Пролетая над тундрой: вертолётное путешествие в Яр-Сале (18.07.2019)

Aug 22, 2019 12:21

Прежде всего хочу сказать спасибо euster за его пост про Яр-Сале. Тот репортаж не только вдохновил меня на аналогичное путешествие, но и оказался чрезвычайно информативен и полезен. Так, например, сайт компании "АСТ" действительно работает и позволяет забронировать вертолётные билеты в онлайн-режиме. Причём, не только до Яр-Сале, но и также до Мыса Каменного и Сёяхи. А вот обратные билеты бронировать по-прежнему нельзя. Но нам это и не нужно было, так как обратно планировали возвращаться на скоростном теплоходе А-145 "Виктор Черномырдин", и на него мы купили билеты без проблем.

В общем, в этот северный отпуск нам удалось избежать спонтанных рискованных манёвров, и путешествие в Яр-Сале было продумано заранее. Оставалось только надеяться на щадящую погоду, и по прогнозам накануне поездки обещали в Яр-Сале не просто щадящую, а очень комфортную летнюю погоду! И это при том, что в Салехарде прогнозировали похолодание и проливные дожди на весь день!



Дело было за малым - не проспать утренний рейс. Вертолёт вылетал в 9:00, и просыпаться нам нужно было не позднее 6:40. Ещё при этом надеяться, что нас не подведёт предварительно заказанное такси а аэропорт. А я напоминаю, что в Салехарде с такси всё очень непросто.

К счастью, и мы проснулись вовремя, и такси не подвело. Слегка подвела только Алина, упорно не засыпавшая накануне и заснувшая в итоге около часа ночи. Я её с трудом утром разбудил, но она потом спала и в такси, и в аэропорту во время ожидания рейса, и уже в самом вертолёте. Зараза такая...

Как бы то ни было, полёт состоялся. И это у нас с Алиной второе в жизни вертолётное путешествие. В прошлом году, напомню, мы летали из Приобья в Игрим. И если тогда нас перевозила а/к "UTair", то в этот раз - "Ямал". И некоторые отличия были. Так, например, в этот раз билеты не заполнялись от руки. Я просто распечатал электронный билет ещё будучи в Москве, а непосредственно перед самым вылетом получил посадочный талон при регистрации на рейс. Причём, талон был даже с указанием мест. В общем, всё как при обычной регистрации на авиарейс. Кстати, обошлась нам вся эта радость в 7000 рублей на двоих, с учётом детской скидки.



1. Аэропорт Салехард, 8:00. Фонтан с лебедями (а вовсе не со стерхами, как я подумал сначала).




2. Север покоряется сильным!
Я бы даже сказал, не столько сильным, сколько решительным. Ибо самое сложное - решиться на подобное путешествие.




3. А вот таблица вылетов. Наш рейс указан первой же строкой.
И да, вертолёт летел до Сёяхи. А село Яр-Сале, как и Мыс Каменный, было промежуточным пунктом маршрута.




Что любопытно, наш рейс был единственный обозначен кириллицей. Причём, и логотип "Ямал" здесь отличается от остальных рейсов этой же авиакомпании (UPD. Как подсказал varandej, это всё же разные авиакомпании с почти одинаковыми названиями, но с отличающимися логотипами).
Зато очень легко определить, где вертолёт, а где самолёт.

Но вот что ещё было странно. Объявляя посадку на наш вертолёт, названия населённых пунктов произносили совсем не так, как я ожидал. Например, "Сёяха" произносили как "Сейха". Это меня чрезвычайно удивило. Причём, точно так же называли и пассажиры, летевшие в это далёкое ямальское село. Вот уж не думал, что "Сёяха" можно произносить как "Сейха".

Однако это ещё ладно. Куда больше меня добило произношение "Яр-Сале". Я-то был уверен, что правильно говорить "Яр-Сале", как обычно и произносятся двойные названия через дефис, с упором именно на второе слово. Примеры: Буэнос-Айрес, Аддис-Абеба, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Йошкар-Ола и т.д.

Но "Яр-Сале" произносили как "Яр-Сале". То есть, будто название пишется в одно слово. Да уж... Никогда не смогу понять местечковую фонетику!

4. По пути к вертолёту встретили вот такую прелесть!




Затем, как полагается, сели в аэродромный автобус. Правда, в данном случае это был крохотный "пазик", но для небольшого количества народа вполне хватало и такого транспортного средства.

А ехали к вертолёту довольно долго. Причём, не по аэродрому, а по отдельной дороге из бетонных плит. Как оказалось, вертолёты располагаются чуть в стороне от основного аэродрома.

5. И вот мы подъехали к нашему вертолёту.




6. Стоим и ждём разрешения на посадку в вертолёт.




7. Наконец-то в салоне. В суматохе сначала удалось сфотографировать только потолок.




8. И вот нас рассадили.




Как видно, всё точно так же, как было и в игримовском вертолёте. Нас рассадили по боковым лавкам вдоль иллюминаторов. Ну а багаж было велено разместить по центру салона.

А как же билеты с указанием мест? А как же, собственно, отдельные пассажирские кресла, как было в вертолёте, на котором летал euster? Причём, ровно тем же самым рейсом!

Для меня это так и осталось загадкой. А когда задал все перечисленные вопросы попутчикам, те отреагировали недоуменно: это же вам не самолёт!

В общем, сей момент несколько разочаровал. Я-то был настроен на удобные индивидуальные кресла, а тут...

И ладно бы мы садились где нам захочется, так ведь нет: нас рассаживали по порядку, без права выбора мест. И мы с Алиной сидели ближе к двери, так как высаживались первыми. В Яр-Сале выходили только мы с ней и ещё одна женщина. В этом, кстати, ничего удивительного, ведь до Яр-Сале без проблем можно добраться на "Черномырдине" - хоть и дольше, но зато в несколько раз дешевле. Большинство пассажиров летело до Мыса Каменного и Сёяхи. А туда уже водный транспорт не ходит.

Итак, мы заняли свои места, пристегнулись и далее слушали уже знакомый вертолётный рокот. Казалось, что процедура будет ровно такая же, как и в прошлом году в Приобье: вертолёт постоит, раскрутит винтовые лопасти, погромыхает минут десять и, сорвавшись с места, вертикально взлетит в небо...
Но нет! Вертолёт не сразу сорвался в небо, а поехал! Я от удивления воскликнул: "А почему мы поехали, а не полетели???"
На что я услышал резонный ответ Алины: "Ну папа! У вертолёта же колёса есть! Ты что, не знал???"
Да уж! И не поспоришь :)

В общем, вертолёт выехал на взлётную полосу, разогнался и взлетел.

9. Деревья моментально превратились в крошечные детали большого макета.




10. Посёлок Горнокнязевск. В тот момент я даже не подозревал, что через два дня мы там окажемся. Собственно, и этого названия посёлка я тогда ещё не знал. Принял за Аксарку.




11. Горнокнязевск. Здесь можно заметить зелёные музейные чумы. К этому кадру я ещё вернусь, так как уже после поездки в Горнокнязевск замечу на данной фотографии несколько любопытных деталей. Очередное послание из будущего. Занятно!




12. Живописная бухточка.




13. А дальше мы наблюдали тундровые красоты. Осенью, конечно, было бы красивее благодаря более пёстрой цветовой гамме. Но и в июле ямальская тундра вполне живописна.




14.




15.




16.




17. Подозреваю, это та самая протока, по которой нам предстояло возвращаться на "Черномырдине".




18. А здесь вообще что-то невероятное! Какая-то речка посреди воды...




19. Сколько же здесь воды! Вся ямальская тундра испещрена озёрами, болотами, протоками и реками. Летом о наземном транспорте здесь можно забыть. Только по воде и по воздуху!




20. Обские просторы. Где-то здесь река Обь незаметно превращается в Обскую губу.




21.




22.




23.




24. Иллюминатор.




25. А здесь можно разглядеть стоянки кочевых ненцев. По всей тундре их было разбросано довольно много.




26. Вот и в этом кадре можно разглядеть ненецкие чумы вдалеке.




27. Здесь вертолёт совершил крутой вираж. Прошёл уже час, и мы вот-вот должны были начать снижение.




28. Показалось село Яр-Сале. Идём на снижение!




29. Вертолёт завис в воздухе и начал вертикальное приземление. У ворот вертодрома уже ждут встречающие. На "пазике", кстати, мы могли бесплатно доехать до аэровокзала. Но нам хотелось погулять и по окрестностям вертодрома.




30. Приземлились. Выходим вместе с заспанной Алиной. Меня, кстати, никто не шугал за фотографирование. Я мог спокойно снимать как на вертодроме, так и за его пределами.




31. Яр-Сале. Даже не верится, что мы всё-таки сюда добрались!




32. Смотрим на вертолет из-за забора. Где-то минут через 15 наше воздушное судно снова взлетело и отправилось дальше на север полуострова Ямал.




Новые пассажиры, кстати, не садились. Зато на борт погрузили несколько каких-то ящиков.

Проводив взглядом вертолёт, мы с Алиной пошли в сторону живописного синего озера.

33. Алина в пушишках. Точнее, в пушицах.




Кстати, погода была отличная. Здесь Алина в куртке, но только лишь из-за ветра. Непосредственно по посёлку мы будем гулять в футболках.

34. Озеро Ярсалинский Сор. Смотрелось просто шикарно! А на противоположном берегу белели ненецкие чумы. Фотоаппаратом, к сожалению, уже не взять такие дали...




35. Берег был песчаный.




36. Столик со скамейками здесь тоже смотрелся довольно эффектно. Мы присели, и я начал расчёсывать растрёпанную Алину, так как утром в Салехарде я этого сделать не успел. Наверное эта сцена смотрелась умильно и трогательно. К тому же, ветер, эффектно развевавший дочкины волосы, мне даже в какой-то степени помогал.




Отдохнув, отправились сначала к озеру, а затем к традиционному ненецкому кладбищу. После вертолёта казалось, что самое интересное уже позади. Но нет! Всё самое интересное только начиналось.

лето, Заполярье, амбиции, услуги, Ямал, фото, Салехард, Алина, факты, разрыв шаблона, отпуск, река, радость, Яр-Сале, интересное, поездки, вертолёты, озеро, Крайний Север, красота, события, природа

Previous post Next post
Up