Про Петербургский музей истории религии я знала еще с тех пор, как он располагался в Казанском соборе. Но пойти туда что-то целенаправленно смотреть собралась только несколько лет назад. И несмотря на то, что ГМИР обладает обширнейшей коллекцией экспонатов по существующим и, уже только в письменных источниках упоминающимся, религиям мира, постоянную экспозицию я до конца так и не посмотрела. «По верхам» познакомилась с
античностью,
буддизмом,
религиями Китая,
японской коллекцией в фондах. Христианство, ислам, иудаизм, шаманизм и пр. - все еще ждут своей очереди:)) А это, скажем так, основная часть коллекции. Но на
сайт музея, в поисках интересных временных выставок я частенько захожу. И могу сказать, что хранителям музея удается в небольших выставочных залах показать и
рассказать очень многое.
ГМИР ул. Почтампская д.14/5 фото planetaspb.ru
В выставочном зале № 1 на 2 этаже до 5 декабря можно посмотреть экспозицию «Пища богов и пища людей».
Трапеза сопровождает всю жизнь человека от рождения до смерти. Важнейшим ее компонентом является пища. Кроме того, что пища необходима человеку для жизни, она несет в себе целый ряд дополнительных ритуальных смыслов. Например, в обряде жертвоприношения она выступает в роли «пищи богов», обеспечивает связь человека с миром божественным. А преломленный во время религиозных праздников и обрядовых действ за совместной трапезой хлеб объединяет людей и позволяет осознать себя единоверцами.
Источник.
Верхний ряд: "Медвежий праздник у народов Сибири и Дальнего Востока", ритуальные предметы культа Дионисия в Греции. Нижний ряд: вышитое изображение Тайной Вечери, литургические и евхаристические сосуды
На выставке представлены более 120 экспонатов, рассказывающих о мистериях и пуджах, Пасхе, Курбан-байраме, Седер Песах и т.п. Пара витрин посвящены китайским обычаям встречи нового года и чайной церемонии.
Верхний ряд: празднование Нового года в Китае, описание символики китайской чайной церемонии. Нижний ряд: специальная посуда для чайной церемонии, литография 1915 г. "Цзао-ван (князь очага) с супругой"
В выставочном зале №2 до 2 ноября была развернута экспозиция «Живая традиция бурятского искусства», посвященная памяти ламы-иконописца Данзана Дондокова (1895-1983).
Мастер прошел сложный жизненный путь, охвативший предреволюционный и советский атеистический период. Пережив эпоху гонений, он начал вновь писать иконы для буддийских монастырей и передал традицию ряду учеников, в том числе своей дочери Нимацирен Дондоковой, отмечающей в текущем году юбилей.
Источник Верхний ряд: "Хий морин. Двенадцать годов животных" авт А. Цыденов Монголия. "Амитаюс - Будда бесконечной жизни" авт. Данзан Дондоков. Нижний ряд: "Амитабха - Будда запада". "Мандала шестнадцати архатов - просветленных учеников Будды Шакьямуни" авт. Данзан Дондоков
Кроме работ самого мастера, были представлены его прориси, инструменты, фотографии и воспоминания об отце дочери - искусствоведа, члена Союза художников РФ Н. Дондоковой.
В выставочном зале №3 в цокольном этаже музея до 8 ноября работает выставка «Индуизм в Гималаях. От Кашмира до Непала».
Выставочный зал №3 ГМИР "Индуизм в Гималаях..."
На выставке представлены скульптура, графика, ритуальная утварь, элементы национального костюма и маски из коллекции Государственного музея истории религии и из личной коллекции индолога Виктории Дмитриевой, собранной во время многочисленных путешествий. Дополнят выставку фото и видео материалы, демонстрирующие обрядовые практики региона.
Музей работает сейчас по QR-кодам. Выходной день - среда. Стоимость билетов для взрослых посетителей - 300 руб. Детям и пенсионерам есть скидки. Выставку «Индуизм в Гималаях» можно смотреть отдельно. Стоимость билета - 50 руб.
Для челенджа #10музеев