Владимир Красно Солнышко - русский правитель 9 века (окончание)

Jan 10, 2019 17:04

начало
Несколько увлекаясь, попробую отдать дань поиску исторических прототипов для других былинных персонажей. Согласно былинам отцом Владимира Красно Солнышко был некий Всеслав. С ним можно отождествить, возможно, одного из Всеславов «Слова о полку Игореве» (Русь названа «жизнью Всеславлей»). Эту версию выдвинул С.Э. Цветков, на сколько мне известно. Если предположить, что основой образа Владимира Красно Солнышко стал русский правитель 9 века, принявший христианство около 861-867 гг., то Всеславом могли звать его отца и предшественника. Хронологически этот Всеслав должен быть современником Моймира Моравского и Маламира Болгарского, а также императора Людовика Благочестивого и его сыновей. Таким образом, он может быть первым русским каганом, отправлявшим посольство 838-839 гг., посетившим на наше счастье двух императоров. Его значение основателя первого русского государства объяснило бы поэтические обороты «Слова о полку Игореве».
При всей сомнительности отождествления «жизни Всеславлей» (а тем более «Всеславлих внуков») СоПИ с гипотетическим первым каганом, в былинах Всеслав определенно выступает в роли праотца русских князей - Владимира Красно Солнышко и его племянника Волха Всеславьевича, рожденного от сверхъестественной связи сестры Владимира со Змеем. «Волх/Вольга» по сути является вариантом имени «Олег». Что мы знаем о Волхе Всеславьевиче? Безотцовщина, оборотень, совершил успешный поход на богатую южную страну, явно ассоциирующуюся с Османской Турцией («Турец-земля») и Стамбулом, которую одолел с помощью своих сверхъестественных способностей. Что знаем про самого знаменитого Олега руссской истории? Имя его отца нам не известно. Совершил успешный поход на богатую южную страну, на месте которой возникла позднее Османская империя, победа над которой воспринималась как проявление сверхъестественных способностей вождя. Летописное предание называет Олега «Вещим». В СоПИ у этого слова есть значение «оборотень». Так называют полоцкого князя Всеслава, которому приписываются соответствующие способности. Полагаю, что у нас есть все основания отождествить Вещего Олега с Волхом/Вольгой. Следовательно, можно предположить, что исторический Олег приходился племянником Владимиру Красно Солнышко. Характерно, что Святослав Игоревич использовал эти имена для наречения своих сыновей.
Главный соратник былинного Владимира и одновременно самый загадочный герой русского эпоса - богатырь и «королевич» Илья Муромец. Как известно, до Смуты он носил другое прозвище - Моровленин, Моравский. В немецких поэмах он выступает сводным братом Владимира, рожденным наложницей. Илья носит характерное христианское имя, плохо сочетающееся с языческим в целом образом князя Владимира, хотя конечно нельзя исключать того, что имя это могло появиться позднее (выдвигались гипотезы, что изначально Илья носил имя «Олег»), также христианские имена носит большинство былинных положительных или почти положительных героев. Однако, противоречие (может быть надуманное) устраняется, если учитывать, что при гипотетическом прототипе Владимира Красно Солнышко Русь впервые принимает христианство из Византии (обратите внимание, что в «Саге о Тидреке Бернском» Илья - «ярл Греческий») и была тесно связана (как минимум, через своих крестителей) с Моравией (Илья - Моровленин). К образу Ильи, представителя русского правящего рода 9 века, можно добавить, что он в былинах тоже ходил на Царьград (опять 860 год!), а главным содержанием его подвигов является борьба с кочевниками - в немецко-скандинавской версии он воюет с гуннами, а в русской - с «татарами», явно заменившими более ранних кочевников. При этом в СоПИ предшественники татар половцы называются «хиновой». В 9 веке главным степным противником Руси выступали венгры, считавшие себя потомками гуннов (о конфликтах руси с венграми сообщает Гардизи, косвенно на это намекает письмо императора Феофила Людовику в изложении Бертинских анналов), а также «внутренние булгары» (согласно «Худуд аль-Алем»), которых называли гуннами в византийских хрониках.
Участие и роль былинного Ильи в русской истории косвенно подтверждается тем, что соборная церковь Киева в 940-х гг. носила имя св. Ильи, а Ярослав Мудрый называет этим редким в княжеской среде именем своего старшего сына. Характерно, что его брат назовет свое в тоже время своего сына Всеславом.
Возвращаясь к Вещему Олегу, хотелось бы поделиться еще одной мыслью. В своих книгах и постах я высказывал гипотезу о том, что связующим звеном между каганами 9 века и Рюриковичами служат Вещий Олег и Ольга. Имена этих двух знаковых фигур начальной русской истории мягко намекают на родственные связи между ними. Это объясняет особое положение Ольги - единственной женщины на русском престоле за 700 лет. Фантастическая история из позднего жития Ольги про незнатную девушку-перевозчицу не заслуживает даже внимания. В тоже время, если бы Ольга была дочерью Олега, то вряд ли это осталось бы без внимания. Ответить на вопрос как звали папу будущей святой, на мой взгляд, позволяет именослов ее потомков. Очень часто первенец получал имя не в честь своих предков по отцовской линии, а в честь дедушки по линии матери. Следовательно, Ольга и Игорь вполне могли назвать своего первенца в честь его дедушки. Этот гипотетический князь Святослав в моей фантазии выступает братом Вещего Олега.
Гипотетическая генеалогия русских правителей 9-10 вв.:
1. Всеслав
1.1. Владимир Красно Солнышко
1.2. Илья
1.3. Дочь
1.3.1. Вещий Олег
1.3.2. Святослав
1.3.2.1. Ольга+Игорь Рюрикович
1.3.2.1.1.Святослав

христианство, 860 год, Владимир Красно Солнышко, Русский каганат, Илья Муромец, былины

Previous post Next post
Up