
10. Людей подходило всё больше и больше.
11. Рейс явно пользуется популярностью. Тем более по воде получается существенно дешевле, чем по воздуху. Примерно в пять раз.
Билеты, разумеется, мы купили заранее. Приобрели онлайн на сайте "Северречфлота". Собственно, так и рекомендуется делать при путешествиях в подобные труднодоступные места. Не приобретёшь билеты заранее - их может не оказаться в нужный момент, и тогда рискуешь надолго застрять в глуши.
12. Наконец-то началась посадка на борт.
13. Интерьер теплохода. Просторно и комфортно.
14. Пассажиров было довольно много. Но свободные места ещё оставались.
15. Пассажирские кресла располагались по бокам и по центру салона. Наши с Алиной места были центральными, третий ряд. Хотя по факту на протяжении рейса мы перескакивали с места на место, и другие пассажиры особо не принципиальничали по поводу билетного соответствия мест.
16. Носовая часть корабля. Сюда можно было складывать свой багаж. Желательно непромокаемый, иначе зальёт дождём или брызгами реки.
17. Стартовали в 17:30 по местному времени. Двигаемся по протоке Малая Юмба. Пейзаж за окном мелькал очень быстро, кадры смазывались.
18. Вышли на Большую Юмбу. Тундровый минимализм во всей красе!
19. Далее появились хоть какие-то кустики.
20. Тем временем по телевизорам показывали "Кавказскую пленницу". Алина увлеклась просмотром и не особо досаждала в тот момент.
21. Протока Хаманельская Обь. Довольно широкая... Но и это ещё не основная Обь!
22. Протока Янгота, посёлок Панаевск. Первая наша остановка.
Панаевск - посёлок в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа России. Расположен на крайнем юге полуострова Ямал (крайний юг Крайнего Севера, ага), на берегу обской протоки Янгота (к юго-западу от Обской губы). Население 2475 человек (2019 г.). Большая часть населения - ненцы. Занимаются преимущественно оленеводством, охотой, рыбной ловлей. Многие живут в чумах.
23. Архитектура весьма характерная для данных мест. На берегу виднеется храм Ильи Пророка.
24. Вышли взглянуть на посёлок одним глазком. Поздоровались с собачкой.
25. Отправляемся дальше в путь. Вещей на носовой части стало чуть больше.
26. На экранах уже показывали "Любовь и голуби". Как назло, тогда Алина ещё не прониклась этим фильмом, поэтому начала капризничать и требовать других развлечений.
27. Вскоре показался Салемал.
Салемал - село в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа России. Самое южное поселение Ямальского района. При этом располагается не на полуострове Ямал, а на правом берегу Оби, возле развилки Хаманельской и Надымской Оби. Высота над уровнем моря - 80 м. Население - 944 человека (2019 г.). Село существует за счёт добычи рыбы. Имеется собственный рыбзавод.
28.
29. Здание сельской администрации.
30. Двигаемся дальше. Река Обь.
31. Народу в салоне заметно прибавилось.
32. Среди пассажиров попадались и люди в этнических нарядах. Как не сфотографировать таких колоритных бабушек?
nord_ursus: Бабушки, кстати, хантыйки. Это именно у хантов такие пёстрые одежды. У ненцев скромнее.
33.
34. Герметичная дверь. Почти как в самолёте.
35. Дождь усиливался. Судно замедляло ход и пару раз останавливалось из-за плохой видимости.
Как мы узнали позже, застрять могли даже до следующего утра. Такое бывает, например, из-за густого тумана. Так что нам ещё повезло.
36. Обь, акватория села Аксарка. Прибыли с опозданием на 40 минут.
37.
38.
Про Аксарку расскажу отдельно, так как туда мы полноценно выбирались в один из следующих дней. Довольно симпатичное и благоустроенное село. Не сравнить с мрачным и захолустным
Горнокнязевском.
39.
40. Аксарка позади. Двигаемся в сторону Салехарда.
41.
42. И вот мы наконец-то прибыли. Салехард, речной вокзал.
На борту пришлось задержаться, у всех пассажиров на выходе зачем-то тщательно проверяли паспорта.
43. Ещё раз взглянем на красавец-теплоход.
Уже было за полночь, и далее случилась история с такси, которую я мимоходом
успел упомянуть. В двух словах: вызвали такси на определённое время, но водитель не дотерпел всего каких-то пару минут и уехал с другим пассажиром. Из-за этого нам пришлось почти полчаса простоять, отбиваясь от комаров, в ожидании следующей машины.
Вот такое увлекательное получилось путешествие. А теплоход реально классный! Было приятно на таком прокатиться.