Избран Тобою?

May 11, 2018 15:23

Эта заметка продолжает тему о судьбах русского народа, начатую текстами

"Смерть и жизнь русского народа"
Три источника и три составные части
Взгляд извне и изнутри

[Spoiler (click to open)]Говорить о Боге легко и приятно с единодушным читателем. Но судьба этого ЖЖурнала сложилась так, что большинство моих читателей либо не православны, либо не очень православны, либо Read more... )

историософия, футуризм, религия, выход есть

Leave a comment

palaman May 12 2018, 12:42:38 UTC
Если продолжать заданную Вами аналогию, то четыре Евангелия - это один и тот же текст, просто написанный на четырех разных индивидуальных "языках": каждый евангелист отражает свой собственный аспект реальности, по-особому смотрит на мир и на Христа. Они рисуют Его по-разному, но внутренне, по смыслу, образ получается один и тот же.

Иной текст - это, к примеру, апокрифическое Евангелие. Оно создаёт иной образ по сути, представляет нам иного Христа.

Католики - одна из самых близких нам конфессий. Но все-таки и здесь различие очевидно.

Вот, например, два образа Христа - католический и православный. Причем я специально выбрал наиболее близкие, максимально схожие изображения.
[Нажмите, чтобы просмотреть]


А вот Сам оригинал - Его "фотография" на Туринской плащанице (негатив):

Reply

zaharov May 12 2018, 14:13:33 UTC
Четыре священных книги, рассказывающих по-разному об одном и том же - уникальная особенность христианства. Религий с одной священной книгой или набором уникальных священных текстов - полно.
Мне кажется, что четыре Евангелия - символ того, что главное - не текст, а смысл текста. Смысл - один, и он сохраняется предельно ясным даже в Забавном Евангелии Таксиля. И вот, вопрос. Возможно ли, что католичество и протестантизм передают тот же смысл, что и православие, только другим способом?
Что касается картин, то они - всего лишь картины. Каким-то чудом облик Христа дошел до нас сквозь века. А праволавное "Явление Христа народу" и католическая "Тайная вечеря" рассказывают нам одну и ту же историю.

Reply

palaman May 12 2018, 17:40:15 UTC
> Мне кажется, что четыре Евангелия - символ того, что главное - не текст, а смысл текста

Соглашусь.

> Возможно ли, что католичество и протестантизм передают тот же смысл, что и православие, только другим способом?

Если бы это было так, то не было бы никаких препятствий к соединению церквей.

Reply

bacr May 12 2018, 21:22:02 UTC
> Если бы это было так, то не было бы никаких препятствий к соединению церквей.

А они есть или они были? Когда-то католичество было единым с православием. Возможно церковь уже / почти / скоро будет едина. Православие можно считать не только одной из традиций, но и "авангардом" церкви, но возможно уже не отдельной от католиков конфессией.

У православия есть все, кроме массовости, (большой) организации, и организованности. Начиная с реформации и контрреформации задачей католичества была массовость церкви. Протестанты католиков подгоняли, где католики отставали (см ваш большой пост и дискуссию про то, что численность народов росла быстрее чем росла церковь).

Начавшийся с реформации период заканчивается или уже/почти закончился. Можно упрекать католиков, что они отставали от протестантов во время реформации с массовыми школами и построением нового общества, но тогда законы исторического развития играли против роста церкви, а сейчас они начинают действуют уже в другую сторону.

Reply

palaman May 12 2018, 21:29:47 UTC
> А они есть или они были?

Да, конечно. У нас разная вера, разное понимание Христа и цели христианской жизни.

> Возможно церковь уже / почти / скоро будет едина

Только если православные откажутся от веры в своих святых. Другого варианта нет.

Reply

bacr May 13 2018, 19:53:25 UTC
> Только если православные откажутся от веры в своих святых. Другого варианта нет.
Другие варианты всегда есть, например, католицизм постепенно вернется к православию.Так и abrod считает.

Reply

palaman May 13 2018, 19:55:36 UTC
Да. Почему бы и нет?

Просто пока такой вариант кажется крайне маловероятным.

Reply

bacr May 13 2018, 20:02:28 UTC
Вероятность зависит от шкалы времени. Такой вариант не один шаг, но достаточно длительный процесс из очень многих шагов, но довольно много шагов уже пройдено.

Reply

zaharov May 12 2018, 22:39:45 UTC
Это все равно, что переживать, что человечество до сих пор говорит на сотнях разных языков и никак не может объединится лингвистически. Соединение церквей в одну привело бы к чудовищному обеднению духовной жизни людей. Церквей должно быть БОЛЬШЕ, то, что их ЦЕЛЫХ ТРИ - чудо, показывающее нам, насколько это сложно - создать церковь.

Люди ходят в разные церкви к разным священникам, сообразно удобству и своим чувствам. Если все русские церкви уничтожить, и создать вместо них одну гигантскую супер-церковь - это приблизит людей к Богу или оттолкнет?

Бог дал людям свободу выбора. В том числе, и свободу выбора в том, как верить в него. Каждая существующая конфессия - огромная и сложная культура веры, долго и гигантским трудом выстраиваемая миллионами верующих.

Я понимаю, что вам, как служителю одной из конфессий, сложно обсуждать эту тему. И, вообще, наверное, не следует обсуждать. Но никто не запрещает хотя бы обдумать, как это выглядит с точки зрения Бога. Неужели Бог допустил бы, чтобы такое огромное количество людей заблуждались, искренне веря в него, но не православной, а иной христианской верой?

Мы знаем, что католичество возникло, как ответвление от православия, а протестантизм - как ответвление от католичества. Возможно, новая христианская вера возникнет, как ответвление от протестантизма. Если это не ереси, а просто обычное культурное развитие людей в их сближении с Богом (не исключено, что совсем не поступательное, а сложное и извилистое), то какова тут роль православия? Православие - хранитель истока христианской веры, ее духовных и исторических корней. Оно существует для того, чтобы не дать людям заблудится в движении к Богу. Но не оно приведет их к нему. Оно может привести только избранных, а Бог, возможно, хочет всех.

Reply

palaman May 13 2018, 05:20:55 UTC
> Православие - хранитель истока христианской веры, ее духовных и исторических корней. Оно существует для того, чтобы не дать людям заблудится в движении к Богу. Но не оно приведет их к нему. Оно может привести только избранных, а Бог, возможно, хочет всех.

В Писании говорится "Бог хочет всем людям спастись и в разумение Истины прийти" (1 Тим 2:4). Но там же говорится "Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, говорю вам, многие захотят войти и не смогут" (Лк 13:24). Как совместить одно с другим? А вот так: Бог хочет дать (и дает) всем людям возможность спастись, однако не превращает это в необходимость. Многие в тот день (в день Суда) захотят войти, но не смогут именно потому, что упустили свой шанс на спасение в этой жизни.
Назначение Православия, как Вы правильно сказали, в том, чтобы привести ко спасению тех, кто стремится ко спасению и готов прикладывать усилия к этому. А назначение остальных христианских конфессий - и в первую очередь католичества, в силу его массовости (миллиард верующих) - дать всем людям возможность спасения через проповедь Христа. А далее все уже зависит от человека. Если он хочет углубиться в это познание, он рано или поздно открывает для себя Православие. Но неверно думать, будто Православие - это и есть те тесные врата, про которые говорит Христос. Потому что и внутри Православия можно погибнуть и заслужить ещё большее осуждение, если использовать Церковь недостойно.

> Неужели Бог допустил бы, чтобы такое огромное количество людей заблуждались, искренне веря в него, но не православной, а иной христианской верой?

Всё не так плохо, всё гораздо хуже. Огромное количество людей продолжают заблуждаться, даже исповедуя православную веру. Мало стать православным, нужно ещё и быть им. А это не так-то просто.

Но насколько я понимаю, всё это не значит, будто все, кто не успел прийти к Православию в этой жизни, погибнут. Каждого человека Бог будет судить исходя из индивидуальных обстоятельств. Исходя из того, что человек не сделал ( а мог сделать). А что человек не мог сделать - то ему в грех не вменяется. Какому-нибудь индейцу из бассейна Амазонки не будет вменено в грех, что он не ходил в храм, потому что рядом с ним не было храма. А русскому - будет, потому что рядом с ним был храм.

Чем больше человеку дано - тем больше с него спросится. И здесь самая глубокая причина тех страшных бедствий, которые постигли русский народ, подобных тем, что постигли в свое время еврейский народ. Подробнее об этом я писал здесь: https://palaman.livejournal.com/223067.html

Reply

zaharov May 13 2018, 08:17:56 UTC
"В Писании говорится "Бог хочет всем людям спастись и в разумение Истины прийти" (1 Тим 2:4). Но там же говорится "Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, говорю вам, многие захотят войти и не смогут" (Лк 13:24). Как совместить одно с другим?"

Никак. Это не противоречие. Это описание проблемы и постановка задачи верующим:

1. Бог хочет, чтобы спаслись все.
2. Врата тесные, многие не смогут пройти
3. Подвизайтесь, расширяйте врата, чтобы прошли все желающие.

У Христа во врата пролезало 12 учеников. Они создали церковь из нескольких десятков тысяч человек. Католичество - миллион, протестантизм - десятки миллионов. Следующий шаг должен охватить миллиард (настоящих верующих).

Православие очень требовательно к верующему, это все знают. И католичество (но меньше). И протестантизм (еще поменьше). А Бог вообще не требователен. Человек просто должен увидеть его и захотеть в его царство. Все сложности веры - в трудности этого "просто увидеть и захотеть". Поэтому идет два процесса - движение всего человечества вверх, и адаптация религии к новому этапу развития людей. Для диких азиатов 2 тыс. лет назад нужно было жесткое православие. Для европейца Возрождения - католицизм. Для викторианца - протестантизм. Для американца - пятидесятничество. И чем больше будет движение человечества к гуманизму и добру, тем менее требовательную к людям можно создавать конфессию, и тем больше людей она сможет охватить.
Как способ организации пути к Богу православие - перебор. Мощь его духовного аппарата рассчитана на людей, привыкших приносить человеческие жертвы и продавать детей. В России сейчас просто нет таких. НО!!! Никто не гарантирует, что человечество никогда не откатится обратно к уровню Азии 1го века. Вот на этот случай православие и должно сохранятся.

Reply

palaman May 13 2018, 16:25:29 UTC
> Православие очень требовательно к верующему, это все знают. И католичество (но меньше). И протестантизм (еще поменьше). А Бог вообще не требователен.

Это очень сильный и очень сомнительный постулат, прямо противоречащий словам Христа.
Как идеология - то есть, инструмент манипуляции сознанием масс - это тезис может быть эффективен. Но какое отношение он имеет к Истине?

Reply

zaharov May 13 2018, 17:24:05 UTC
Он всемогущ. И создал нас такими, какие мы есть. Создатель не может быть требователен к своему созданию. Вы можете представить художника, строго спрашивающего со своей картины? Или программиста - со своей программы? Или математика - со своей теоремы?
Если в нас его что-то не устраивает - зачем создал нас такими? Поменялись требования - можно же доработать, всемогущий же!

Другое дело, что если я, например, создал ИИ для распознавания текста, я не буду сразу же строго спрашивать с него. Я дам ему время на самообучение. Да, он может работать, как мне нужно. Я же сам дал ему эту возможность. Но сначала я проведу его обучение. Сперва в очень простых и жестких рамках. Потом - сложнее, на более трудных текстах. Наконец, вы обучите его настолько, что сможете переписываться с ним, а ИИ сможет читать и обсуждать с вами все, когда-либо написанное.
Имеет ли смысл для обучения ИИ всегда использовать одни и те же тексты и одну и ту же методику? Нет, и то и другое должно усложняться. А что если в ходе обучения возникнет два или три ИИ? Это чудесно, потому что они смогут развиваться, общаясь друг с другом, как ИИ для игры в го. Будет ли один из них для вас ошибкой? Нет, это просто разные пути к вашей цели. А сами они о чем будут все время спорить? Разумеется, только о том, кто из них правильный : )

Reply

palaman May 13 2018, 17:59:45 UTC
Всемогущий Бог совершенен в Своем действии и не допускает ошибок. И потому у Него нет нужды "дорабатывать" или "совершенствовать" Свое творение. Мы именно таковы, какими мы и должны быть. И если бы целью творения было всего лишь "научить нас правильно себя вести", то правильное поведение было бы заложено в нас как безусловный рефлекс.
Но целью Бога в отношении человека является сделать человека Богом, приобщить нас Божественной неограниченной свободе. А свободу невозможно запрограммировать. Никто не может быть Богом вынужденно, по необходимости. Богом можно быть только свободно, и возможность стать и быть Богом предполагает также и возможность НЕ стать и НЕ быть Богом.
Причина нашего греха не в несовершенстве творения, а в том, что мы ставим перед собой другие цели. Человек не стремится быть Богом, не ищет Бога, не старается Его познать. А вместо этого стремится к чему-либо другому, употребляет свои природные силы в ином направлении. Может быть, вовсе и неплохом - однако же не в том, ради которого Он создан бессмертным и бесстрастным. И лишь для того, чтобы подтолкнуть человека в правильном направлении, Бог допускает нам испытывать страсти и смерть, допускает нам впадать в грех или подпадать власти дьявола. Для того, чтобы мы наконец оставили суетные, недолговечные задачи, и сосредоточились на Главном.

Только так. В противном случае сама постановка о Суде Божьем изначально лишена смысла.

А построенная Вами философия, не предполагающая в человеке внутренней свободы, вообще несовместима с идеей Суда и наказания. Исходя из этой философии, Вы и предполагаете, будто Евангельское учение о Суде и наказании за грех является какой-то ошибкой или сознательным искажением Истины с какой-то "педагогической" целью. Я не говорю, что это плохо. Я лишь указывать на принципиальное отличие этой философии от христианства. Между тем, Вы ошибочно отождествляете её с христианством и на этом шатком основании пытаетесь строить предположения о будущем христианской религии. Но такое представление о христианстве нелепо; оно предполагает, что на протяжении долгих веков христиане были какими-то глупцами, неспособными сложить два и два.
А это, повторюсь слишком сильный и крайне сомнительный постулат. Лучше не основывать свою жизненную позицию на идеях типа "просто он глуп". Глупость в жизни встречается, но и она имеет своё предназначение и свою цель, и в этом смысле вовсе не глупа. И уж, мне кажется, надо признать очевидным, что во всяком случае никакая древняя и проверенная веками философия не может быть просто глупостью. Должен быть какой-то более глубокий смысловой слой.

Reply

zaharov May 13 2018, 19:08:06 UTC
Давайте еще раз используем аналогию с ИИ. Допустим, вы - единственный человек на Земле, и испытываете одиночество. Но вы - программист, и смогли создать ИИ, цель которого - уподобиться вам. Ваш софт совершенен, его не надо больше дорабатывать. Но роботы с ИИ, чтобы стать личностями, с которыми вам будет иметь смысл общаться, должны самообучиться, прожить долгую жизнь, заполненную постоянными попытками приблизится к вам. Наконец, наступит момент, когда вы решите проверить, кто из них сумел выполнить вашу задачу, и проведете Тест Тьюринга. Прошедшие его ИИ будут общаться с вами и составят новое человечество. Непрошедшие остануться просто роботами. Их данные не будут стирать, но их подключат к общей системе, управляющей обучением ИИ, для того, чтобы выявлять на них неправильные стратегии развития новых ИИ. Через их разум будет постоянно идти поток неверных рискованных, и бессмысленных намерений новых ИИ, на которые отбракованные ИИ будут генерить болезненную обратную связь. Каждый новый ИИ в ответ на запретное желание получит лишь краткий импульс боли, страха и отвращения. Но для подсети отбракованных это будет постоянный, непрерывный и вечный поток мучений.

Reply

palaman May 13 2018, 19:27:53 UTC
Мне понятна Ваша концепция. Но в основе её лежит представление о несовершенстве бога. Ваш бог или не всемогущ - нуждается в экспериментах, накапливает опыт, учится на ошибках - или же не благ, так как не желает дать своим творениям сразу все, что им необходимо, но заставляет их искать это методом проб и ошибок.
Ещё раз: я не говорю, что это плохая философия. Я говорю лишь очевидное: это НЕ христианская философия. Это какая-то иная религия, с другим богом.

Reply


Leave a comment

Up