«Неизвестный Щукин» в ГМИИ. Галерея искусства стран Европы и Америки

Dec 09, 2024 17:42



4043C8EE-6E2F-40EB-90CA-E2EB745BDD3E.JPG © paslen.iMGSRC.RU



Сергей Щукин собирал ведь не только импрессионистов, постимпрессионистов, кубистов и фовистов, но и много еще чего, обставляя свой особняк в Большом Знаменском переулке как стихийный музей, возникающий внутри бытового пространства. Его помещения были одновременно комнатами для повседневной жизни и выставочными залами, завешанными тесной шпалерной развеской, и тотальной инсталляцией в духе традиционных кунсткамер и ренессансных кабинетов, забитых изящными вещицами, уникальными сувенирами, привезенными из других стран, драгоценными диковинами в диапазоне от египетских древностей до русских икон и резной деревянной скульптуры.

Щукин был всеяден и, как показывают архивные фотографии, в изобилии представленные в экспозиции, рядом с археологическими находками, фарфоровыми вазами и холстами Матисса (создавший целый цикл портретов «Розовой гостиной» щукинского особняка, именно этот художник избран самым заметным лейтмотивом нынешней выставки, связывая будто бы разрозненные залы проекта в единый нарратив, хотя встречаются здесь на стенах и Пикассо, и Дерен, и Сезанн), ни в чем себе не отказывал. Превращая жилище в пещеру богатого коллекционера. Любой каприз за громадные деньги.

Это разнообразие сокровищ позволило куратору Алексею Петухову создать изящное послесловие к серии выставочных блокбастеров (Эрмитаж - ГМИИ - Фонд Луи Виттон), переоткрывающих миру значение русского коллекционирования: в центре его - собирательские маргиналии Щукина и его семьи, разошедшиеся, я б даже сказал, расползшиеся после революционной реквизиции по самым разным институциям и даже городам.

Первый зал выставки, построенной чредой тематических и жанровых гнезд, здесь посвящен предметам «египетской коллекции», аранжированной почтовыми открытками и фотографиями того времени, а также прелестным, раннее невиданным кубистическим эскизом Пикассо из фондов графики ГМИИ, а также картиной Гогена. Важно, что в центре комнаты громоздится эффектная экспозиционная инсталляция с древними артефактами, накрытыми прозрачными колпаками, воспроизведен щукинский дневник путешествий по Египту, а работы Пикассо и Гогена безальтернативно вписаны в контекст «египетского собрания».

Во втором зале восточные предметы точно также перемешаны с европейским модернизмом: «Семейному портрету» Дерена, «Пьеро и Арлекину» Сезанна, а также же «Весне», блекло-розоватому панно Редона (из-за антибликового стекла его толком никогда не разглядишь). подобраны остроумные аналогии из китайской живописи: рядом с Сезанном и Дереном висят портреты, растения редоновской «Весны» рифмуются со свитком китайских цветов и птиц.

Следующий зал отдан «работам старых мастеров» (достаточно второстепенным), фарфоровым вазам и ренессансным блюдам, тут же старинные вышивки с библейскими сюжетами развешены рядом с восточными тканями. Дальше посетители переходят в комнату деревянной скульптуры, потом, уже за поворотом на выход, в условную реконструкцию «Розовой гостиной» с мебелями, декоративной скульптурой и ампирными вазами, после, уже в самом последнем зале, русские иконы (в том числе старообрядческие), так поразившие Матисса во время его российского вояжа, сталкиваются с его яркой и насыщенной цветом «Розовой гостиной» (в полный рост) и «Красной мастерской» (акварельный эскиз, повешенный в центр отсутствующего холста из МОМА, чтобы можно было сравнить размеры наброска и подлинника).

Еще один подспудный сюжет этого зала связан с недавней выставкой в Париже, где по всему свету собирали красные матиссовские комнаты, н обошлись без российских, самых, что ни на есть центровых, висящих ныне в финале «Неизвестного Щукина». Все «наши» красные и розовые комнаты да мастерские выставлены ровно напротив «царских врат» и окружены витринами с архивными материалами. В них - документы «передачи» щукинских предметов в советские музеи, а также обстоятельства их сумбурной экспроприации. Помимо прочего, в этот зал инсталлирован оммаж Александру Анисимову, ученому-энтузиасту и реставратору, пытавшемуся спасти максимум того, что было. В 1930-м Анисимова арестовали и обыскали его квартиру, находившуюся на первом этаже щукинского особняка в Большом Знаменском. Тут, «на полу, среди бумажного хлама», сотрудники ГМНЗИ (Государственного Музея нового западного искусства, образованного из соединения коллекций Щукина и Морозова) нашли, помимо прочего, превосходный лист Поля Синьяка, ныне выставленный в одной из витрин.

Так история коллекционирования будто бы закольцовывается не взрывом, но всхлипом в духе карамболя - модного ныне кураторского приема, «открытого» Жан-Юбером Мартеном и позволяющего сочетать внутри экспозиционного нарратива артефакты и предметы самых разных стилей и эпох. Несколько лет назад Мартен уже делал в ГМИИ выставку своих карамболей в проекте «Бывают странные сближения», требующих, с одной стороны, бездонных фондов (или же безграничных возможностей по добыванию экспонатов), с другой стороны, насмотренного и безошибочно внимательного взгляда, позволяющего отыскивать переклички и не самые очевидные пересечения в произведениях искусства разных времен, стран и народов.

Петухов подает такие рифмы крупным планом, по нескольку на каждый из залов. Воздух этих комнат разрежен - предметов не так много, «тотальных инсталляций» они не образуют, к облику щукинского дома, извлеченные из бытового контекста, только отсылают, но даже и не стараются казаться «частью обстановки». Тем более, что, если верить архивным фотографиям помещений особняка, Щукин выстраивал свои комнаты достаточно тематически. Группируя «сезаннов», «гогенов» или «матиссов» в одном месте. Пастухов же разносит их по разным пространствам и вписывает в игровые, ситуативные контексты, ведь иначе карамболь не сложится.

Таких рифмованных сюжетов могло бы быть больше. На третьем этаже Галереи искусства стран Европы и Америки, где «щукинская выставка» занимает только первый, в зале Пикассо (ранний, голубой, кубистический) есть шкаф с африканскими бронзами из собрания Щукина. Их, вдохновивших Пикассо и Брака на изобретение кубизма, он собирал тоже. Казалось бы, чего проще устроить еще одну затейливую витрину с набором предметов под стеклянными колпаками и повесить рядом что-нибудь остро-кубистское, даже необязательно из Пикассо, но видно же, как куратор, словно бы на аптекарских весах, взвешивал все акценты и ответвления выставочного сюжета. Складывал его не столько как пазл, сколько сочинял как музыку, где всего должно быть в меру и все должно быть крайне уместно.

Мы ведь всегда, посмотрев выставки первого этажа, поднимаемся на второй и на третий, едва ли не на треть ( а, может, и на половину?) состоящих из щукинского собрания. Там, кстати, теперь не так тесно - видимо, картины разъезжают по разным выставкам и музеям, отрабатывают свой «хлеб». Начиная от самой первой картины, висящей на входе в экспозицию второго этажа. Обычно там висит пейзаж Каспара Фридриха, но, логично же, что, скорее всего, он сейчас гостит на эрмитажной выставке - и вплоть до Шагала. Понятно, почему так пусто в залах Матисса, важную часть которого спустили на первый этаж, но я заметил массу лакун и в соседних помещениях. Пока на месте, более-менее, весь Гоген и Сезанн, а, значит, умному достаточно.

Тем более, что на этикетках обозначено происхождение этих вещей. Я приучил себя разгадывать их ребусы, заинтересовавшись фондами перемещенных ценностей, которые без всякой помпы, вроде холстов Гойи или Домье (когда в Москве был свой Гойя?) незаметно инсталлируют в основную экспозицию, хотя про принадлежность картин к собраниям Щукина и Морозова пишут без эвфемизмов и напрямую - это у нас теперь национальная гордость.

Нужно сказать, что, в отличие от достаточно монотонного русского авангарда, перевески и перемещения идут Матиссам и Гогенам только на пользу. На «Неизвестном Щукине», возле очередного Матисса, несколько раз ловил себя на мысли, что «видимо, из Эрмитажа привезли», настолько они незасмотренно, незаезженно смотрятся. Возможно, это свойство протеизма матиссовской кисти такое - легкой, почти всегда воздушной фата-морганы, но и густой, сверхплотной: конденсата, выпавшего в осязаемый остаток.

Действительно, если бы перфекционист Петухов взял бы за фундаментальный лейтмотив Сезанна или Гогена, у него вышел бы совсем другой «Неизвестный Щукин». Более интеллектуально тяжеловесный? Но надо сказать, мне нравится человек, с которым нас сегодня здесь познакомили.

https://pushkinmuseum.art/events/archive/2024/exhibitions/shchukin/index.php?lang=ru



5F3C31BC-DA6B-4D31-A96F-599406A27AA3.JPG © paslen.iMGSRC.RU



20EB52D7-F549-4F44-8724-13FFAB4CDB7B.JPG © paslen.iMGSRC.RU



D55C02C9-7587-49CC-9D81-6522CC0E6C21.JPG © paslen.iMGSRC.RU



C901D389-8435-4FCD-A2E6-D9F8FC2E68DB.JPG © paslen.iMGSRC.RU



9FADD618-2ECC-488F-B31D-737C31B55FFA.JPG © paslen.iMGSRC.RU



2FC367DD-7E19-4A38-9BCA-9A1921CAA6A0.JPG © paslen.iMGSRC.RU



96D132F7-A8A9-4D31-A0FD-86199098FB27.JPG © paslen.iMGSRC.RU



F9869933-6D14-4F0E-9308-2B30E988C7FB.JPG © paslen.iMGSRC.RU



22BEDF44-EDB2-44F6-A96A-25D1D06D3903.JPG © paslen.iMGSRC.RU



B25E75A2-F73B-4C8C-B671-FC44C1624018.JPG © paslen.iMGSRC.RU



F544D0CF-4B40-47D1-A2F0-2E8C805B3072.JPG © paslen.iMGSRC.RU



5691B371-ADCE-460B-A28B-EAE4ED460185.JPG © paslen.iMGSRC.RU



BE6671FA-E287-46D9-8B82-DFBBF3E8A960.JPG © paslen.iMGSRC.RU



9A5D2922-457E-433E-BC16-81EB8407390E.JPG © paslen.iMGSRC.RU



3283769F-D86B-47EF-AAD6-99AC21EB1DB0.JPG © paslen.iMGSRC.RU



F7617D11-288E-4A03-BA94-F1A0168763F1.JPG © paslen.iMGSRC.RU



573BF256-B427-479A-9352-C6EB3445AA8B.JPG © paslen.iMGSRC.RU



E0FA0BE8-4337-4AFA-92D6-5BEF34CAAE40.JPG © paslen.iMGSRC.RU



B7138678-E033-4BFF-BD80-FE4587A271CD.JPG © paslen.iMGSRC.RU



69A9A054-24C9-4A02-BDE0-61068C61149D.JPG © paslen.iMGSRC.RU



B622D5C5-F1A6-4F1D-AF82-D70F1B14979B.JPG © paslen.iMGSRC.RU



047ECA85-86DA-4F61-BE0E-CD7B702C1495.JPG © paslen.iMGSRC.RU



7AF731D8-F421-48FC-8F65-E633C1412EEC.JPG © paslen.iMGSRC.RU



221700F3-DCDB-46D0-9924-D7A15FF5A847.JPG © paslen.iMGSRC.RU



2C9D1DB6-8A09-43E2-9C9E-9B9C80241419.JPG © paslen.iMGSRC.RU



A04F5932-F2A4-4BA6-8448-17589238F0EC.JPG © paslen.iMGSRC.RU



00A723AE-D14A-49B3-A682-9D9E9EB5F6DE.JPG © paslen.iMGSRC.RU



9633A3A1-A8F0-41A1-BA6E-A36F8394FCDF.JPG © paslen.iMGSRC.RU



6A0FF724-7D46-4B4C-8A35-99DDA4003522.JPG © paslen.iMGSRC.RU



297782CB-C6AD-4550-8986-A1BE7C8E5A98.JPG © paslen.iMGSRC.RU



875FEC49-498B-4195-ADFC-945A83EFFE02.JPG © paslen.iMGSRC.RU



28F28DC0-AF5A-4CC2-A8DF-4421C3009A4E.JPG © paslen.iMGSRC.RU



5CDD1640-C058-4A6A-8208-1DBD8367788E.JPG © paslen.iMGSRC.RU



FAFF8E0C-1E20-4752-8439-E02905DF2A59.JPG © paslen.iMGSRC.RU



2A743BC4-F356-4724-8FC1-BE3C758DE544.JPG © paslen.iMGSRC.RU



AC380138-CF0C-4040-ADA2-B7CF7D0E1858.JPG © paslen.iMGSRC.RU



8C524418-2B07-4D7D-92A5-786C43FC1552.JPG © paslen.iMGSRC.RU



CA6AA1AC-B733-4212-97EE-706A6DEF8DEA.JPG © paslen.iMGSRC.RU



268F880F-6B99-41AA-9291-9DCD1B3580F0.JPG © paslen.iMGSRC.RU



B61D1608-24A4-4494-A43D-2E1BF175D1A9.JPG © paslen.iMGSRC.RU



F285B620-18FD-4134-A8D6-32FC2F8A7A60.JPG © paslen.iMGSRC.RU



71C5A2CB-0231-40CE-BCB2-287FEDB5F925.JPG © paslen.iMGSRC.RU



C1DAD386-30ED-4587-8250-5774D211A40A.JPG © paslen.iMGSRC.RU



55A59D44-9C22-41FD-ACC2-04600CEDEAAD.JPG © paslen.iMGSRC.RU



6750D778-8D56-4852-9F10-D9EFF4A0E79C.JPG © paslen.iMGSRC.RU



1E0624DC-3CC2-4997-83B9-3C9DEDF768A2.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_7233.JPG © paslen.iMGSRC.RU



E335761C-A537-4AAD-9872-D1BE1ED03785.JPG © paslen.iMGSRC.RU



9D0810AB-6E46-4F47-8960-964A9469239D.JPG © paslen.iMGSRC.RU



217C6AB5-F759-458C-99F9-24DEEC69E820.JPG © paslen.iMGSRC.RU



93A733A5-DCB2-453E-9731-9F6E2634366F.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_7235.JPG © paslen.iMGSRC.RU



47FD7B60-B756-4B84-86EE-EB0F09F832CC.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_7234.JPG © paslen.iMGSRC.RU



35376340-500B-4000-B33F-2FC811D30B89.JPG © paslen.iMGSRC.RU



62F359E5-A358-40FC-B54A-82AA5D472A5E.JPG © paslen.iMGSRC.RU



5D6EF181-5D78-4EAE-8226-9ED6B937A197.JPG © paslen.iMGSRC.RU



E2D4CCEC-40EA-4612-800C-63461B9D27C2.JPG © paslen.iMGSRC.RU



323A7108-6B4E-4724-8210-73B74F9765D4.JPG © paslen.iMGSRC.RU



A649FFFD-8E55-4441-9344-52EF2790AFB2.JPG © paslen.iMGSRC.RU



192269A4-342C-4A16-9C6F-BD56066B6906.JPG © paslen.iMGSRC.RU

Мобилография выставки "Брат Иван" в Пушкинском музее; июль 2022 и диалектика развития ГМИИ: https://paslen.livejournal.com/2759615.html

ГМИИ."Бывают странные сближения" Жан-Юбер Мартена, постоянная экспозиция в оформлении Патрика Уркада: https://paslen.livejournal.com/2684591.html






11667F08-61E7-4F8F-A337-FD86331C1F04.JPG © paslen.iMGSRC.RU



7AA92A16-A716-4595-AFB9-8B86075B14DE.JPG © paslen.iMGSRC.RU



2118E04F-9C24-4896-836D-612CFA8507C6.JPG © paslen.iMGSRC.RU



8D816A03-89B4-48A7-BB93-0130A0D95D6A.JPG © paslen.iMGSRC.RU



E384DBE3-BE68-45AC-BC8D-AB28D9C14724.JPG © paslen.iMGSRC.RU



6891D001-0178-4FD2-8B4F-BAF47394FC39.JPG © paslen.iMGSRC.RU



6C2E6A0F-87F3-4FFA-ACA0-4FB6600E1530.JPG © paslen.iMGSRC.RU



0E4463C6-618F-4389-B259-D4B4D119C588.JPG © paslen.iMGSRC.RU



CE9CC905-5DF4-440D-A13A-2FA43D0A5641.JPG © paslen.iMGSRC.RU



8CF73781-610B-44ED-9A56-97E83D086166.JPG © paslen.iMGSRC.RU



AA43769D-3A92-49D1-824E-A6582EEB4C15.JPG © paslen.iMGSRC.RU



DAA92EBF-9D5E-4918-8120-0E74B58CD05B.JPG © paslen.iMGSRC.RU



95E044F9-BA2E-46CF-9E28-188DDD700A51.JPG © paslen.iMGSRC.RU



DA205721-4A12-40AE-9CDA-C8AF985A75BA.JPG © paslen.iMGSRC.RU



6A6916BD-EEF7-4C9A-BA54-B77C3BB42697.JPG © paslen.iMGSRC.RU

***



4F3D8607-3D0F-4ADF-BFCA-C86BCDDF56F2.JPG © paslen.iMGSRC.RU

выставки, ГМИИ

Previous post Next post
Up