«Дмитрий Стеллецкий. Художник с душою древней». Дом русского зарубежья

Nov 15, 2024 15:13



IMG_2844.JPG © paslen.iMGSRC.RU



На работы Стеллецкого начал обращать внимание уже давно - его как-то особенно любят кураторы Третьяковки и Нового Иерусалима, украшающие выставки про Серебряный век (особенно в залах графики) этими каллиграфическими, ритмически тщательно выверенными работами.

Они сразу же бросаются в глаза (вот как сейчас на выставке в Музее русского импрессионизма), оттеняют работы первачей, доставляют выставкам необходимое для количества и качества «экспозиционное мясо», исполненное в разных стилях и манерах, позволяющих крутить темы и кураторские концепты с разных сторон.

У Стеллецкого свой, узнаваемый стиль - он скрестил декаданс с иконописью. Взял канонические формы, например, «палатного письма» (архитектурные элементы и стилизованную природу), выхолостил их до декоративной составляющей и наполнил иным, «современным» для себя, содержанием. Развороты фигур в профиль с утюжками ног ( вот как в хореографии Ратманского) от этого стали походить не только на византийскую иконографию, но, например, и древнеегипетскую.

Бенуа все никак не мог разобраться в своем отношении к Стеллецкому, то ругаясь и пытаясь избавиться от его чар (очень точное слово, определяющее ощущение от работ художника), но восхваляя «приверженность традиции», однако этот стилизованный модернизм (и модерн, идущий от противного, то есть отталкивающийся от волнообразных и растительных форм) явно ведь строился как экспериментальный, единичный, сугубо авторский. Кто-то шел в барокко, кто-то в кубизм-футуризм, а Стеллецкий весьма последовательно и четко отстраивал свой особый, третий (четвертый, пятый) «неорусский» путь.

Разумеется, подпитываясь тем, что теперь называется «религиозно-философским ренессансом». Словно бы иллюстрируя его. То есть, сопровождая, обслуживая примерно так, как он сопровождал и обслуживал театр, раз уж нынешняя выставка в Доме русского зарубежья (эмигрировал Стеллецкий достаточно рано, еще до революции, в 1914-м, умер в Париже и похоронен на Сент-Женевьев-де-Буа в 1947-м), в основном, состоит из эскизов к постановкам. В том числе и к «Царь Федор Иоаннович» (1908) Мейерхольда, а также к большому, словно бы раскадрованному, «Борису Годунову».

На больших, музейных выставках показывают весьма форматные работы Стеллецкого и их всегда мало. Дом русского зарубежья сотрудничает с коллекционерами и частными галереями, поэтому местные проекты чаще всего обзываются «камерными» да «архивными». Тем не менее, идея собрать под одной крышей сольный проект Стеллецкого - не просто большая удача, но и, отчасти, исполнение мечтаний и запросов космоса. Другое дело, что мастеров, уровня Стеллецкого, ждущих экспозиционного часа, у нас десятки, если не сотни. Так что, как говорится, ничего не предвещало. И ссылка на 150-летний юбилей со дня рождения - почти пустая формальность: работы подобного уровня и формата крайне любят собиратели «вишенок на торте» в любое время года.

Раз уж серьезную часть жизни Стеллецкий провел во Франции, работ его сохранилось, видимо, много, существенная часть разошлась по частным рукам, а теперь медленно возвращается в Россию. Хотя, надо сказать, что почти вся живопись, имеющаяся на выставке, привезена из Тульского музейного объединения. Много набросков из Музея МХАТа. Жаль только, что ничего (как всегда?) не извлекли ни из Третьяковки, ни из Русского музея, чтобы наполнить празднование юбилейного года полнокровным объемом «без обиженок», увеличив экспозицию в несколько раз.

Впрочем, и то, что удалось собрать (выставили даже одну скульптуру Стеллецкого - портретный бюст Леонардо да Винчи) заслуживает большого внимания. На фоне перетасовки одних и тех же художников и объектов русского авангарда, скромный проект Дома русского зарубежья (где выставки всегда разного уровня, никогда не знаешь, на что попадешь - с одной стороны, до сих пор вспоминаю роскошный и цветастый туркестанский авангард, но, с другой, опять же, не могу забыть недавний мемориал памяти Марии Башкирцевой) выглядит оригинальным и свежим.

Всегда бы так, поскольку выставка интересно устроена даже на этой, весьма небольшой территории сольного творчества. Ранние работы на ней смешаны с поздними, станковые - с очевидным декором: театральным, или же проектом хоругвий. А еще в ней есть небольшой биографический раздел, где выставлены расписные письма Стеллецкого - удивительные каллиграфические миниатюры в псевдорусском стиле. Настолько изысканные, что Билибин, прежде всего приходящий в голову рядом с этими стилизациями, попросту отдыхает.

Но главная игра экспозиции связана с разрушением моноидеи Стеллецкого с древнерусскими заимствованиями. Потоки иконописных ликов, в которые он умудряется превращать всех персонажей оперы Бородина и пьесы Толстого, прорежены совершенно «светскими» работами. Модерновой графикой с виньетками, черно-белыми листами с Пьеро и Пьереттой, напоминающими уже совсем правоверных декадентов, вроде Бердслея и несколькими изумительными портретами реалистического свойства. Это рисунки из дома Стравинских (отца известного композитора - известного оперного исполнителя) на Крюковом канале; это акварельный ребенок в овале и это головы каких-то людей из совсем уже поздней, осенней жизненной поры художника.

Театральность (театральщина) идет у Стеллецкого об руку с неистовой преданностью православной вере. Тоже театр: портрет Франциска Ассизского поначалу я и вовсе принял за очередной мейерхольдовский эскиз.

Ну, то есть, навыки натурной изобразительности («реалистичности»), без вычуры и излишеств, Стеллецкий пронес через всю жизнь и, если возникала необходимость, работал не как «художник с душою древней», но мастер пастернаковской точности и нежности, словно бы надышенной в кулачок. «Византийские недомолвки» слетали с него как вальяжный акцент, без которого он, показывая незаурядный класс, оказывается художником совсем уже без лица. Что ж, и такое тоже бывает.

https://www.domrz.ru/exhibition/59713_dmitriy_stelletskiy_khudozhnik_s_dushoyu_drevney_/



IMG_3070.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2981.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3068.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2982.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2980.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2973.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2978.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2972.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2975.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2886.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2974.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2878.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2969.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2876.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2968.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2872.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2967.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2871.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2964.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2869.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2845.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2867.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2900.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2866.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2899.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2862.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2898.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2861.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2897.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2860.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2896.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2858.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2893.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2857.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2892.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2855.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2894.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2848.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2890.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2881.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2879.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2877.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2856.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2853.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2852.JPG © paslen.iMGSRC.RU

"Болт" Шостаковича/Ратманского в Большом Театре: https://paslen.livejournal.com/678390.html

«Искусство возвышает душу…» К 165-летию Марии Башкирцевой. Дом русского зарубежья: https://paslen.livejournal.com/2845511.html

«Прикоснувшиеся к солнцу. В поисках стиля: авангард и реализм в среднеазиатском искусстве 20-х - 60-х годов»: https://paslen.livejournal.com/2831362.html






IMG_2850.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3072.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3071.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3069.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2979.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2970.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2976.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2901.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2971.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2895.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2966.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2854.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2965.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2902.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2891.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2888.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2889.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2884.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2882.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2880.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2846.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2875.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2874.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2873.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2870.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2868.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2865.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2864.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2863.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2859.JPG © paslen.iMGSRC.RU

выставки

Previous post Next post
Up