Анна и тайна госпожи Кирсановой

Jan 31, 2023 07:09

Чуть больше года назад я рекламировал здесь совершенно замечательный российский телесериал Тайны госпожи Кирсановой, который (как помнит мой дорогой читатель) я даже не стал толковать (как я это обычно делаю). И причина тому: мне не хотелось разрушать впечатления, что почти неизбежно при правильном и трезвом толковании: "Госпожа Кирсанова" мне так понравилась, что я решил просто наслаждаться мистерией киноискусства, созерцая нормальную жизнь нормальных русских людей.

Но Господу было угодно, чтобы история моих отношений с госпожой Кирсановой этим не завершилась.

Случилось так, что при просмотре ролика Галковского я "случайно" ткнул в какую-то ссылку и попал на середину некоего российского телесериальчика. Первые же кадры странным образом привлекли моё внимание, я невольно стал смотреть дальше и... что называется, "залип". Удивляясь на самого себя, я досмотрел до конца эту случайную серию, потом позвал супругу и... мы стали смотреть всё подряд, серию за серией, пока не дошли до самого конца.

А потом оказалось, что имеется ещё один сезон, и ещё... а есть ещё и предыдущие сезоны...

Анна и тайна ночи
Анна и тайна теней
Анна и тайна ядов
Анна и тайна прошлого

Анна -- девушка с паранормальными способностями: она видит духов, и эти духи заставляют её участвовать в расследовании преступлений (которые сами же по-видимому и организуют)... Идея вроде простая, но как сделано, с каким вкусом и чувством меры...

Наконец, до меня дошло, что это не случайность, что снова созерцаю нечто нетривиальное -- отличное, выдающееся произведение киноискусства. Тогда я стал изучать выходные данные: кто это снял и когда. Каково же оказалось моё удивление, когда я обнаружил, что автором этого шедевра является тот же самой Алексей Колмогоров, который снял и "Тайны госпожи Кирсановой". Русский режиссер и сценарист второй раз сломал мой стереотип "российские сериалы смотреть не имеет смысла".

[Нажмите, чтобы узнать тайный смысл истории русской дамы XIX века госпожи Ларисы Кирсановой -- и нашей современницы, русской дамы Анны Штольман]Как говорится, первый раз -- случайность, второй раз -- совпадение, а третий -- уже закономерность. По ходу дела выяснилось, что у главной героини сериала -- Анны Штольман (немецкая фамилия) была прабабушка, которая жила в том же самом городе Затонске в конце XIX века, тоже видела духов и звали её тоже Анной. Мы с супругой погрузились в прошлое: сериал Анна-детектив 2, повествующий о судьбе Анны-прабабушки. И ни разу не пожалели! Ну, а досмотрев Анну-детектив-2, стали уже со спокойной совестью смотреть и Анну-детектив-1, чтобы узнать наконец начало всей этой истории...

Почему начали со второго сезона? Потому что у Алексея Колмогорова есть такая особенность: он очень обстоятельно и неспешно разворачивает повествование, и потому завязки его сериалов кажутся порой затянутыми и от этого скучноватыми. Этим недостатком, кстати, обладают многие произведения русской классики. Поэтому я ещё в детстве завёл привычку читать эти книги сначала с середины до ко конца, а потом уже с начала и до середины. Ведь зная развязку сюжета, с живым интересом изучаешь его завязку, сразу понимая, к чему клонит автор и на что он намекает в первых сериях или главах.

Ну, что я могу сказать? Бог послал России нового гениального художника -- пока почти не известного и мало кем признанного по известной всем нам причине: потому что литература и искусство РФ засижены и загажены бездарными новиопами. Но я даже и не сомневаюсь, что придёт время, когда Алексей Колмогоров будет знаком всякому русскому человеку. Даже если бы он не снял больше ничего, кроме "Госпожи Кирсановой", "Анны-детектива" и сериала про её правнучку, нашу современницу, это было бы уже достаточно, и при нормальной русской власти этого человека носили бы на руках как национальное сокровище.

Пока что статьи об Алексее Колмогорове даже нет в Википедии. Он работает в провинции и снимает там провинциальные детективы -- и надо сказать, это ещё далеко не худший вариант судьбы (вспомним фильм Глубже, чем вы подумали, повествующий о приключениях русского художника в Новиопии). Зато КАК он это делает. Банальный жанр, казалось бы -- но вовсе не банальные вещи у него получаются! И я считаю, что вот теперь я просто обязан предложить своё толкование -- объяснить, о чём на самом деле повествует нам даже не сам Алексей Колмогоров, а гений Алексея Колмогорова.

Мой дорогой читатель, конечно же, понимает, что предельный смысл моих толкований в том, чтобы объяснить самому художнику скрытый от его собственного сознания смысл его произведений. Ведь я полагаю, что главный сюжет любого искусства -- рассказ о встрече человека с музой (духом или гением). Художник это первый зритель "своего" произведения, и он рассказывает нам о том, что рассказал ему самому дух этого произведения. Всякое произведение искусства это "икона", портал в духовный мир, проходя через который и каждый из нас соприкасается с гением, который вдохновил художника на создание этого произведения.

Я сознаю, как страшно всё это звучит для православного христианина, который понимает, насколько буквальный и конкретный смысл имеют мои слова. Но ведь многие из моих читателей предпочитают понимать мои рассуждения о духах в переносном, материалистическом смысле. Мол, все эти "духи", "гении" и "боги" это всего лишь специфический дискурс Максима Солохина, который тот использует лишь для того, чтобы просто и наглядно описывать процессы, происходящие в глубинах нашей собственной психики. И я не против такого толкования, потому что придерживаюсь русской поговорки "хоть горшком назови, только в печку не ставь".

Итак, что я ВИЖУ в истории про наследственную ведьму Анну? Мне пришлось однажды иметь дело с духом, который называл себя Ану и отождествлялся почему-то одновременно с Анубисом египетской мифологии и с Паном древних греков, хотя казалось бы -- речь идёт совсем о разных божествах совершенно разных народов, объединённых лишь общим слогом имени АН, входящим также в имена Паламан, Светлана, Иван и многие другие. Но всё же я уверен, что совсем не случайно в одной из серий Анны-детектив-2 внезапно появляется жрец этого самого Анубиса, как бы мимоходом. Как не случайно в имени Анна фигурирует тот же самый слог...

Настоящие ведьмы и настоящие маги именно так и выглядят -- то есть, выглядят обычными людьми, смешиваются с толпой. Они не надевают на себя магические побрякушки и не напускают на себя важности в глазах других людей -- наоборот, как правило стесняются и прячутся, если их особенность внезапно проявляется слишком явным образом, привлекая излишнее внимание. Наша Анна это как раз оно самое и есть: настоящая ведьма, избранница духов. Не скажу, что жрица... хотя может быть, так и скажу в итоге.

Пусть нас не сбивает с толку, что дух как правило является Анне в виде души умершего (убитого) человека, выдавая себя за покойника и содействуя расследованию собственного убийства дабы отомстить убийце за свою смерть. Учение спиритов это самообман (см. заметку Спиритизм: опыты русского прошлого), в действительности души покойников недолго бродят по земле: их очень быстро забирают отсюда более могущественные и древные духи (см. Икскуль). И конечно же, Анне постоянно является один и тот же дух, принимающий разные облики в зависимости от цели своего явления. Этого духа Анна-бабка и передаёт по наследству Анне-внучке под видом "дара видеть мёртвых".

Более того, я уверен, что дух Анны не только помогает полиции расследовать убийства, но сам и организует те преступления, которые затем полиция расследует. Именно это я вижу в "тексте" фильма, именно эту историю бессознательно рассказывает мне Алексей Колмогоров. Дух Анны это дух убийства, который развлекается тем, что организует убийства, подталкивая глупцов совершать преступления -- а затем сам же и карает их, выдавая полиции, а иногда и уничтожая самолично. Ведь человек, который слушается внушений демона, оказывается в его власти, и в этих случаях Бог попускает демону вершить над ним суд: именно на этом механизме основана власть языческих богов над их поклонниками.

Пусть моего дорогого читателя не сбивает с толку естественно приятная для всякого русского человека, располагающая к доверию и расслабляющая атмосфера дореволюционной России. Я до такой степени поддался этому расслаблению, что даже не стал толковать "Госпожу Кирсанову". Настолько приятно это погружение в наше благословенное прошлое, что совсем не хочется видеть обратную сторону луны. А между тем, Алексей Колмогоров бессознательно рассказывает нам историю русской (антирусской) революции, "нечаянно" обнажая её духовные механизмы.

Россия конца XIX века была смертельно больна. И не случайно действие фильмов Колмогорова, на первый взгляд таких лёгких и развлекательных, разворачивается в ключевые, поворотные моменты русской трагедии, указанные мною в заметке Когда Россия утратила суверенитет: "Тайны госпожи Кирсановой" накануне рокового Цареубийства 1881 года, а "Анна-детектив-2" в 1994 году, когда умер (был отравлен?) Александр III -- Российская Империя вышла на свою финишную прямую. И конечно, не случайно в Затонске на пару дней вдруг появляется очень странный персонаж: адвокат Владимир Ильич Ульянов, заехавший сюда на пару дней по просьбе некоего еврея.

Ведьма Анна духовно слепа. Она не понимает смысла игры, в которой участвует, думая приносить людям добро, помогая полиции найти виновных и избавляя ложно обвинённых от угрозы судебной ошибки. Временами она, впрочем, смутно догадывается об истинном смысле происходящего и мучительно пытается убежать от своей судьбы. Но это невозможно без помощи Бога, а с этим беда: Анна не верит в Бога так же, как не верила в Него и Лариса Кирсанова десятью годами раньше в своём Богородске.

Посмотрев Анну-детектив-2, я понял и смысл "Госпожи Кирсановой". В обоих фильмах действует один и тот же дух (назовём его дух Анны), просто госпоже Кирсановой он не является видимым образом, а всего лишь даёт ей ментальные подсказки. Анна-детектив стала для меня ключом к толкованию "Госпожи Кирсановой" именно потому, что это сказка, а в сказках духовные тайны показывают просто и наглядно, чтобы было понятно даже детям (а мы все дети умом). "Госпожу Кирсанову" мне было бы трудно или даже невозможно истолковать, потому что там всё реалистично, всё как в жизни -- а в жизни такие вещи проявляются скрытно, неявно, полунамёком.

Почему я думаю, что в госпоже Кирсановой действует дух Анны?

По ряду признаков. Анна связана с Парижем (обе Анны: и правнучка, и прабабка) -- и в истории госпожи Кирсановой внезапно появляющийся Париж играет неожиданно важную роль. Анна в видениях видит себя катаркой из Окситании, которую сжигают на костре, и ей явным образом открывается, что её дух это дух той древней ведьмы. Катары и связанная с ними мистика к концу Анны-детектив-2 становятся главной темой сюжета, внезапно переплетаясь с какими-то бурятскими шаманами (эта связь могла бы нам показаться натянутой, если бы не Мышлявцев) -- и вдруг дают нам ключ к разгадке основной движущей силы сюжета сразу всех сериалов Алексея Колмогорова: "Тайны госпожи Кирсановой", "Анна-детектив" и всех "Анна и..."

Все эти истории -- об одном и том же: ревнивый дух Анны, развлекающий девушку своими явлениями, не даёт ей выйти замуж и спокойно продолжить род. Именно об этом все три истории: Анна нашла себе бога, и этот бог взял на себя её матримониальные дела. Ведь дух Анны передаётся от бабки к внучке (как это обычно и бывает), потому рождение детей (и внуков) это особая и важная функция главной героини, которая не может быть выполнена как попало, как ей хочется, но должна быть оформлена так, как это нужно её духу.

Совершенно то же самое происходит и с госпожой Кирсановой, разница лишь в том, что Анне (и её зрителю) этот дух является видимым образом (в виде вереницы разнообразных покойников), а госпоже Кирсановой лишь в виде мысленных озарений, позволяющих ей увидеть след преступника там, где полиция заметить его не способна. Вот и всё. В остальном мы видим в "Госпоже Кирсановой" ту же самую историю, вплоть до совпадений в деталях. (Сами детали я перечислять не буду, чтобы не спойлерить.) Важно понять, что эти странные совпадения -- не от бедности фантазии художника, а наоборот -- от его гения, от вдохновения, ведь и самим Колмогоровым движет тот же самый дух, который проявляет себя в видениях Анны.

В том-то и дело, что перед нами один и тот же повторяющийся сюжет: не только сюжет фильмов Колмогорова, но сюжет самой жизни каждой из его героинь. Заметьте сразу: каждая из них врач/медсестра, каждая расследует убийства, каждая страдает от разлуки с женихом и никак не может с ним соединиться, как заколдованная, как будто на ней лежит проклятие. Да потому, что они и вправду заколдованы, на них в вправду лежит проклятие -- то же самое проклятие, которое лежит на России, забывшей своего Господа и потому бессильной избавиться от этого проклятия.

Не случайно и госпожа Кирсанова, и обе госпожи Анны (Миронова и Штольман) не ходят в Церковь и не верят в Бога: ведьмам не положено. И в кадре мы видим, чем приходится им платить за своё неверие и своё упрямство. Но последняя Анна, Анна Штольман - самая мягкая и положительная из них, и при взгляде на неё возникает надежда, что ей удастся избавиться от проклятия, тяготеющего над Россией -- а вместе с нею избавится и Россия.

Если кто не в курсе, катаризм это французская разновидность славянского богомильства, в основе которого лежит всё то же самое манихейство (см. Манихейская ересь и её влияние на русское Православие и Новая и интересная тема: ПЕРСИЯ, старая и страшная), за которое нам всем и пришлось в итоге расплачиваться безумием революции: сначала французской, а потом и русской (см. Либидо революции и Внутреннее христианство, а также Покаяние и сексуальность). Если очень просто и кратко, суть этой ереси в хуле на человеческую плоть (плоть Христа!) -- почему наши девушки (Лариса Кирсанова, Анна Миронова и Анна Штольман) и мучатся от невозможности соединиться со своими женихами. А все мы мучимся от ловушки, в которую попал наш народ и наша страна.

Вот такие вот смысловые глубины приоткрывает нам гений Алексея Колмогорова, если чуть внимательнее присмотреться к тому, что происходит в его фильмах.

брак, толкования, 1917, бессознательное, Персия, Пиза, варлаамиты

Previous post Next post
Up