Leave a comment

olegvm December 14 2012, 22:37:14 UTC
/Я написал: "Естество Христа направляло Его внимание к внешнему", а не "что этого самого "обращения внимания..." во Христе не было".
И не вижу в моих словах противоречия данному мной определению./

То есть, это "обращение внимания..." во Христе появлялось, но мгновенно ликвидировалось?
(Я Ваш ответ на мой вопрос:
http://ortorus.livejournal.com/83372.html?thread=903596#t903596
понял так, что естество стремилось к тому, чтобы это "обращение внимания..." появилось во Христе, но ему не удавалось.)
Тогда у Вас должно получаться, что удобопреклонность ко греху во Христе то появлялась, то исчезала.

/Я утверждаю удобопреклонность ко греху человеческого естества Христа, рожденного по плоти, и уже из этого вытекает поврежденность Его человеческой воли, что и подтверждает ИД.
"Обожение же есть уподобление по мере возможности Богу и единение с Ним" (Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Глава 1, 3)./

В смысле воля во Христе была одновременно и обоженной и поврежденной?

/Внушаемые силами зла помыслы осознавались, но не принимались, а отвергались,/

В смысле у Христа помыслы появлялись, но Христос их побеждал?
А в чем отличие от ереси Феодора?

Reply

ortorus December 14 2012, 23:36:18 UTC
Естество Христа направляло Его внимание к внешнему в момент искушения, то есть способствовало принятию недолжных помыслов, как у каждого, рожденного по плоти.
Это и есть действие удобопреклонности ко греху - повреждения воли, которое не появляется и не исчезает, но действует или не действует в зависимости от наличия или отсутствия искушения в рассматриваемый момент времени.

Воля рожденного по плоти только по воскресении бывает и обоженной, и неповрежденной.

Я выразил свою мысль совершенно точно.
Поясню подробнее: внушаемые силами зла помыслы осознавались Христом, но поскольку не принимались Им, то и не становились Его собственными.
Если Вам предложат кусок дерьма, не осознаете ли Вы это предложение, как факт?
Но если не примете предложенного, можно ли сказать, что это дерьмо стало Вашим?
И сможете ли утверждать, что победили отвергнутое дерьмо?

Reply

olegvm December 15 2012, 05:38:47 UTC
/Естество Христа направляло Его внимание к внешнему в момент искушения, то есть способствовало принятию недолжных помыслов, как у каждого, рожденного по плоти.
Это и есть действие удобопреклонности ко греху - повреждения воли/

А в постинге: "Удобопреклонность ко греху это... - свойственное поврежденному человеческому естеству обращение внимания к внешнему, а не к своей душе."

/Воля рожденного по плоти только по воскресении бывает и обоженной, и неповрежденной./

Насколько я помню, согласно преп. Максиму Исповеднику обоженный святой уже не может грешить.

/Поясню подробнее: внушаемые силами зла помыслы осознавались Христом, но поскольку не принимались Им, то и не становились Его собственными.
Если Вам предложат кусок дерьма, не осознаете ли Вы это предложение, как факт?
Но если не примете предложенного, можно ли сказать, что это дерьмо стало Вашим?/

Плохо понимаю. Дерьмо оно как-то существует вне моего сознания. А где существуют помыслы, если это не помыслы моего сознания?

Reply

ortorus December 15 2012, 13:49:13 UTC
Поврежденное естество в момент искушения и направляет внимание к внешнему, а не к своей душе. Что непонятно?

Так Христос и не грешил.

Понимаю, что плохо понимаете. Потому и разъясняю.
Дерьмо Вам предлагается и не может не восприниматься сознанием, если Вы видите его: оно отражается в сознании в виде некоего образа - прилога, не являясь Вашим помыслом. Таковым оно станет лишь тогда, когда Вы согласитесь с ним, примете его, сделав своим.

"По определению рассудительных отцов, иное есть прилог, иное - сочетание, иное - сосложение, иное - пленение, иное - борьба, и иное, так называемая - страсть в душе. Блаженные сии определяют, что прилог есть простое слово, или образ какого-нибудь предмета, вновь являющийся уму и вносимый в сердце; а сочетание есть собеседование с явившимся образом, по страсти или бесстрастно; сосложение же есть согласие души с представившимся помыслом, соединенное с услаждением, пленение есть насильственное и невольное увлечение сердца, или продолжительное мысленное совокупление с предметом, разоряющее наше доброе устроение; борьбою называют равенство сил борющего и боримого в брани, где последний произвольно или побеждает, или бывает побеждаем; страстию называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе, и чрез навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится. Из всех сих первое безгрешно; второе же не совсем без греха; а третие судится по устроению подвизающегося; борьба бывает причиною венцов или мучений; пленение же иначе судится во время молитвы, иначе в другое время, иначе в отношении предметов безразличных, т.е. ни худых, ни добрых, и иначе в худых помышлениях. Страсть же без сомнения подлежит во всех, или соразмерному покаянию, или будущей муке; но кто первое, (т.е. прилог в мысли), помышляет бесстрастно, [44] тот одним разом отсекает все последнее" (Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 15).

Reply

olegvm December 15 2012, 15:22:28 UTC
Ну в смысле удобопреклонность ко греху это не само "обращение внимания...", а стремление естества внимание направить?

В смысле у Христа были прилоги греховных помыслов?
И обоженности Его человеческого естества это не противоречит?

Reply

ortorus December 15 2012, 16:53:12 UTC
Думаю, Вы правы: следует скорректировать определение понятия "греховность", заменив слова "обращение внимания" на слова "свойство направлять внимание", устранив, тем самым, возникшее по моему неразумию смысловое различие в определениях понятий "греховность" и "удобопреклонности ко греху".

Разумеется, у Христа были прилоги, но не "прилоги греховных помыслов": прилоги безгрешны.

Reply

olegvm December 16 2012, 07:22:21 UTC
Ну, и, видимо, скорректировать постинг в том смысле, что удобопреклонность ко греху проявлялась во Христе в прилогах?

А у Адама до грехопадения прилога не было?

Reply

ortorus December 16 2012, 12:14:37 UTC
В коррекции не вижу нужды.
Про Адама не знаю, но не исключаю, что первый прилог был от змия.

Reply

olegvm December 16 2012, 13:48:38 UTC
Вы в постинге написали: "в душе рожденного по плоти Слова - благодаря только для Него возможной непреложности следования произволения воле Отца - не проявлялось никогда."
Так проявлялась удобопреклонность ко греху в душе Христа прилогами или не проявлялась?

Были ли в уме у Адама до грехопадения "простое слово, или образ какого-нибудь предмета"?
Была ли у него до грехопадения удобопреклонность ко греху?

Reply

ortorus December 16 2012, 15:34:28 UTC
Я написал: "обращение внимания к внешнему... в душе рожденного по плоти Слова... не проявлялось никогда".И это правда, поскольку естеству Христа не удавалось повлиять на Его произволение.

Безусловно, Адам воспринимал чувственные образы - как до, так и после грехопадения.
Ведь, как Вам известно, у него были глаза, уши, нос, язык и кожа.
Удобопреклонность ко греху - следствие грехопадения.

Reply

olegvm December 16 2012, 15:41:54 UTC
То есть, прилоги у Христа и Адама это не проявление и не следствие удобопреклонности ко греху?

А Вы у кого-либо из отцов встречали определение или описание этого понятия: удобопреклонность ко греху?

Reply

ortorus December 16 2012, 16:03:01 UTC
Прилог - это лишь образ, вешнее воздействие - более ничего.

Я не только нигде не встречал определения или описания понятия "удобопреклонность ко греху", но сам термин встретил лишь однажды - в "Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере" 1723 г.
Потому и озаботился его определением и нашел это понятие синонимичным понятию "греховность", с чем и связана эта публикация.

Reply

olegvm December 16 2012, 16:05:33 UTC
Понятию "греховность" у кого взятому? Вы не могли бы привести это понятие "греховности"?

Reply

ortorus December 16 2012, 16:17:41 UTC
И об этом понятии я могу высказать лишь свои соображения.
Просто мне оно представляется более понятным, поскольку употребляется несравненно чаще, и я подумал, что это поможет раскрытию понятия "удобопреклонность ко греху".

Reply

olegvm December 16 2012, 16:22:40 UTC
Вы можете привести пример употребления этого понятия "греховность", который Вы использовали?
Это понятие идентично понятию "первородный грех" у Августина или у кого-то из западных отцов?

Reply

ortorus December 16 2012, 16:35:01 UTC
Я могу лишь сказать, что неоднократно сталкивался с выражением "человеческая греховность", достаточно определенно указывающим, по моему мнению, на свойство естества.

Я встречал определения понятия "первородный грех" только в упомянутом мной "Послании" и в "Православном Исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной", 1662 г.
Поэтому не могу ответить на Ваш вопрос.

Reply


Leave a comment

Up