Предрасположенность к греху Одержимость
Христианские практики отмечали еще один фактор - одержимость дьяволом или бесами. Это положение, когда человек собой не владеет или ощущает внутреннюю борьбу, при этом у верующего человека есть ощущение, что на него воздействует какая-то внешняя сила, которую он идентифицирует как дьявола или бесов. Неверующий человек это воспринимает в других терминах. Характерный пример с наркоманами в абстиненции: один рассказывает, что у него были судороги, сводило ноги, даже падал с кровати. Другой, верующий, рассказывал, что в абстиненции дьявол его сворачивал винтом и сбрасывал с постели. Существенно, что есть во всей этой сфере и область паранормальная. Например, человек, над которым проводят экзорцизм, может проявлять необычайную силу. Она не обязательно должна явно проявляться, вполне достаточно бывает необычайной лживости и изворотливости одержимого человека, когда затрагивается сам предмет одержимости. Но сейчас важно не это. Нужно, по мере возможности перевести религиозные описания в естественнонаучные или психологические. Одержимость в принятой в теории зависимого поведения терминологии смыкается со страстями в том, что называют компульсивным поведением. Это поведение, в котором человек теряет над собой контроль и приходит в себя, когда уже всё сделано: вся бутылка выпита, жена уже как следует побита и т.п. А лживость и изворотливость - смыкается с защитой отрицанием проблемы зависимости.
Важно и другое. По-видимому, невозможно освободить от одержимости, если сам человек этого не желает. Можно помочь лишь тому, кто собирает собственные силы и решимость для освобождения от дьявола.
Итак, пороки, страсти и одержимость. Это всё описания ограничений свободы человека. Возвращаясь к началу этих заметок, следует отметить, что они ограничивают его способность быть подобным Богу, то есть быть способным к дарению. Опять повторим: дар - это то, что делается от чистого сердца, из любви. Это значит, что он не вызван никаким иным мотивом, кроме доброжелательности. Когда говорится «сделать подарок», можно туда вкладывать многослойный контекст: избавиться от чувства вины перед этим человеком, откупиться от него, сделать богатый или остроумный подарок, чтобы показать, каков даритель. В этом всём собственно доброжелательность к другому человеку и сам другой человек, как субъект, теряются. Это то, что труднее всего для человека, и неслучайно, поэтому деяния Бога описываются в терминах «даров Божьих». Это проявление наивысшей свободы.