Последние несколько лет я активно размышляю над происхождением русского былинного эпоса и русских сюжетов в эпосе народов Западной, Центральной и Северной Европы. Общая сюжетная канва русских былин всем, надеюсь, хорошо знакома: есть Русь, на Руси есть Киев, в Киеве - князь Владимир Красно Солнышко, вокруг князя (как правило) чудо-богатыри, совершающие разнообразные подвиги во имя чести и славы самих себя (главным образом). В целом картина былинного мира, отношений героев с князем, друг с другом и геополитическими противниками демонстрирует глубокую архаику, смазанную сверху тонким слоем более поздней исторической реальности. Былинные герои взаимодействуют с "татарами", "литвой" и т.п. Отдельные былины явно создавались под влиянием событий 12 века, нашедших отражение в летописях ("Глеб Володьевич", скорее всего "Ставр Годинович"). Для некоторых персонажей очень хочется подобрать реальные прототипы из 10-13 вв. Однако, все не так просто, как это казалось советским исследователям исторической школы.
Уже И.Я. Фроянов показал, что былинный мир отражает какую-то более древнюю реальность, нежели летописная "Киевская Русь". Исследователями отмечалось явное сходство между Владимиром Красно Солнышко и русским "царем", описанным Ахмедом ибн-Фадланом со слов русских купцов в 922 г. Наконец, в Европе уже как минимум в 12 веке были широко известны эпические поэмы, рассказывающие о русских героях, действовавших во времена Аттилы и Теодориха Великого. Среди этих героев мы в первую очередь вспоминаем персонажей "Саги о Тидреке Бернском" - короля "русских мужей" (руциманов) Хертнида, его сыновей Вальдимара Русского, Озантрикса Вилькинского (Велетского?) и Илью Греческого. Рассказы об этих героях были записаны в Норвегии в 13 веке в составе саги, но заимствованы они были из поэм немецких шпильманов о вильцинах и Поэме о русских бойцах, которые пользовались широкой популярностью в Германии, однако в отличие от "Нибелунгов", "Кудруны" и "Дитриха Бернского" не сохранились до нашего времени в своем оригинальном виде. Зато, сохранилась поэма о племяннике русских королей, который правил в Северной Италии (на берегах озера Гарда) "Ортнит" и рассказ об этом герое в произведении "Вольфдитрих". Изначально поэмы об Ортните относились, судя по всему, ко времени Аттилы и Тидрека/Дитриха. Во всяком случае, в "Саге о Тидреке Бернском" сюжет о гибели Хертнида Бергарского от дракона связывается именно со Страной гуннов, которой стал править после гибели Аттилы Тидрек. Хертнид - племянник или сын Ильи Греческого в "Саге о Тидреке" встречается также в отдельном рассказе о его войне с виновниками гибели Озантрикса Вилькинского.
Эти сюжеты пытались выдать за русское влияние 11-12 вв. Действительно, Вальдимар и Илья очевидно рыцарская вариация былинных Владимира и Ильи Муромца/Моровлина, некоторые детали сюжетов об Ортните/Хертниде пересекаются с былинами о Волхе Всеславьевиче, встречаются и очевидные пересечения в судьбе Ильи Муромца с его европейским двойником (в былинах встречаются упоминания о службе Ильи "королю тальянскому", встречается его итальянская дочь). Однако, можно предполагать и европейское влияние на былинный эпос. Ганзейские купцы, которые занесли поэмы о Дитрехе в Норвегию, были частыми гостями в Новгороде Великом. По крайней мере, такую возможность надо учитывать. Так когда же возник русский эпос, отражающий социальные реалии докиевской эпохи? В последнее время я все больше убеждаюсь, что ядро непосредственно былинных сюжетов о Владимире Красно Солнышко и его богатырях (в первую очередь, об Илье Муромце) сложилось в 9 - начале 10 вв. Прообразом самого Владимира был, надо полагать, русский каган, организовавший поход русов на Царьград в 860 г. и принявший христианство ок. 861-867 гг. при патриархе Фотии. Борьба с "татарами" изначально относилась, очевидно, к борьбе с кочевыми венграми (о которой сообщают арабские источники, мельком упоминает ПВЛ и намекают Бертинские анналы), христианское имя "Илья" отражает крещение части русской знати, прообразом князя-оборотня Волха Всеславьевича, племянника Владимира, был Вещий (то есть колдун-оборотень) Олег, поход Волха на "Индию" или "Турец-землю" = поход Олега на Царьград = осада Константинополя 860 г. То же событие, возможно, отражают некоторые былины об Илье и т.д. (
1,
2,
3).
Выходит, что в европейском эпосе мы просто видим пересказы русских былин 9 века? Не все так просто. Можно с определенной долей уверенности говорить о том, что Илья был относительно поздно и искусственно внедрен в европейский эпос. Он практически не проявляет себя в "Саге о Тидреке Бернском", кажется лишним в "Ортните", сам Ортнит/Хертнид то называется его сыном, то племянником даже в одной и той же саге, сюжет о бегстве дочери Ильи с готским витязем в Италию первоначально относилась к бургундскому кругу сказаний. Другое дело "родственники" Ильи. Вальдимар, Озантрикс и в меньшей степени Ортнид/Хертнид очень тесно связаны с главными героями германского эпоса - Аттилой, Дитрихом и другими массой связей и отношений. Вырвать их из контекста этих преданий сложно. Более того, версии того же готско-гуннского эпоса мы встречаем в записях скандинавских саг (в первую очередь, "Сага о Хервер") и "Деяниях данов" Саксона Грамматика. В этих версиях также одно из центральных мест занимают "русские" - конунги Гардарики Сигрлами и Свафрлами являются предками главных героев "Саги о Хервер", там же появляются и другие русские конунги (Роллауг, Херлауг). В "Деяниях данов" приводится целая история борьбы легендарных датских конунгов с конунгами рутенов: Транноном (созвучен с Трояном "Слова о полку Игореве"), Олимаром, Флоком. Особый интерес представляют последние двое. История и имя Флока очень напоминает история короля Ругиланда Флаккитея, а Олимар, союзник хунов в борьбе с легендарными датскими героями подозрительно созвучен с именем Вальдимара, неудачно воюющего с гуннами и готами. По сюжету "Саги о Тидреке" Вальдимар погиб в этой войне, а его брат Ирон признал власть Аттилы и получил Русь из его рук. То есть и там, и там русы в итоге становятся союзниками гуннов. Таким образом, мы видим, что в трех эпических традициях, восходящих к героическим песням эпохи Великого Переселения народов рядом с гуннами и готами активно действуют некие "русские". Пример с Флоком/Флаккитеем вполне очевидно намекает на то, кем в действительности были эти "русские". Речь идет о ругах, конечно. Этот восточногерманский, скорее всего, народ активно действовал на пространстве от Южной Балтики до Северной Италии в 1-6 вв. н.э., его потомки проживали в Северной Италии (окрестности Вероны), Австрии и Баварии (где находилось королевство Ругиланд во второй половине 5 века), а также, судя по всему, в Норвегии (Рогаланд) и на о. Рюген (Руян).
То, что в эпоху записи саг и немецких поэм готско-гуннского эпоса ругов постоянно заменяли на "рутенов", а русских настойчиво именовали ругами, - широко известный в узких кругах факт, который был рассмотрен мною и моим уважаемый
соавтором А. Рогожиным в специальной статье.
Доказывает ли это то, что предками руси были руги - отдельный и сложный вопрос, который в конечном итоге сводится к диллеме "верю/не верю", как и все подобные гипотезы. Однако, неопровержимым фактом является то, что русская знать к. 9-11 вв., как минимум, и европейцы к. 9 - 15 вв. считали, что руги - это русские, а рутены - это руги. Исходя из этого факта можно сделать вывод, что в Центральной Европе задолго до возникновения Русского государства в Восточной Европе бытовал эпос о "королевстве ругов", его борьбе с готами и гуннами и гибели во времена Аттилы, подобно тому, как "Нибелунги" повествуют о гибели "королевства бургундов" на Рейне. В 10-13 вв. этот эпос стал обогащаться за счет русских былин, заимствуя из него отдельных персонажей, и сам оказывал влияние на былины, которые черпали из немецких поэм отдельные сюжеты.