BA453849-BDD3-4967-AD9D-5CA93A5AB938.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU Для самой первой в истории,
самой полной ретроспективы Алексея Моргунова (1884 - 1935) выбраны два проходных зала «Новой Третьяковки» - там, где висят сливки авангардистов. Между Филоновым и Кандинским. Сразу после зала Шагала сворачиваешь в полутемную (обычно тут графика выставляется) галерею с выходом к комнате с коллекцией Костаки, там, до кучи, и Моргунов, расставленный по периодам.
Ранний, «ларионовский», ядовито зеленый, кубистический, но, тем не менее, фигуративный, почти лучистский; затем «малевичевский», почти футуристический, уже геометрически абстрактный, яркий, свеженький.
Далее возникает возвращение к фигуративности, но деформированной и покореженной - то ли послереволюционной реальностью, то ли близостью к Татлину, рельефы и картины которого висят буквально на изнанке этой стены - в пространстве с собранием Костаки (знаменитый «Летатлин» там более не летает, перенесенный в военный музей Монино, долетался). Ну, и финал этой небольшой (ок, камерной) выставки внутри основной экспозиции связан с великими стройками - заводы, электростанции, рабочие с лопатами на фоне преобразованных панорам, Кемерово, Магнитогорск.
Моргунову нравилось писать мужские фигуры в полный рост. Метаморфозу с ним произошедшую, обобщают две работы, повешенных на двух противоположных стенах в разных концах выставки. На одной из них - медузообразный синий мальчик на голубом фоне, очертания которого наполнены газами далеких галактик, еще не решивших чем/кем стать.
На другой - торс рабочего в майке, на коричневом однотоне, видимо, развернувшийся к топке. Лицо его закрывает кепка, а сила здесь сплетена с усталостью. Или, точнее, обреченностью к блуду труда. Лица не видно или его нет. Женщины у Моргунова мешковатые.
Финал понятный, типовой для проектов, посвященных первачам-авангардистам, начинавшим при царском еще режиме, а заканчивающих уже в РСФСР - «я должен жить, дыша и большевея. И, перед смертью хорошея, Еще побыть и поиграть с людьми…»
Укатали сивку крутые горки. Ох, как укатали. Но, так как от каждого из периодов - всего по несколько картин и графических листов, изменения (назовем их диалектическими) поданы как бы крупным планом, пиками развития, без подходов и плавных спусков творческой манеры.
Почему-то кажется, что эти смены вех давались Моргунову легко, таким он был пластически отзывчивым, пластичным, с одной стороны, и не слишком радикальным, что ли, с другой. Аккуратным, осторожным, вкрадчивым. Идеально и развернуто воплощая идеи и максимы главарей авангарда, с которыми контачил.
Вот как в портретах мясника и мясной лавки, которыми выставка открывается: в этих хостах, явно писанных под влиянием Ларионова, отношения с действительностью и преобразованием ее в измененное состояние лишено ларионовской безбашенности, не знающей еще, куда ее (безбашенность) приведет этот самый отрыв.
Скорость Моргунова медленнее ларионовской и вдумчивее - творит он не спонтанно и импульсивно, но проникаясь и обдумывая, тщательно переваривая как внешние раздражители, так и свои внутренние реакции.
Нельзя сказать, что он более Татлин чем Татлин или перемалевичил Малевича, скорее, обобщил и выразил среднюю температуру по больнице. Швы незаметны. Манера, вытекающая из характера, темперамента, эмоциональной и интеллектуальной конституции человека и художника, оставляющая его в крепком «втором-третьем ряду».
Обилие экспозиционно-архивных проектов последних сезонов, связанных с авангардом, сослужили нынешней ретроспективе плохую службу - простое «воскрешение имени» после многочисленных выставок, вдоль и поперек вспахивающих, кто в лес, кто по дрова, это все еще таинственное, мерцающее, поле (ну, или, море, ну, или зеркало, если вспомнить метафору Ивана Жданова) более не очень уже и канает. А
в Еврейском музее - Попова и Введенский, а в ГМИИ - Степанова, у
Галеева - Ермолаева, а у
Зотова - Мейерхольд, в
Доме русского зарубежья - Стеллецкий, ну и тд. Это не говоря о полных «постоянных экспозициях».
Умаление содержится уже в названии ретроспективы, задающей не только концептуальную рамку, но и особенности восприятия: «среди первых», но не «среди равных».
Выставка, втиснутая в проходной проем, показывает почему так. И с помещениями не сильно заморачивались, и с составом, который мог бы быть более полным. Некоторая подборка работ Моргунова
есть в Нукуском музее искусств имени Савицкого, но их не привезли. Хотя Трегулова готовит большую гастроль каракалпакского музея для ГЭС-2, связи между институциями и городами, «нашими странами» более-менее отлажены.
Умаление продолжается проходными помещениями, четко не обозначенными со стороны основного пассажиропотока, из-за чего неподготовленный зритель (такого подавляющее большинство), просто вплетает еще одно имя в чреду нечевоков и бубновалетовцев. Шагала он знает, Филонова слышал, Кандинского видел, ну, а между, среди первых, тоже есть какое-то экспозиционное мясо.
Я был в «Новой Третьяковке» не в будний день и толпы гуляли по анфиладе как по бульварам, кивая и раскланиваясь с картинами так, как обычно приветствуют знакомых. Или даже не знакомых, если неплохо воспитаны.
Сайт и экспликации напрямую говорят о полноте каталога, впервые (в отличие от выставки) обобщающего максимальное количество работ Моргунова и фундаментальные статьи о его жизни и творчестве. Альбом, разумеется, дорогой и тяжелый - он для иного какого-то агрегатного состояния потребления информации важен, не такого, как на выставках.
Но не хочется думать, что выставку делали «только» ради него.
https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/aleksey-morgunov/
DC88FD76-5397-4CE3-A222-D22972145B8C.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4813.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
A9A02655-5F19-4E53-B83C-28CE2E9A9151.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4811.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
3D06A68A-5124-4B5E-A631-2C06471CE3C1.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4810.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4812.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4808.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4809.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4799.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4807.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4797.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4806.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4606.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4610.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4598.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4609.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4603.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4608.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4596.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4605.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4805.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4604.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4803.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4602.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4801.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4601.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4802.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4600.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4798.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4599.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4800.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4597.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4796.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4595.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4594.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4592.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4593.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_4804.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
Фотографии с выставки "Сокровища Нукуса" в двух зданиях ГМИИ:
https://paslen.livejournal.com/2172724.html