Leave a comment

olegvm December 14 2012, 04:23:23 UTC
/1. Удобопреклонность ко греху это то, что нередко обозначается словом «греховность» - свойственное поврежденному человеческому естеству обращение внимания к внешнему, а не к своей душе ( ... )

Reply

ortorus December 14 2012, 08:55:56 UTC
Естество Христа направляло Его внимание к внешнему, но Он своим произволением мгновенно перенаправлял его.
Не вижу противоречия Дамаскину.
И причем тут ересь Мопсуетского?

Reply

olegvm December 14 2012, 16:45:27 UTC
Так естество успевало сначала направить внимание Христа к внешнему, или только пыталось, но у него ничего не выходило?

Преп. ИД говорит о том, что человеческая воля всегда желала во Христе только того, чего хотела от нее Божественная воля. А Вы, вроде, пишете, что у Него были какие-то желания, противные Божественной воле, с которыми Ему приходилось бороться.

Ересь Феодора, осужденная 5 Вс. собором, состояла в том, что Христос "был обуреваем страстями душевными и вожделениями плотскими и отдалялся от более дурного мало помалу, и таким образом, преуспевая в делах улучшился, и путем жизни стал непорочен".

Reply

ortorus December 14 2012, 17:52:07 UTC
Да, "пыталось, но у него ничего не выходило".

Ну, про желания я написал посреди ночи в полусонном состоянии. Поправил. Спасибо.

А про "обуреваемость страстями" и "улучшение", где Вы в моем тексте увидели?

Reply

olegvm December 14 2012, 18:43:09 UTC
1. Тогда по логике вещей у Вас должно получиться, что во Христе удобопреклонности ко греху не было, но было некое стремление естества внедрить в Него удобопреклонность ко греху.

3. Ну, вот Вы пишете: "Главным страданием вочеловечившегося Слова было противостояние искушениям, недоступное человеку в полной мере, но без которого и помыслить невозможно о Царстве Небесном. Именно безусловным и непрестанным противостоянием Своим естественным человеческим желаниям"

Reply

ortorus December 14 2012, 19:33:57 UTC
Так удобопреклонность ко греху - это состояние естества, связанное с поврежденностью воли.
Состояние это таково, что естество находится в постоянной готовности к восприятию недолжных помыслов, которые, тем не менее, отвергались Христом..

Начало фразы поправил, а конец - нет. Теперь исправил и конец.
Но и в первоначальной редакции не было ни об "обуреваемости страстями", ни об "улучшении".

Reply

olegvm December 14 2012, 20:14:06 UTC
Тогда, наверно, нужно и определение удобопреклонности ко греху поправить? На "состояние постоянной готовности к восприятию недолжных помыслов".

Во Христе была повреждена воля? Или воля была не повреждена, но было состояние естества, связанное с поврежденностью воли?

Помыслы отвергались не в том смысле, что появлялись и отвергались, а в том смысле, что и не появлялись?

Reply

ortorus December 14 2012, 21:29:34 UTC
Восприимчивость и "состояние постоянной готовности к восприятию" - одно и то же, поскольку то и другое подразумевает удобство для восприятия. Потому и называется удобопреклонностью.

Я же дал ссылку на ИД. Могу процитировать:
"Итак, если Адам послушался (обольстителя) добровольно и вкусил потому, что захотел (этого), то, следовательно, прежде всего в нас (от греха) пострадала воля. Если же прежде всего пострадала воля, а ее, однако, не восприняло, вместе с естеством, воплотившееся Слово, - то, следовательно, мы не освободились от греха".

Помыслы внушались, но отвергались.

Reply

olegvm December 14 2012, 21:51:16 UTC
/Восприимчивость и "состояние постоянной готовности к восприятию" - одно и то же, поскольку то и другое подразумевает удобство для восприятия. Потому и называется удобопреклонностью ( ... )

Reply

ortorus December 14 2012, 22:22:07 UTC
Я написал: "Естество Христа направляло Его внимание к внешнему", а не "что этого самого "обращения внимания..." во Христе не было".
И не вижу в моих словах противоречия данному мной определению.

Я утверждаю удобопреклонность ко греху человеческого естества Христа, рожденного по плоти, и уже из этого вытекает поврежденность Его человеческой воли, что и подтверждает ИД.
"Обожение же есть уподобление по мере возможности Богу и единение с Ним" (Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Глава 1, 3).

Внушаемые силами зла помыслы осознавались, но не принимались, а отвергались, несмотря на удобопреклонность ко греху.

Reply

olegvm December 14 2012, 22:37:14 UTC
/Я написал: "Естество Христа направляло Его внимание к внешнему", а не "что этого самого "обращения внимания..." во Христе не было ( ... )

Reply

ortorus December 14 2012, 23:36:18 UTC
Естество Христа направляло Его внимание к внешнему в момент искушения, то есть способствовало принятию недолжных помыслов, как у каждого, рожденного по плоти.
Это и есть действие удобопреклонности ко греху - повреждения воли, которое не появляется и не исчезает, но действует или не действует в зависимости от наличия или отсутствия искушения в рассматриваемый момент времени.

Воля рожденного по плоти только по воскресении бывает и обоженной, и неповрежденной.

Я выразил свою мысль совершенно точно.
Поясню подробнее: внушаемые силами зла помыслы осознавались Христом, но поскольку не принимались Им, то и не становились Его собственными.
Если Вам предложат кусок дерьма, не осознаете ли Вы это предложение, как факт?
Но если не примете предложенного, можно ли сказать, что это дерьмо стало Вашим?
И сможете ли утверждать, что победили отвергнутое дерьмо?

Reply

olegvm December 15 2012, 05:38:47 UTC
/Естество Христа направляло Его внимание к внешнему в момент искушения, то есть способствовало принятию недолжных помыслов, как у каждого, рожденного по плоти.
Это и есть действие удобопреклонности ко греху - повреждения воли/

А в постинге: "Удобопреклонность ко греху это... - свойственное поврежденному человеческому естеству обращение внимания к внешнему, а не к своей душе."

/Воля рожденного по плоти только по воскресении бывает и обоженной, и неповрежденной./

Насколько я помню, согласно преп. Максиму Исповеднику обоженный святой уже не может грешить.

/Поясню подробнее: внушаемые силами зла помыслы осознавались Христом, но поскольку не принимались Им, то и не становились Его собственными.
Если Вам предложат кусок дерьма, не осознаете ли Вы это предложение, как факт?
Но если не примете предложенного, можно ли сказать, что это дерьмо стало Вашим?/

Плохо понимаю. Дерьмо оно как-то существует вне моего сознания. А где существуют помыслы, если это не помыслы моего сознания?

Reply

ortorus December 15 2012, 13:49:13 UTC
Поврежденное естество в момент искушения и направляет внимание к внешнему, а не к своей душе. Что непонятно ( ... )

Reply

olegvm December 15 2012, 15:22:28 UTC
Ну в смысле удобопреклонность ко греху это не само "обращение внимания...", а стремление естества внимание направить?

В смысле у Христа были прилоги греховных помыслов?
И обоженности Его человеческого естества это не противоречит?

Reply

ortorus December 15 2012, 16:53:12 UTC
Думаю, Вы правы: следует скорректировать определение понятия "греховность", заменив слова "обращение внимания" на слова "свойство направлять внимание", устранив, тем самым, возникшее по моему неразумию смысловое различие в определениях понятий "греховность" и "удобопреклонности ко греху".

Разумеется, у Христа были прилоги, но не "прилоги греховных помыслов": прилоги безгрешны.

Reply


Leave a comment

Up