#ОсеньВЗакавказье: 3G - Гарни, горы и Гегард

Nov 30, 2016 10:14

Привет! Этот журнал больше обновляться не будет. Если вам интересны наши посты, присоединяйтесь к нам:
* В инстаграме - https://www.instagram.com/_pashalena_/, где мы вдохновляем на путешествия фотографиями и рассказами.
* В телеграме - https://t.me/iz_drugogo_testa, где мы пишем о том, как живут люди в разных городах и странах.
До встречи ;)

В этом посте мы покажем древний языческий храм Гарни, горный монастырь Гегард и знаменитое ущелье реки Азат, известное под названием «Симфония камней».

В Армении мы группировали достопримечательности и практиковали выезд утром из Еревана и возвращение вечером обратно. Для Севана этот вариант не слишком удобен, но для Гарни и Гегарда вполне сойдёт, так недалеко они находятся от армянской столицы.

Как всегда, день начался с получаса в бесподобной маршрутке. Все местные пассажиры и водитель знают, зачем путешественники приезжают в их деревню, тем не менее, ни один человек не подсказал, где выходить, и мы проехали. Пришлось идти обратно. Нет, это не Грузия :) По карте, кстати, следили, но где выходить было неясно.

Храм Гарни уникален. Единственный на территории Армении храм эпохи язычества, дохристианский.

Храм, естественно, не сохранился с тех времён, но был разрушен не после принятия Арменией христианства, а много позже, в 1679 году от землетрясения. Восстановили его в советское время.

Древние армянские цари любили это место за недоступность и хороший климат, и тогдашняя крепость Гарни, частью которой и является храм, служила им летней резиденцией.

Виды с территории бывшей крепости открываются - загляденье!

Сделали панораму, фото кликабельно.

На территории есть развалины других объектов крепости.

Уже знакомые нам стёршиеся стенды с текстом. Вход на территорию храма платный, интересно, на что деньги идут.

Удивительно, почему армяне не разрушили языческий храм?

Видны отдельные блоки, из которых храм собрали, как конструктор лего.

Внутри мужчины спешно переодеваются, готовясь встречать автобус с туристами.

Вот они достали свои дудуки. Дудук, если не знаете, - популярный армянский музыкальный инструмент. В армянском языке он имеет и другое название - циранапох, что переводится как «душа абрикосового дерева». Говорят, играть на дудуке совсем не легко и просто.

Вовремя успели сделать фото, через пару минут храм облепят туристы.

Ещё немного видов со смотровой площадки рядом с храмом.

Из динамиков играет жалостливая музыка, и, чтобы передать атмосферу места, мы сняли небольшое видео:

Забавная деталь: на туалете огромными буквами написано «БЕСПЛАТНО». Видимо, имели место попытки брать плату за вход «в Провал», как у Ильфа-Петрова.

Выйдя с территории храма, мы были, как и всегда в Армении, атакованы торговцами и таксистами. Один таксист был на синей Ниве и так убедительно рассказал про симпатичное ущелье рядом и про удобства поездки с ним в монастырь Гегард, что мы согласились. Забегая вперёд, скажем, что до ущелья можно было дойти пешком без особых усилий, а до Гегарда доехать на попутке бесплатно.

Дороги в Армении не очень.

И вот мы в ущелье. Никогда не видели скал такой формы.

В ущелье течёт горная река, а в тени скал лежит снег.

Это не забор, это защита от камнепада, который тут регулярно происходит. Водитель, кстати, отказался сюда ехать, сказал, что настало время прогуляться, хотя дорога и подходит для его машины.

Храм Гарни на вершине скалы.

Ещё в ущелье обнаружился древний мост, недавно отреставрированный.

Будете в Армении, обязательно побывайте в ущелье. Уникальное место!

Можете даже попикниковать, если не брезгуете спартанской обстановкой. Но это развлекаловка для лета, естественно.

А вот и наша красавица-Нива.

Так выглядят обычные деревенские и горные дороги в Армении.

Пока проезжаем деревню, фоткаем павлинов.

Еще несколько кадров, сделанных по дороге в монастырь.

Спустя некоторое время вдали появляется он, Гегард, на наш взгляд, самый интересный монастырь в Армении.

Как только мы вышли из машины, на нас с криками набросились торговцы всякими вкусностями и сувенирами. Еле ноги унесли :)

Входим на территорию монастыря. Камень - не просто камень, а лежит тут в память о разрушительном землетрясении, после которого его решили не убирать.

Монастырь Гегард невероятно древний, первые сооружения на этом месте датированы IV веком до н.э. Название переводится как «монастырь копья» (Гегардаванк), по легенде, в Гегарде раньше хранилось копьё, которым римский воин Лонгин пронзил Иисуса на кресте. Сейчас копьё находится в сокровищнице Эчмиадзинского монастыря, не очень далеко уехало.

Какую-то программу снимают с батюшкой.

Внутри храма торжественно и чувствуется дух древности, который не смогли выветрить даже многочисленные туристы. Помним, что это одна из самых популярных достопримечательностей Армении.

Части храмов монастыря, целые церкви и усыпальницы выдолблены внутри скал.

Львы сторожат вход в древнюю гробницу.

А эти двери ведут в крохотные кельи монахов.

Поднимемся по лестнице и зайдём внутрь верхнего храма.

Голуби на входной группе символизируют мир.

Сложно представить, какими усилиями были воздвигнуты эти постройки в скалах инструментами прошлых столетий.

Хачкары, кстати, обрели цвет благодаря древним красителям из насекомых. Удивительная стойкость, века прошли, а хачкары всё ещё красные.

Сразу за монастырём обнаружился древний мостик,

с которого открывается лучший вид на сам Гегард.

Как же Армении повезло с погодой: постоянно светит солнце. Пишем эти строки, сидя в серой ноябрьской Москве, где можно ждать голубого неба неделями.

На парковке таксисты терпеливо ждут своих пассажиров.

На обратном пути сфотографировали горы: на солнечной стороне ещё не опали листья, в теневой уже лежат сугробы.

Водитель Нивы довёз нас до остановки, мы расплатились, и он поехал за новыми «жертвами». Мы же сели в замечательный ПАЗик, который ехал 30 км до Еревана почти час, и в котором было градусов 40 жары. А на улице при этом градусов 10! Ад какой-то, а не транспорт. По 95% общественного транспорта Армении плачет помойка.

Зато есть сидение для интровертов.

Смотрите, как обставлен салон.

Ниже видео для полного погружения:

Кажется, заездились мы по Армении, пора развеяться и посмотреть, как живёт Нагорный Карабах, а заодно и разобраться, что это такое :) Читайте о Карабахе (или Арцахе) в следующих постах. А завтра вас ждёт рассказ как мы катались на новом виде транспорта на Московском Центральном Кольце (МЦК).