Предрасположенность к греху Пороки
Если посмотреть разные богословские школы прошлого, то там списки добродетелей очень сильно отличаются и каждая отдельная добродетель получает свою интерпретацию. Кто-то выделяет любовь как главную добродетель, а кто-то чистоту или надежду и т.д. Получается, что у какого-нибудь пишущего монаха, инженера человеческих душ, есть некая интуитивно сложившаяся картина человеческого характера, и он ее достаточно произвольно описывает этими добродетелями и дарами Духа, придавая каждой добродетели то значение, которое ему представляется точным. Эта система добродетелей, имеющих определенное значение, в целом изображает такую же примерно модель личности, как у другой школы, с другой раскладкой по добродетелям, дарам, порокам. Латинская Церковь пользуется до сих пор системой добродетелей и даров Духа, которую разработал Фома Аквинский, и многие поколения священников и монахов выращены на этом. Но эта система - частный взгляд на структуру личности. О человеке говорить и в других терминах, но имея в виду при этом, что есть качества, которые человек развивает сам, и есть другие качества, о которых он с определенностью понимает, что эти качества не его, что это дал ему Бог. Последние и называются дарами Духа.
Но сейчас следует поговорить о пороках. В западном богословии выработана модель 7 главных грехов (peccata capitalis) пороков: гордыня, гнев, чревоугодие, лень, сладострастие, зависть и жадность. Пороки - это один из способов описания поврежденности природы человека грехом. Это взгляд снаружи, на поведение порочной личности и в то же время указание на то, куда устремлена ее воля.
Большая часть их: жадность как приобретательство или как поведение, построенное на постоянном ощущении дефицита, чревоугодие, пьянство, блуд - можно интерпретировать как приверженность разного рода злым стилям поведения. Это могут быть привычки, образовавшиеся в результате греховного злоупотребления этими формами поведения, по механизму психологической зависимости. В этом случае возможно избавление от них усилием воли, покаянием в этом грехе, отрывом от объекта порока, воспитанием. А могут быть пороки как то, что парадоксальным образом присутствует в человеке почти что «от рождения», когда он был предрасположен к развитию зависимости по типу химической. Тогда простыми воспитательными мерами, усилием воли, стремлением к самовоспитанию и обычным покаянием не обойдешься.