Несколько слов о русском героическом эпосе

Oct 26, 2020 22:38

Последние несколько лет я активно размышляю над происхождением русского былинного эпоса и русских сюжетов в эпосе народов Западной, Центральной и Северной Европы. Общая сюжетная канва русских былин всем, надеюсь, хорошо знакома: есть Русь, на Руси есть Киев, в Киеве - князь Владимир Красно Солнышко, вокруг князя (как правило) чудо-богатыри, совершающие разнообразные подвиги во имя чести и славы самих себя (главным образом). В целом картина былинного мира, отношений героев с князем, друг с другом и геополитическими противниками демонстрирует глубокую архаику, смазанную сверху тонким слоем более поздней исторической реальности. Былинные герои взаимодействуют с "татарами", "литвой" и т.п. Отдельные былины явно создавались под влиянием событий 12 века, нашедших отражение в летописях ("Глеб Володьевич", скорее всего "Ставр Годинович"). Для некоторых персонажей очень хочется подобрать реальные прототипы из 10-13 вв. Однако, все не так просто, как это казалось советским исследователям исторической школы.
Уже И.Я. Фроянов показал, что былинный мир отражает какую-то более древнюю реальность, нежели летописная "Киевская Русь". Исследователями отмечалось явное сходство между Владимиром Красно Солнышко и русским "царем", описанным Ахмедом ибн-Фадланом со слов русских купцов в 922 г. Наконец, в Европе уже как минимум в 12 веке были широко известны эпические поэмы, рассказывающие о русских героях, действовавших во времена Аттилы и Теодориха Великого. Среди этих героев мы в первую очередь вспоминаем персонажей "Саги о Тидреке Бернском" - короля "русских мужей" (руциманов) Хертнида, его сыновей Вальдимара Русского, Озантрикса Вилькинского (Велетского?) и Илью Греческого. Рассказы об этих героях были записаны в Норвегии в 13 веке в составе саги, но заимствованы они были из поэм немецких шпильманов о вильцинах и Поэме о русских бойцах, которые пользовались широкой популярностью в Германии, однако в отличие от "Нибелунгов", "Кудруны" и "Дитриха Бернского" не сохранились до нашего времени в своем оригинальном виде. Зато, сохранилась поэма о племяннике русских королей, который правил в Северной Италии (на берегах озера Гарда) "Ортнит" и рассказ об этом герое в произведении "Вольфдитрих". Изначально поэмы об Ортните относились, судя по всему, ко времени Аттилы и Тидрека/Дитриха. Во всяком случае, в "Саге о Тидреке Бернском" сюжет о гибели Хертнида Бергарского от дракона связывается именно со Страной гуннов, которой стал править после гибели Аттилы Тидрек. Хертнид - племянник или сын Ильи Греческого в "Саге о Тидреке" встречается также в отдельном рассказе о его войне с виновниками гибели Озантрикса Вилькинского.
Эти сюжеты пытались выдать за русское влияние 11-12 вв. Действительно, Вальдимар и Илья очевидно рыцарская вариация былинных Владимира и Ильи Муромца/Моровлина, некоторые детали сюжетов об Ортните/Хертниде пересекаются с былинами о Волхе Всеславьевиче, встречаются и очевидные пересечения в судьбе Ильи Муромца с его европейским двойником (в былинах встречаются упоминания о службе Ильи "королю тальянскому", встречается его итальянская дочь). Однако, можно предполагать и европейское влияние на былинный эпос. Ганзейские купцы, которые занесли поэмы о Дитрехе в Норвегию, были частыми гостями в Новгороде Великом. По крайней мере, такую возможность надо учитывать. Так когда же возник русский эпос, отражающий социальные реалии докиевской эпохи? В последнее время я все больше убеждаюсь, что ядро непосредственно былинных сюжетов о Владимире Красно Солнышко и его богатырях (в первую очередь, об Илье Муромце) сложилось в 9 - начале 10 вв. Прообразом самого Владимира был, надо полагать, русский каган, организовавший поход русов на Царьград в 860 г. и принявший христианство ок. 861-867 гг. при патриархе Фотии. Борьба с "татарами" изначально относилась, очевидно, к борьбе с кочевыми венграми (о которой сообщают арабские источники, мельком упоминает ПВЛ и намекают Бертинские анналы), христианское имя "Илья" отражает крещение части русской знати, прообразом князя-оборотня Волха Всеславьевича, племянника Владимира, был Вещий (то есть колдун-оборотень) Олег, поход Волха на "Индию" или "Турец-землю" = поход Олега на Царьград = осада Константинополя 860 г. То же событие, возможно, отражают некоторые былины об Илье и т.д. ( 1, 2, 3).
Выходит, что в европейском эпосе мы просто видим пересказы русских былин 9 века? Не все так просто. Можно с определенной долей уверенности говорить о том, что Илья был относительно поздно и искусственно внедрен в европейский эпос. Он практически не проявляет себя в "Саге о Тидреке Бернском", кажется лишним в "Ортните", сам Ортнит/Хертнид то называется его сыном, то племянником даже в одной и той же саге, сюжет о бегстве дочери Ильи с готским витязем в Италию первоначально относилась к бургундскому кругу сказаний. Другое дело "родственники" Ильи. Вальдимар, Озантрикс и в меньшей степени Ортнид/Хертнид очень тесно связаны с главными героями германского эпоса - Аттилой, Дитрихом и другими массой связей и отношений. Вырвать их из контекста этих преданий сложно. Более того, версии того же готско-гуннского эпоса мы встречаем в записях скандинавских саг (в первую очередь, "Сага о Хервер") и "Деяниях данов" Саксона Грамматика. В этих версиях также одно из центральных мест занимают "русские" - конунги Гардарики Сигрлами и Свафрлами являются предками главных героев "Саги о Хервер", там же появляются и другие русские конунги (Роллауг, Херлауг). В "Деяниях данов" приводится целая история борьбы легендарных датских конунгов с конунгами рутенов: Транноном (созвучен с Трояном "Слова о полку Игореве"), Олимаром, Флоком. Особый интерес представляют последние двое. История и имя Флока очень напоминает история короля Ругиланда Флаккитея, а Олимар, союзник хунов в борьбе с легендарными датскими героями подозрительно созвучен с именем Вальдимара, неудачно воюющего с гуннами и готами. По сюжету "Саги о Тидреке" Вальдимар погиб в этой войне, а его брат Ирон признал власть Аттилы и получил Русь из его рук. То есть и там, и там русы в итоге становятся союзниками гуннов. Таким образом, мы видим, что в трех эпических традициях, восходящих к героическим песням эпохи Великого Переселения народов рядом с гуннами и готами активно действуют некие "русские". Пример с Флоком/Флаккитеем вполне очевидно намекает на то, кем в действительности были эти "русские". Речь идет о ругах, конечно. Этот восточногерманский, скорее всего, народ активно действовал на пространстве от Южной Балтики до Северной Италии в 1-6 вв. н.э., его потомки проживали в Северной Италии (окрестности Вероны), Австрии и Баварии (где находилось королевство Ругиланд во второй половине 5 века), а также, судя по всему, в Норвегии (Рогаланд) и на о. Рюген (Руян).


То, что в эпоху записи саг и немецких поэм готско-гуннского эпоса ругов постоянно заменяли на "рутенов", а русских настойчиво именовали ругами, - широко известный в узких кругах факт, который был рассмотрен мною и моим уважаемый соавтором А. Рогожиным в специальной статье.


Доказывает ли это то, что предками руси были руги - отдельный и сложный вопрос, который в конечном итоге сводится к диллеме "верю/не верю", как и все подобные гипотезы. Однако, неопровержимым фактом является то, что русская знать к. 9-11 вв., как минимум, и европейцы к. 9 - 15 вв. считали, что руги - это русские, а рутены - это руги. Исходя из этого факта можно сделать вывод, что в Центральной Европе задолго до возникновения Русского государства в Восточной Европе бытовал эпос о "королевстве ругов", его борьбе с готами и гуннами и гибели во времена Аттилы, подобно тому, как "Нибелунги" повествуют о гибели "королевства бургундов" на Рейне. В 10-13 вв. этот эпос стал обогащаться за счет русских былин, заимствуя из него отдельных персонажей, и сам оказывал влияние на былины, которые черпали из немецких поэм отдельные сюжеты.

эпос, Владимир Красно Солнышко, саги, Русь, Русский каганат, русы, былины, Великое Переселение народов, 860 год, руги, Тидрек Бернский, Илья Муромец, Ругиланд, богатыри

Previous post Next post
Up