Эта реконструкция Шахматова, насколько я знаю, отвергнута современной наукой. Но равносильны ли были контраргументы? Если мы присоеденим к этой реконструкции современное проедставление о заключении ряда между северными племенами и Рюриком, а также вспомним, что значение термина "варяги" - "союзники", "давшие клятву", то с очевидностью
(
Read more... )
Comments 93
А в целом, имеет ли это настолько принципиальное значение?
кроме того, может в Вашем случае это и не так, но просто вспоминается нынешнее желание ряда историков поставить вопрос именно так (применительно к разным аспектам): "А может Шахматов все таки прав?" - а это, ясное дело, имеет очень амбициозный background в виде желания, "выиграть бой" между "шахматистами" и "ревизионистами".
Извините за столь обширное мыслеизлияние, просто вопросы о Рюрике, Шахматове и "северном ряде" мне тоже очень интересны
Reply
Reply
Первоначальный смысл на основе разночтений скорее восстанавливается так: "И от тех варяг прозвалися новгородцы". [Прежде же были словене.]
Reply
Что-то я нелепицы не вижу, особенно в изложении самого Шахматова. Что нелепого в том, что люди Рюрика (в терминах 11 века "варяги") стали называть словен варягами?
> автор НПЛ
автор Древнейшего Новогородского свода
Reply
Здравствуйте, Владимир! Да чего-то работа замучила.... :)
>>Что нелепого в том, что люди Рюрика (в терминах 11 века "варяги") стали называть словен варягами?
Но в версии А. Шахматова не словене прозвались, а сами варяги. А варяги в данном тексте явно заморские гости...
Reply
Reply
Это темное место можно логически объяснить без конъектуры, если объединить чтения Ипат и Лавр: варяг Рюрик срубил город на Волхове, который стал называться "новым" (Ипат), население этого места, которое раньше называлось словенами, благодаря варягам стало называться новгородцами (Лавр). Само по себе указанное место может иметь какое-то значение для изучения новогородской традиции (но какого периода?), но вряд ли существенно для нашего представления о начальной истории ПВЛ, т.к. текст о прозвании новгородцев из Лавр явно является позднейшей вставкой. Островский не включает его в свою реконструкцию (альфа-текст):
http://hudce7.harvard.edu/~ostrowski/pvl/index.html
СБ
Reply
И с таким же успехом первоначальный текст (Древнейшего Киевского свода или первоначальной ПВЛ) мог иметь вид: "Пришел Рюрик к словенам первое и стал грады ставить и раздавать их своим мужам варягам устави дань давати варягам (в пользу варяг) словенам, кривичам и мери. И от тех варяг прозвалась Русь и доныне слывет русская земля".
Новгородский автор мог вставить в список ХВИ Новгород и словен (см. неуклюжесть вставок).
Reply
Reply
Reply
но хочу повторить сказанное ранее: замечаю, что многим людям перечитывающим Шахматова почему-то очень настойчиво начинает хотеться отстоять его правоту против аргументов шахматоскептиков... я не говорю тут даже, прав ли ААШ (допустим (!;)) прав ВО ВСЕМ АБСОЛЮТНО), тут интересно само явление ;)
и в конце концов, даже если кто-то в 9 в. назвал словен варягами (хотя здесь-то все еще сомневаюсь, остаюсь "самым закосневшим ретроградом" [цитата: ААГ, 13.04.2008, СПб.]), то в 11 в и далее их почему-то так не называли
Reply
Reply
Следуя этой логике, варягом можно назвать и византийского императора, который заключал договоры с русью, так? Кроме того, как уже сказали, непонятно, почему варяги обитают за морем. Как, например, понимать фразу "изгнаша варягы за море" (Ипат, с незначительными вариациями читается во всех списках). Получается, что словен выгнали за море, но потом они пришли обратно, когда их позввали... словене! Кроме того, судя по известным источникам, славяне выполняли преимущественно обслуживающие функции при скандинавах - поставляли для них лодки, служили переводчиками. Нужно обладать очень большой фантазией, чтобы увидеть в таких отношениях между скандинавами и славянами аналогию с отношениями внутри скандинавской дружины/банды, которые скреплялись клятвой/var. СБ
Reply
Reply
Reply
Leave a comment