Священник Сергей Николенко.

Sep 14, 2008 15:26

Предрасположенность к греху

Пороки

Если посмотреть разные богословские школы прошлого, то там списки добродетелей очень сильно отличаются и каждая отдельная добродетель получает свою интерпретацию. Кто-то выделяет любовь как главную добродетель, а кто-то чистоту или надежду и т.д. Получается, что у какого-нибудь пишущего монаха, инженера человеческих душ, есть некая интуитивно сложившаяся картина человеческого характера, и он ее достаточно произвольно описывает этими добродетелями и дарами Духа, придавая каждой добродетели то значение, которое ему представляется точным. Эта система добродетелей, имеющих определенное значение, в целом изображает такую же примерно модель личности, как у другой школы, с другой раскладкой по добродетелям, дарам, порокам. Латинская Церковь пользуется до сих пор системой добродетелей и даров Духа, которую разработал Фома Аквинский, и многие поколения священников и монахов выращены на этом. Но эта система - частный взгляд на структуру личности. О человеке говорить и в других терминах, но имея в виду при этом, что есть качества, которые человек развивает сам, и есть другие качества, о которых он с определенностью понимает, что эти качества не его, что это дал ему Бог. Последние и называются дарами Духа.


Но сейчас следует поговорить о пороках. В западном богословии выработана модель 7 главных грехов (peccata capitalis) пороков: гордыня, гнев, чревоугодие, лень, сладострастие, зависть и жадность. Пороки - это один из способов описания поврежденности природы человека грехом. Это взгляд снаружи, на поведение порочной личности и в то же время указание на то, куда устремлена ее воля.

Большая часть их: жадность как приобретательство или как поведение, построенное на постоянном ощущении дефицита, чревоугодие, пьянство, блуд - можно интерпретировать как приверженность разного рода злым стилям поведения. Это могут быть привычки, образовавшиеся в результате греховного злоупотребления этими формами поведения, по механизму психологической зависимости. В этом случае возможно избавление от них усилием воли, покаянием в этом грехе, отрывом от объекта порока, воспитанием. А могут быть пороки как то, что парадоксальным образом присутствует в человеке почти что «от рождения», когда он был предрасположен к развитию зависимости по типу химической. Тогда простыми воспитательными мерами, усилием воли, стремлением к самовоспитанию и обычным покаянием не обойдешься.

Чистота, Грех, Чревоугодие, Монашество, Дар, Лень, Дух, Зависимость, Душа, Гордыня, Любовь, Зависть, Бог, Воля, Покаяние, Природа, Порок, Гнев, Характер, Сладострастие, Человек, Жадность, Богословие, Надежда, Привычки, Добродетель, Воспитание

Previous post Next post
Up