Эта реконструкция Шахматова, насколько я знаю, отвергнута современной наукой. Но равносильны ли были контраргументы? Если мы присоеденим к этой реконструкции современное проедставление о заключении ряда между северными племенами и Рюриком, а также вспомним, что значение термина "варяги" - "союзники", "давшие клятву", то с очевидностью
(
Read more... )
ср. в http://www.koeblergerhard.de/germanistischewoerterbuecher/altenglischeswoerterbuch/AENG-W.pdf
wær (2) служившее переводом для lat. foedus, pactum
Аналогию с федератами предложил А.И.Попов.
Если следовать этой аналогии и применить её к ситуации на руси, то единственным на мой взгляд решением, будет то, что варягами называла своих союзников русь (в более позднем народном сознании тоже варяги, т.е. скандинавы). И варягами необязательно должны были называтся только
скандинавские "федераты", ими могли быть и славянские "пактиоты". В таком случае шахматовскую реконструкцию "И от тех варяг прозвашася варягы" можно трактовать или как "И от руси прозвашася варягы", т.е. русь заключив со славенами договор стала славен называть варягами, или шире как "и от тех скандинавов (других не руси) прозвашася варягы", т.е. славены заключили договр с другими скандинавам не с русью. (это двойственность соответсвтует шахмтовской гипотезе о двух волнах скандинавского освоения Русской равнины).
> то в 11 в и далее их почему-то так не называли
Потому что если поначалу варягами славен называли скандинавы (русь или другие), то далее варягами русь называла последующих наемников, которых приглашали русские князья. За славенами этот термин в результате не закрепился, они из внешних по отношению к руси союзников стали внешней Русью, т.е. своими.
> многим людям перечитывающим Шахматова почему-то очень настойчиво начинает хотеться отстоять его правоту против аргументов шахматоскептиков
С интересом почитал бы эти аргументы
Reply
Следуя этой логике, варягом можно назвать и византийского императора, который заключал договоры с русью, так? Кроме того, как уже сказали, непонятно, почему варяги обитают за морем. Как, например, понимать фразу "изгнаша варягы за море" (Ипат, с незначительными вариациями читается во всех списках). Получается, что словен выгнали за море, но потом они пришли обратно, когда их позввали... словене! Кроме того, судя по известным источникам, славяне выполняли преимущественно обслуживающие функции при скандинавах - поставляли для них лодки, служили переводчиками. Нужно обладать очень большой фантазией, чтобы увидеть в таких отношениях между скандинавами и славянами аналогию с отношениями внутри скандинавской дружины/банды, которые скреплялись клятвой/var. СБ
Reply
Нет. Логика другая. Я указал на аналогию с федератами.
> почему варяги обитают за морем.
Не пойму почему это не понятно. У Олега были разные варяги, все кто с ним заключил военный союз. Почему Вы исключаете славян? Они ущербные? Могли лодки поставлять и служить переводчиками? В летописи сказанно с кем Олег шел на все войны, с кем брал Киев и т.п.
Но несколько позже (не возьмусть указать точную дату) словене подчинились руси и стали частью Руси, что автоматически перевело их из разряда варягов, в разряд подданых и термин "варяги" закрепился только за внешними наемниками, за которыми Владимир и Ярослав ходили за море.
> Кроме того, судя по известным источникам, славяне выполняли преимущественно обслуживающие функции при скандинавах - поставляли для них лодки, служили переводчиками.
Как же тогда так получилось что русь славизировалась? А кто участвовал в войнах?
Вы взяли один единсвтенный источник - Константина Багрянородного.
> аналогию с отношениями внутри скандинавской дружины/банды, которые скреплялись клятвой/var.
Какие такие отношения? Где они зафиксированы? Приведите пожалуйста пример.
Почему в таком случае этот тип дружины известен лишь на Руси? Где еще были такие скандинавские дружины, с отношениями поруки и с соответсвтующим названием? Почему мы их не знаем в Зап.Европе?
Reply
> почему варяги обитают за морем.
Не пойму почему это не понятно. У Олега были разные варяги,
- но ведь, согласно летописи, варяги были задолго до Олега и даже до Рюрика. Летопись говорит, что сначала (859) варяги имали дань, а потом их прогнали. Ни о каком ряде здесь еще нет и речи, но варяги уже есть. Это не договорные отношения, а конфликтная ситуация, типичная для конца 850х гг, когда скандинавы предприняли целую серию походов в разных направлениях. Судя по договорам с греками, в походах принимали участие практически исключительно скандинавы. Но война была не единственным занятием скандинавов, осевших среди славян. Они занимались и торговлей, и ремеслами, и сельским хозяйством, и в конце концов, любовью. Все это предполагало тесные контакты с местным населением (не только славянами) и создавало основу для ассимиляции. Относительно отношений внутри скандинавской дружины, сошлюсь на Гуревича, который пишет о том, что в скандинавском обществе дружинники приносили вождю присягу верности. Но Вы правы в том, что положение скандинавов на Руси существенно отличалось от ситуации в Западной Европе. Можно долго гадать, почему. Может быть, потому что среди местного населения не оказалось фигур подобных Брайану Бору. Разговоры об ущербных народах давайте оставим для расистских сайтов. СБ
Reply
Ну и что из того? Это же текст 11 века. Анахронистичное употребление терминологии. Достаточно обычное явление.
Изгнали каких то викингов, возможно шведов конунга Эйрика. В то время их варягами не называли.
> Судя по договорам с греками, в походах принимали участие практически исключительно скандинавы.
Да? Разве можно из договоров делать такой вывод? ИМХО - нет, недопустимо. Археология дружинных курганов ясно дает понять о полиэтничности дружин. Причием эта полиэтничность видна с самого начала. Даже имя русь во всем мире становится известно в славянской форме, т.е. русь, кем бы она ни была этнически, с самого начала пользуется славянской формой самоназвания, что говорит о далеко зашедшем процессе славизации.
> сошлюсь на Гуревича, который пишет о том, что в скандинавском обществе дружинники приносили вождю присягу верности.
сошлитесь полнее, хочу посмотреть на что ссылается он. М.б. все на тех же варяг, тогда это порочный круг.
Reply
Я вполне допускаю, что терминология имеющихся списков летописи анахронистична, но тогда это же утверждение можно распространить и на термин "варяги" применительно к новгородцам. Конечно, ничто не мешало славянами участвовать в походах, но договоры показывают, кто занимал высшее положение среди участников походов. Это место принадлежало скандинавам. В книге Гуревича "Походы викингов" (раздел "Родина викингов"), которую я имел ввиду, к сожалению, нет ссылки. Однако не думаю, что здесь порочный круг. Колоритная сцена клятвы описана в Саге о Гисли, о которой у Гуревича тоже была работа. Должны быть и более современные работы по этой теме. Возможно, клятвы описываются и в других сагах, хотя, конечно, саги не менее проблематичный источник, чем летопись. СБ
Reply
> договоры показывают, кто занимал высшее положение среди участников походов.
Договор - один единственный (в договрах Олега только послы), Игоря, показывает кем были родственники Игоря, тот самый род русский- они составляли элиту государства. Еще в договре указыны послы и купцы. Послы представляют каждого из членов рода русского и повидимому являются членами княжеской гвардии.
Очевидно, что членов рода русского не достаточно, чтобы представить все военной руководство. О его полном составе можно только гадать, причем такое гадание будет всегда субъективно. Летопись конечно не лучший источник для времен Олега, но в ней указано с кем он пришел брать Киев. Это были не одни варяги. И археология Киева времен взятия его Олегом не демонстрирет какого-либо доминирования скандинавов, скандинавские находки там весьма бедны.
Reply
- принятии одного из (!) вариантов реконструкции текста
- на возможности (!) того, что так было и именно эта возможность (!) легитимирует реконструкцию, которая в свою очередь доложна легитимировать "исторический фон".
Если бы можно было побороть этот круг (а он мне кажется существует) - Ваше исследование было бы вполне прекрасным!
Reply
Reply
Leave a comment