IMG_5407.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU На работы авангардистки Веры Ермолаевой я начал засматриваться на «архивных выставках» в Еврейском музее и в Музее русского импрессионизма, где они висели как бы сбоку, не особенно акцентируясь на себе (такие самодостаточные и своеобычные), их нужно было еще увидеть и выделить в чреде художников «второго ряда», которые в подобных проектах идут, один за другим, образуя цветастое месиво.
Всегда нужны какие-то дополнительные основания, чтобы зафиксироваться на очередном, ничего не говорящем имени. Но, чаще всего, таких оснований не возникает - «архивные выставки» про начало ХХ века устроены калейдоскопом имен самой разной степени известности (привлекательности), как один сквозной нарратив, куда, как на главный повествовательный тренд, можно нанизывать вообще все, что угодно.
У Ермолаевой запоминающаяся фамилия. Настолько простая, что откладывается, не теряется. Плюс, свой особенный стиль, который можно было бы назвать узнаваемым (особенно теперь, после очередной, уже не первой персоналки художницы в галерее Ильдара Галеева): Ермолаева оказывается словно бы в центре русского авангарда, квинтэссенцией и наиболее последовательным выражением его пластических исканий.
В этом искусство Ермолаевой чем-то напоминает картины и графику другого героя нынешнего выставочного сезона - Алексея Моргунова, чья первая (!) ретроспектива в истории называется слегка уничижительно «Среди первых». Экспозиция Моргунова в «Новой Третьяковке» четко делится на несколько периодов, радикально меняющих стиль художника. Он ларионовского кубизма-лучизма в начале, через малевичевский супрематизм к соцреалистическим великим стройкам на выходе.
Творчество Моргунова зависело от орбиты гениев, куда он заходил в разные эпохи своей жизни, обобщая творческие прорывы «первых» на своем, самодостаточном, пластическом уровне. Ермолаева тоже всю свою творческую жизнь (покуда не арестовали и не расстреляли) существовала «среди равных»: ездила с Малевичем в Витебск, откуда они выжили Шагала (известная история в которой Ермолаева руководила школой УНОВИС); занималась детской иллюстрацией в легендарном ленинградском Детгизе, причем, иллюстрировала обериутов, в основном…
Оставаясь, при этом, художником вполне самостоятельным - живописи на выставке «Вера в Еромолаеву» не так много,
как это обычно и водится в изыскательских проектах «Галеев-Галереи», основное место здесь занимают графика и раскадровки выпущенных (и не выпущенных) книг. Ну, то есть, такие мелочи, в которых художник предстает не на «котурнах» официального образа, а, что ли, в «домашнем халате», немножечко для себя.
Ключом к этой особости для меня стала серия северных пейзажей Ермолаевой, импульсивных, но и крайне расчетливых, думающих своей натурой. Какая-то вышивка изнанки ландшафта, словно бы другая сторона Луны, увиденная и схваченная мастером глубинных обобщений, когда в пейзаже убирается случайное, но проявляется, особенно тщательно прописывается суть.
В чем она? В отчужденности «равнодушной природы», поворачивающейся к человеческому взгляду одним каким-то боком, набором «ведущих» линий, основополагающих мазков и сочетания приемов. В насыщенной жизни чаемого минимализма, который наблюдается и в «портретах» Ермолаевой, словно бы выписываемых сукровицей, в человеческих фигурах и лицах, деформированных усилиями внутреннего существования.
И - совсем иной коленкор в иллюстративной деятельности, четкой, конкретной. Обманчиво понятной и доступной. Ну, да, будто бы «детской». Последовательно повествовательной.
Отдельной строкой упомяну натюрморты, заставляющие вспомнить о Моранди, хотя, конечно, с фактурой Ермолаева обходится немного иначе - не воспевает, но изучает и обживает, вводит в курс человеческого обихода. Однако близки они с Моранди единым «высоким модернизмом», неожиданно возникающим у Ермолаевой раньше своего исторического времени.
И тут возникает совсем другой сюжет - что ли, «верности себе»: в отличие от подавляющего числа авангардистов, пытавшихся приспособиться к агрессивной и бесцеремонной советской действительности, наступая на горло собственной особенности (вот как Моргунов), Ермолаева крайне настойчиво следовала своему призванию.
Конечно, уход в детскую иллюстрацию можно прочесть уступкой обстоятельствам (в конечном счете, последняя работа к гетевскому «Рейнеке-лису» ее и сгубила), да только чисто внешней - столько в этой графике свободы и легкости, простора не только внешнего, но и внутреннего, сочетающего буквализм натуры с юмором, что понятно же: художница оставалась верна себе до самой последней работы.
Поддавались истории люди почти одинаково, сдавали позиции «в массовом порядке», а вот обходили ее цунами по-разному. Сообразно уровню таланта, который ведь не только в «оголтелом формализме» проявлялся.
https://ggallery.ru/exhibitions/vera-v-ermolaevu/
FD1B9B2C-2CFE-4F7A-AF04-7CD037F5EFE5.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
D9FF16CE-9F44-4650-B6F2-802EF38C090F.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
F3CD12AF-B6FC-4D00-862F-6E756B29FBE5.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
78090117-2165-4C9C-B96A-BE857042DDB7.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
ECAE2D5A-B4A5-456F-AF6C-3EE7A61BE72B.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
931166E9-8D47-4FBD-B51A-B2E03E5E5501.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
961B3084-D151-472F-85C2-CB0343221E4B.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
31745AD7-3475-4EA7-BF07-8B392B61DCCD.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
538ACA44-5C1B-4A15-B454-17CB734E1A46.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
771BE346-0062-4969-85A4-0065C5283252.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
5C0E8931-87B5-4645-BF9D-5F27BF49435E.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
41861C0C-EB75-4EDD-A83A-4780434A57CD.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU цвет
IMG_6505.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
A1981034-4DE6-4018-9D61-B60FF78F3FDF.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6490.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
A51E157C-7D0B-49D2-A967-471F63047C2A.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
BC1F63F5-9C2E-4149-AA57-5BEE7916326E.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
E3FF4141-4E06-486D-A1D0-7E846873D826.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
EBAB44EE-B082-499A-B90D-DE3E3D50B847.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
77A74B93-9742-44FC-A2EF-566E30CAB477.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
18822EBB-DB0E-4BF9-8ABA-A5AB0B9E35EB.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
9E04C342-73E7-4024-9FC8-8EC5BB58BE10.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
3837AC1C-D094-4192-A74A-90A9A723536B.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
7F5CADD3-9B1D-45E8-932B-067AC9702D5A.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
863C0352-0ADC-48BC-9DE1-CFEE94FD6511.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_5400.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
085E78C1-3652-4076-B3A3-8587997243EC.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_5412.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
88E07490-D2EA-49E9-AAFD-C1D927BC9550.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_5402.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_5415.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_5404.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_5416.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_5398.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_5411.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
68BD7004-A411-4ADD-9E09-701D386508DF.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_5409.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_5410.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_5408.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
F7FBEEAB-A3CC-4DC9-8194-7E0EE695CE27.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_5406.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_5405.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_5403.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_5399.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_5401.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_5212.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_5211.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_5210.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU Сейчас как никогда. "Николай Лапшин (1891-1942). Живопись, книжная графика" в "Галеев Галерее":
https://paslen.livejournal.com/2817028.html
D13FD214-C76E-4108-968E-2FF4154AFB3D.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
B01E0B44-ED19-460A-A67E-CC64BBC86C4C.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
B9EDA4BA-F0D8-411A-8004-CED272407049.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
C6B8733B-45AC-4BBB-ADAE-BF026DFA163C.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
980ABAB8-909E-4443-BFE2-E31591FD70DC.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
0CA8A294-1669-403A-AF21-7B1ED933787C.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
6FC8DF2F-B6DC-4057-A8C2-89FBFAD0D1DC.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
A3DF4216-E3CE-48B5-B713-BC12D9AE031A.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
4A6534BA-31EF-4FD1-BF9A-366D821839F3.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
2F74D83D-56AA-47D0-8176-DD88D437BFA8.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
B376334A-1B62-4BC0-95F0-73901D54AA4C.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
A22F2BCB-5D0B-487C-8B5A-8D85C419F9BF.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
CE2BA12E-9B63-4ACA-AA49-B5E5701C883C.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
9FAC390C-6665-43FB-834E-F7AF9931C0F2.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
A3D2DD26-614C-4A6E-8347-C0B627E3EBA1.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6501.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
225D991C-380D-46D6-ABB5-A15F9934B964.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6499.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
90C9B429-CBC0-41DD-942A-6D38838CA35B.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
4B2D1F5C-F70C-4C9A-9881-7036454CE04D.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
9FA6758E-E941-48B1-8CA9-883F111FDB12.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
42878EC8-D653-4AFE-9E42-D2EB94D93A6C.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6498.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_5417.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_6492.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_5414.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
IMG_5413.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU