Предрасположенность к греху Страсти
Вторая вещь - страсти. Это категория, используемая для описания развития греховности, которая выражается в порочном поведении. Здесь есть различие между христианскими подходами, которые с определенной мерой условности можно назвать «восточным» и «западным». В западном подходе, основанном на Аристотелевском понимании естественного закона, страсти - это просто сильные чувства, которые сами по себе нейтральны и могут сопровождать любое намерение и действие, направленное на добро или на зло. В восточном подходе не так. Там страсти воспринимаются как однозначно злые вещи, которые уменьшают свободу человека, захватывают его волю. Согласно этому взгляду, добрые чувства, соответствующие неиспорченной природе человека, не поглощают человека. Сознание себя, способность реагировать на внезапно возникшее изменение ситуации при добрых чувствах должны сохраняться, в отличие от воздействия страстей, вызывающих помрачение ума и захватывающих волю.
Пример простой - молодому человеку нравится девушка. Он считает, что она ему нравится по-христиански, как благородному доброму человеку. Допустим, он узнаёт, что она замужем и что сближение с ней невозможно. Если это была действительно дружба, то она так и остается. Если имеет место страсть, то эти отношения обречены на прекращение, потому что этот человек ничего не может сделать со своей тягой к близости с этой девушкой. Это очевидные вещи.
Вероятно, это вещи должны объясняться и хорошо описываться через механизмы нейротрансмиттеров, потому что страсть - это циклы навязчивых ментальных и эмоциональных состояний, захватывающих личность. Устойчивого утоления страсти не может быть, потому что она подпитывается неудовлетворенностью «по жизни», хроническим дискомфортом. Природа этого дискомфорта может быть разной, в том числе химической.
Имеет место возбуждение определенных отделов мозга, которое не проходит, когда должно бы пройти. Понятно, что химические механизмы, связанные с проводимостью, важны, но в какой мере они главенствуют, трудно сказать. Если возвращаться к сексуальному влечению, то сейчас есть ряд исследований, говорящих о том, что не получается одновременного возбуждения центра, относящегося к сексуальной сфере, и лобных долей, более или менее отвечающих за рациональное мышление. Это связано с устройством мозга. Можно догадаться, что инстинкт размножения принадлежит к древним отделам мозга, а разумный нравственный контроль - к более эволюционно поздним, менее защищенным частям мозга.