[Spoiler (click to open)]Говорить о Боге легко и приятно с единодушным читателем. Но судьба этого ЖЖурнала сложилась так, что большинство моих читателей либо не православны, либо не очень православны, либо
( Read more... )
При чтении этого поста у меня впервые четко возник совершенно логичный вопрос (к вам, как к компетентному верующему человеку). Почему вы считаете, что с точки зрения Бога различия между христианскими (остановимся пока на этом) конфессиями существенны, и вообще видны? Что всем этим различиям громадное значение не придали сами люди, а сами эти различия не обусловлены простой разницей в культурах, как, допустим, языки? Фигурально выражаясь, возможно, конфессия - это язык общения с Богом, один, из множества (бесконечного числа) возможных?
Это правда, что с Богом можно общаться на разных языках. У разных народов одним и тем же знакам может придаваться разное значение. Более того, Бог с каждым человеком говорит на его собственном языке, подходит к каждому индивидуально! Но это не означает, что разные конфессии отличаются друг от друга лишь различием форм выражения одной и той же Истины. Этим отличаются разные люди и разные церкви в пределах одной конфессии.[Например.]Например, внутри Православия есть довольно заметные различия в обряде и традициях у разных поместных церквей. Даже японское Богослужение заметно отличается от русского, хотя японцы приняли Православие от русских - причем совсем недавно, всего лишь век назад. Ещё более сильные различия имеются между разными католическими церквами. Например, богослужение униатов на Западной Украине до сих пор имеет больше сходства с православной литургией, чем с римо-католической мессой - хотя прошло уже почти пять веков с тех пор, как униаты отделились от нашей Церкви и стали католиками. Но все это, повторюсь, различия между разными
( ... )
Если продолжать заданную Вами аналогию, то четыре Евангелия - это один и тот же текст, просто написанный на четырех разных индивидуальных "языках": каждый евангелист отражает свой собственный аспект реальности, по-особому смотрит на мир и на Христа. Они рисуют Его по-разному, но внутренне, по смыслу, образ получается один и тот же.
Иной текст - это, к примеру, апокрифическое Евангелие. Оно создаёт иной образ по сути, представляет нам иного Христа.
Католики - одна из самых близких нам конфессий. Но все-таки и здесь различие очевидно.
Вот, например, два образа Христа - католический и православный. Причем я специально выбрал наиболее близкие, максимально схожие изображения. [Нажмите, чтобы просмотреть]
( ... )
Четыре священных книги, рассказывающих по-разному об одном и том же - уникальная особенность христианства. Религий с одной священной книгой или набором уникальных священных текстов - полно. Мне кажется, что четыре Евангелия - символ того, что главное - не текст, а смысл текста. Смысл - один, и он сохраняется предельно ясным даже в Забавном Евангелии Таксиля. И вот, вопрос. Возможно ли, что католичество и протестантизм передают тот же смысл, что и православие, только другим способом? Что касается картин, то они - всего лишь картины. Каким-то чудом облик Христа дошел до нас сквозь века. А праволавное "Явление Христа народу" и католическая "Тайная вечеря" рассказывают нам одну и ту же историю.
> Если бы это было так, то не было бы никаких препятствий к соединению церквей.
А они есть или они были? Когда-то католичество было единым с православием. Возможно церковь уже / почти / скоро будет едина. Православие можно считать не только одной из традиций, но и "авангардом" церкви, но возможно уже не отдельной от католиков конфессией.
У православия есть все, кроме массовости, (большой) организации, и организованности. Начиная с реформации и контрреформации задачей католичества была массовость церкви. Протестанты католиков подгоняли, где католики отставали (см ваш большой пост и дискуссию про то, что численность народов росла быстрее чем росла церковь).
Начавшийся с реформации период заканчивается или уже/почти закончился. Можно упрекать католиков, что они отставали от протестантов во время реформации с массовыми школами и построением нового общества, но тогда законы исторического развития играли против роста церкви, а сейчас они начинают действуют уже в другую сторону.
> Только если православные откажутся от веры в своих святых. Другого варианта нет. Другие варианты всегда есть, например, католицизм постепенно вернется к православию.Так и abrod считает.
Вероятность зависит от шкалы времени. Такой вариант не один шаг, но достаточно длительный процесс из очень многих шагов, но довольно много шагов уже пройдено.
Это все равно, что переживать, что человечество до сих пор говорит на сотнях разных языков и никак не может объединится лингвистически. Соединение церквей в одну привело бы к чудовищному обеднению духовной жизни людей. Церквей должно быть БОЛЬШЕ, то, что их ЦЕЛЫХ ТРИ - чудо, показывающее нам, насколько это сложно - создать церковь
( ... )
> Православие - хранитель истока христианской веры, ее духовных и исторических корней. Оно существует для того, чтобы не дать людям заблудится в движении к Богу. Но не оно приведет их к нему. Оно может привести только избранных, а Бог, возможно, хочет всех.
В Писании говорится "Бог хочет всем людям спастись и в разумение Истины прийти" (1 Тим 2:4). Но там же говорится "Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, говорю вам, многие захотят войти и не смогут" (Лк 13:24). Как совместить одно с другим? А вот так: Бог хочет дать (и дает) всем людям возможность спастись, однако не превращает это в необходимость. Многие в тот день (в день Суда) захотят войти, но не смогут именно потому, что упустили свой шанс на спасение в этой жизни
( ... )
"В Писании говорится "Бог хочет всем людям спастись и в разумение Истины прийти" (1 Тим 2:4). Но там же говорится "Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, говорю вам, многие захотят войти и не смогут" (Лк 13:24). Как совместить одно с другим
( ... )
> Православие очень требовательно к верующему, это все знают. И католичество (но меньше). И протестантизм (еще поменьше). А Бог вообще не требователен.
Это очень сильный и очень сомнительный постулат, прямо противоречащий словам Христа. Как идеология - то есть, инструмент манипуляции сознанием масс - это тезис может быть эффективен. Но какое отношение он имеет к Истине?
Он всемогущ. И создал нас такими, какие мы есть. Создатель не может быть требователен к своему созданию. Вы можете представить художника, строго спрашивающего со своей картины? Или программиста - со своей программы? Или математика - со своей теоремы
( ... )
Удивительный пост, спасибо вам за него.
При чтении этого поста у меня впервые четко возник совершенно логичный вопрос (к вам, как к компетентному верующему человеку). Почему вы считаете, что с точки зрения Бога различия между христианскими (остановимся пока на этом) конфессиями существенны, и вообще видны? Что всем этим различиям громадное значение не придали сами люди, а сами эти различия не обусловлены простой разницей в культурах, как, допустим, языки? Фигурально выражаясь, возможно, конфессия - это язык общения с Богом, один, из множества (бесконечного числа) возможных?
Reply
Но все это, повторюсь, различия между разными ( ... )
Reply
Reply
Иной текст - это, к примеру, апокрифическое Евангелие. Оно создаёт иной образ по сути, представляет нам иного Христа.
Католики - одна из самых близких нам конфессий. Но все-таки и здесь различие очевидно.
Вот, например, два образа Христа - католический и православный. Причем я специально выбрал наиболее близкие, максимально схожие изображения.
[Нажмите, чтобы просмотреть]
( ... )
Reply
Мне кажется, что четыре Евангелия - символ того, что главное - не текст, а смысл текста. Смысл - один, и он сохраняется предельно ясным даже в Забавном Евангелии Таксиля. И вот, вопрос. Возможно ли, что католичество и протестантизм передают тот же смысл, что и православие, только другим способом?
Что касается картин, то они - всего лишь картины. Каким-то чудом облик Христа дошел до нас сквозь века. А праволавное "Явление Христа народу" и католическая "Тайная вечеря" рассказывают нам одну и ту же историю.
Reply
Соглашусь.
> Возможно ли, что католичество и протестантизм передают тот же смысл, что и православие, только другим способом?
Если бы это было так, то не было бы никаких препятствий к соединению церквей.
Reply
А они есть или они были? Когда-то католичество было единым с православием. Возможно церковь уже / почти / скоро будет едина. Православие можно считать не только одной из традиций, но и "авангардом" церкви, но возможно уже не отдельной от католиков конфессией.
У православия есть все, кроме массовости, (большой) организации, и организованности. Начиная с реформации и контрреформации задачей католичества была массовость церкви. Протестанты католиков подгоняли, где католики отставали (см ваш большой пост и дискуссию про то, что численность народов росла быстрее чем росла церковь).
Начавшийся с реформации период заканчивается или уже/почти закончился. Можно упрекать католиков, что они отставали от протестантов во время реформации с массовыми школами и построением нового общества, но тогда законы исторического развития играли против роста церкви, а сейчас они начинают действуют уже в другую сторону.
Reply
Да, конечно. У нас разная вера, разное понимание Христа и цели христианской жизни.
> Возможно церковь уже / почти / скоро будет едина
Только если православные откажутся от веры в своих святых. Другого варианта нет.
Reply
Другие варианты всегда есть, например, католицизм постепенно вернется к православию.Так и abrod считает.
Reply
Просто пока такой вариант кажется крайне маловероятным.
Reply
Reply
Reply
В Писании говорится "Бог хочет всем людям спастись и в разумение Истины прийти" (1 Тим 2:4). Но там же говорится "Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, говорю вам, многие захотят войти и не смогут" (Лк 13:24). Как совместить одно с другим? А вот так: Бог хочет дать (и дает) всем людям возможность спастись, однако не превращает это в необходимость. Многие в тот день (в день Суда) захотят войти, но не смогут именно потому, что упустили свой шанс на спасение в этой жизни ( ... )
Reply
Reply
Это очень сильный и очень сомнительный постулат, прямо противоречащий словам Христа.
Как идеология - то есть, инструмент манипуляции сознанием масс - это тезис может быть эффективен. Но какое отношение он имеет к Истине?
Reply
Reply
Leave a comment