E932276B-49CE-4255-89AE-05B339E9B4E1.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU Если тяга к авангарду еще не погашена, после многочисленных проектов музеев и галерей этого сезона, можно проследовать в Еврейский музей, внутри которого работает не только «Центр толерантности», но и культурный проект «Энциклопедия русского авангарда», где Андрей Сарабьянов со товарищи делает практически идеальные временные экспозиции.
На этот раз здесь показывают очередную «амазонку авангарда» и главную любимицу Костаки - обширную ретроспективу Любовь Поповой. Это именно про ее работы Костаки рассказывал, что они дверьми в сарай были или окнами заколоченными, потом пришлось в Третьяковке реставрировать. Теперь пришло время сокровища эти (отменного качества и сохранности) показывать на монументальной (под три сотни работ) выставке - и потому, что ничего такого не было давно (предыдущая ретроспектива Поповой показывалась в перестроечной Третьяковке 1986 года), и оттого что сто лет как художница в 35 лет скончавшейся от скарлатины.
Выставка сделана по хронологическому принципу с богатыми биографическими выгородками, где редкие архивные материалы соседствуют с эскизами и почеркушками, порой, не менее эффектными, чем большие беспредметные холсты. В зале, посвященном узорам на тканях и моделированию одежды (тут экспозиция Еврейского музея достаточно ожидаемо рифмуется
с «Подругами», посвященными Варваре Степановой в ГМИИ; тем более, что Любочка и Варвара были близкими подругами - в одном из архивных закутков есть их совместные фоты + цитаты из эгодокументов Степановой на стенах) не пропустите самый дальний и не слишком заметный стенд, посвященный похоронам Поповой.
Умерла Любовь Сергеевна скоротечно, сразу после своего сына, толпы людей и выступление Маяковского снимал Родченко. Уже скоро сделали посмертную выставку с густой развеской в несколько рядов - некоторые «пространственно-цветовые композиции» (как называется большинство картин художницы в главных залах) узнаются и на нынешних стенах. Время еще было относительно революционным, горячим, не остывшим и не протухшим; словно бы именно смерть Поповой, как в свое время смерть и похороны Врубеля, которым она увлекалась (в экспозицию включены работы некоторых мастеров, на которых Любочка ориентировалась - от Пикассо до Малевича, а также ее подруг и коллег - Васина, Степановой, Экстер, вот и незнакомый эскиз Врубеля поэтому включили в проект) отсекла эпоху бескомпромиссных поисков и исканий от всего того, что придет им на смену.
Ольга Розанова, еще одна «амазонка авангарда» и практически ровесница (1886 - 1918) умерла еще раньше, а сделала гораздо меньше (но просвистала ярче, стремительней и бескомпромиссней, по какой-то своей, совсем уже особенной, кубофутуристической траектории, не успев измениться), но смерть ее не отозвалась таким символическим послевкусием, как уход и похороны Поповой. Успевшей, впрочем, проделать ту же самую эволюцию в «прикладное искусство» и «прикладные практики», что и Степанова с Экстер. На выставке в Еврейском музее, помимо зала тканей и мод, есть театральный отсек, посвященный двум постановкам Мейерхольда - может быть, самым эмблематическим его спектаклям. «Великодушный рогоносец» и «Земля дыбом». Но это именно что проходные залы, на любителя. Сбоку.
Главное же - живопись, ее развитие и цветение, прослеженное кураторами от самых истоков (первые рисунки, пейзаж с снопами, ученические штудии - Попова много где училась, в том числе и у Станислава Жуковского и у парижских модернистов второго ряда - их работы тоже есть на выставке) до финальных выплесков, монтажно переходящих в творческую прагматику - плакаты, афиши, росписи фарфора, театральные постановки и, конечно же, ткани.
В этом «переключении скоростей» есть какая-то странная закономерность, повторяющаяся из выставки в выставку и, возможно, связанная с закономерностями развития самого авангарда, в конечном счете упирающегося в служебность и вспомогательность, но, может быть, и со спецификой выставочных нарративов, предпочитающих развивать темы от зала к залу (по одной, ну, две темы на выставочное пространство), главное не стоять на месте, не застаивать рассказ, иначе посетитель заскучает.
Но вот здесь, в этот выставочный раз, «начало жизненного пути» вышло настолько объемным и подробным (каждый раз поражаешься бездонности архивов и фондов ГТГ), детально, едва ли не покадрово показывая въезд в кубизм и футуризм (уже первые фигуративные работы Поповой - явный оммаж постимпрессионистам), что на этом богатом и разнообразном фоне (становление ведь проходит разные стадии) любой финал автоматически показывается как истончение и уплощение таланта.
Особенно после нескольких комнат беспредметных работ с плотным наложением густых, цветовых плоскостей друг на друга. Не знаю, насколько сознательно (наверняка, так и есть) выгородки с финальными картинами начала 20-х годов, показывают картины с цветовыми прорехами и облезлостями. Словно бы густой замес (вот как на проторенессансных картинах) истончается и иссякает, вместе с «кризисом веры». А там уже и до узоров на обоях рукой подать. Достаточно за ближайшую фальш-стеночку завернуть.
И даже странно подумать, что было бы с Поповой в 30-х, так как путь, занявший у других художников какие-то дополнительные десятилетия травмированности, искаженности собственного дарования и планомерного (словно бы заранее задуманного, заложенного в смету) упадка, Попова пролетела, как пропела, до ухода в 24-м. Возможно, еще это выставка сделана столь плотно и насыщенно внутренними событиями и переходами, что возникает обманчивое ощущение избыточности творения. Де, как же много Попова сделала, учитывая сколько всего пропало, скольким окна и двери заколачивали. Впечатление это, впрочем, как кажется, объяснилось удобной логистикой и межмузейными связями.
Но, все равно, понятно почему любимица и «Любочка»: яркая, сочная, оптимистически громкая (немного, впрочем, монотонная, порой, но это же входит в правила авангардистского уравнения), четкая и точная, словно бы обобщающая всех и сразу, становясь не «общим местом» авангардных движений, но, что ли «местом встреч» всех со всеми - тем самым мясистым, «виноградным мясом» беспредметности, которым так гордятся и очаровывают залы авангарда в «Новой Третьяковки». Те, где линии и полосы, плоскости и полосы, последовательно перемешиваясь, раз за разом, заваривают зарю нового виденья. Возможности нового, чуть расширенного, зрения.
Это такая очередная важная остановка эволюционного маршрута модернистской пластичности, центральная площадь, после которой маршруты расходятся в разные стороны и трамваи (?), по ним следующие, начинают расползаться по отдаленным городским районам, никак друг с другом уже не связанными. А тут, на главном майдане, все еще в куче, все вместе, все молоды и счастливы, окрыленные победой всего хорошего над всем плохим. Смерть на взлете, на пике, на самом краешке бездны, которая уже видна во всех этих правильных сплетениях нервных изобразительных узлов, супремусов и геометрически выверенных решеток. Как если шарят по темному небу прожектора, скрещиваются столбами разноцветного света, ощупывают окоем гиперболоидом инженера Поповой, сея тревогу, перед тем, как посеять панику и упадок.
Ой, еще про упадок. На выставке есть, встречаются в залах и внутри выгородок всякие помехи, которые, вроде, не замечаешь, но они как-то настырно лезут в глаза, отпихивая Попову за какую-то дополнительную раму отчуждения. Тележка с сухими травами, образующими родной ландшафт; свадебное платье, засунутое под стекло и из-под него торчащее; люминесцентные круги с лицом Поповой в центре; чемоданы, расписанные процарапанными, что ли, граффити; объемный сценографический эскиз, напоминающий модель театральной декорации; трехцветная палитра с тюбиками краски…
…все это - инсталляции объекты на темы жизни и творчества Любы, Любочки, Любовь Сергеевны, в общем, совсем уже современное искусство. То, что возникло и правит здесь уже после 1924 года и почему-то автор их на сайте не указан. Вот хорошо я дотошный такой. Алексей Трегубов. Моему инстаграму нравится.
https://www.jewish-museum.ru/exhibitions/lyuba-lyubochka-lyubov-sergeevna-popova-1889-1924/
263D5752-9B7D-4719-90BE-68FBEA84F292.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
9DADAC9F-5DD2-4F03-99C3-047D345C650C.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
DFF04C2A-6DC5-474C-97AE-43A9D0E30B95.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
64DC40F1-DDC9-4A10-B5C2-D144A27C6A53.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
2275421B-334C-4DD6-8E53-002C1D8C15E5.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
0ED90438-7276-4BFC-BC8A-34122F21B693.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
937F1A3D-AFCE-4552-A983-D1D1E9CB73D4.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
EE5C5ADC-CD77-4416-B620-9CB229E09D6A.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
DE1D33CD-5AF9-415A-AC6B-14D343B894A4.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
97E02F6F-94FF-4723-AE00-2134A2EEC03B.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
682CBA64-7881-4823-81B1-06522F6063FE.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
F6B1BF34-F155-47E3-8828-4710EB53C21E.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
234A251A-D27D-48F7-B24B-C919079298C1.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
42D8D64E-5AA5-4CF4-9236-ACEB38955276.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
295C8D84-8FDB-4B01-A0D0-65E017F0FCB8.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
76B896BD-EA34-497A-822C-E1252663C20E.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
5BCFDB35-6AEE-413B-9767-8E3BC6A2A673.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
74FAE27A-6237-4750-9817-80BF1934032A.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
DA089F99-0CB7-4DD2-B4FB-9BA4649A2C81.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
9FBEDFF9-D24A-4AEE-A79C-6CAD80170D61.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
52B85A89-B353-4C7D-88B3-10685B53697C.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
8E9C55B8-0444-4538-9530-71CE661A45AA.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
1499A7EB-DADC-403E-B946-518434217749.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
5ECAA56C-A50E-4973-ADB0-DCB36A444A4D.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
EA7FD31B-1DB5-4CFC-9016-E886B0E78B00.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
1CF46E51-1F12-465A-BB92-103D87E1D8E4.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
2082D95D-78E0-445E-889D-B8A9FC829E18.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
95447098-21C5-4167-8593-0384F6F8411E.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
01434B6E-B824-4EF5-BCC8-1EA234490D04.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
3F018C78-4D3B-412E-80A2-F42A300E1957.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
ED686F72-DB45-484B-B02E-46F56AF8B070.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
D61674F2-A2BE-4BC4-AA9E-0260F1E00625.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
98828B49-70C3-4C44-A064-7E6F9E9F7372.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6387.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
3FCA4398-7FAF-4F58-A14B-8DE3552411B5.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
9C998FFC-C007-4F77-9870-0201C1956BA6.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6399.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
E38F5287-FF23-442C-AC78-A8090F1FE27E.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6398.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6347.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6396.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6342.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6392.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
12B2F522-7DD3-4BE4-A3D0-723ACAFDA9D9.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6386.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
76BEC841-653B-4BDE-9E6D-A00424AF73CC.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
B1F67278-3DB4-4417-AC76-1DDE0E4502F2.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
E22F2583-01E3-4ED1-B701-416C20CFEC39.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
60657846-A15A-48EB-8D46-8C694F45E919.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
3D791364-FFA3-4BAC-A77B-395173DF45DA.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
223DEA1F-DFDC-4574-BFDD-F59ECFBE815C.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
AB8C0F36-F31B-45E1-B3CD-528A30A2172D.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
8D94CD82-6F62-44A3-8877-35A6FE1ECF38.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
D6B72418-36D4-4D57-916F-BCCBF5CC2192.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
42C35B86-95E1-4890-B168-5CFABA63102B.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
4C8072BA-D69F-4602-B55E-BFE0DEE25715.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6346.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
346AFFAA-FF1A-48B3-B7D1-1F58D4F60CA4.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6341.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6531.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
6C45232B-25A2-4944-A671-39C8EA67D9F6.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
39CCAEB4-055E-4652-A4C7-619FF7D6C0EC.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
02BA91E4-6104-4C9C-B75A-E7D16BFEA98E.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
A37279DE-F9E5-4C13-AAA4-64E1298E80B3.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6544.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
B062D012-34B5-4A12-A321-A5D6B338C52D.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6529.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU «Подруги». К юбилею Варвары Степановой. ГМИИ (закончилось):
https://paslen.livejournal.com/2856320.html
B63A3825-5B35-4DDE-9924-8995D80FE9AB.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
C6E52555-0BDF-429D-A235-E3B20CE49B00.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
24DFA172-0B7D-4125-86D0-39A2E2171CCA.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
82609F8F-3CA4-41F3-A345-60C846F2F54A.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
5F10C038-FF90-4FE0-B697-D6BC807384D4.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
F288FCC3-12AE-45B8-BA8A-667EB4B9F4E5.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
0735BD80-6740-42BF-A408-AAC7F4C629A8.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
DFA922D8-D040-417F-8967-398FCB122345.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
E77BCC32-39EB-4DF7-8672-294AC6C8BE54.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
C28F7A50-138B-4001-80E8-F4FA6DBFEEFE.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
CA014EE3-B857-46AC-9BD7-C955B26BF276.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
AFD040BD-FB3D-4F70-AB24-5ABFB4592A05.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
E2444A6D-05E8-4FCC-B2D1-B17FBDEC197F.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6385.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
C1151F9C-0666-4E99-B107-67240AA9E325.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
B7218857-E2FE-4328-AA5E-EFA4D081458C.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
B160002A-F4EB-4DAF-84DB-8832A8369DD2.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
B00BD187-7858-411E-B8D4-C49F51622B1F.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
200D23E6-C768-480B-90C8-1BF242B42936.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
9E417FD4-AB69-4CA8-96E1-100D158F5310.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
20EAA3B9-4F56-406A-B139-ACA6535212F9.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
D2C16548-1708-46F6-A117-FFFB927B4D3C.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
46C83AEB-3A7D-4F06-9995-DE10CDE3F1D0.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6358.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
B8A867C4-D3F9-4793-8433-3CEA8D86E13D.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6357.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
06FAEA96-853E-4D0D-A649-880BA45E4118.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6355.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
FD94AC76-5902-41B1-88ED-72A00C5D6ED7.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6350.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
28E7BAB2-0C5A-408B-B968-668FBD62CF40.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6345.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
6C03C309-69BC-4804-89B1-44C0D2E43712.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
5A881379-6ACE-4520-9CA4-25232F499207.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
18FA693F-BC5D-4B22-8226-6330C36C6867.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
67CB8627-7C87-43BF-9908-D0A952358CB4.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6394.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6533.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6393.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
89BBE1EF-31EE-4C1E-BB3F-9721F9B8C808.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
33D82675-7A1E-4482-8330-17BFB78E0A78.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
77188CB7-40F7-47E3-9F5F-FDF9494E8A76.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6353.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
22056654-1743-4673-B02E-E05E1DCACC44.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6352.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
1940450B-98E1-416F-AEA0-B04FAEA0C1D1.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
C07D4ABF-28CC-4B22-A4BB-0B5BD501362A.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
9C212DD8-8CA0-4579-9109-8925EC75A82B.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6538.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6359.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU КАРТИНЫ ДРУГИХ ХУДОЖНИКОВ
326C0E8B-4B8F-4DAF-B23F-6BAB86ED8661.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
1E0F1FD3-B199-485F-AA00-80D1F02F3806.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
29576A03-430B-442C-8CA0-ECFD016AC988.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
FB7865D3-7C27-4EED-84A5-05F42D93C743.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
524AC605-D7B3-4BD7-87D0-EF6963AC9F63.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
AFF27486-A9A1-45F5-99A8-2DAB9D804392.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
D9107186-2103-45D7-B9EB-A8A3208D652A.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
C8B73563-CF86-4E6F-B815-16CEFF48D8FA.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
5CA5C8C4-6AF8-41A9-81AF-899004E681B1.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
EB803143-511D-4851-B976-F51318FEFFC6.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU