Музей истории религии. Буддизм

Apr 14, 2019 17:04

Месяц уже прошел с тех пор, как я ходила в ГМИР, но написать про зал буддизма собралась только сейчас. Начнем с того, что это одна из официальных религий России, признанной наряду с православием и исламом. В Петербурге с начала 2000-х восстанавливается дацан (или монастырская школа), в прошлом году закончена реставрация дугана (алтарного зала), до сих пор ведутся работы на верхних этажах. Я с большим уважением отношусь к буддизму, и к его представителям в Петербурге, часто бываю в дацане. Поэтому мне всегда интересны любые музейные экспозиции и выставки из хранилищ Эрмитажа, ГМИРа и других, где представлены буддийские реликвии - статуэтки, тханки, инсталляции на тему буддийских ритуалов. В зале таких было несколько, например, созерцание или медитация на гневной форме Авалокитешвары (бодхисаттвы сострадания) - Махакале.




Черный или синий шестирукий Махакала защищает и устраняет препятствия. Собственно поэтому он и выглядит так ужасающе. Чтобы препятствия видели, боялись и убирались с дороги самостоятельно:))




А вот и сам Авалокитешвара вместе с Белой и Зеленой Тарами. В свое время меня впечатлила эта история. Авалокитешвара много трудился, чтобы показать тибетцам путь к выходу из сансары, но через какое-то время убедился, что все его усилия не дали результата. И тогда он заплакал, а из его слез появились Белая, Зеленая Тара и еще почти два десятка других Тар, чтобы было кому помогать в трудах. Если уж бодхисаттва мог потерять присутствие духа от тщетности своих усилий, то и нам не зазорно, самое главное собраться и продолжать:))




В залах музеев можно найти редко встречающиеся формы йидамов, будд, бодхисаттв, мой интерес неофита, наверное, можно понять:)) Одна из интересных историй связана с дакини. Я ее услышала, когда смотрела лекцию каллиграфа Таши Мэннокса. Он сказал, что дакини имеют свой алфавит, где каждый символ настолько емкий, что может передать всю сущность учения. Эти символы скрыты и только на высоких уровнях постижения становятся доступными немногим практикующим.




А это - защитница Лхасы, столицы Тибета, Палден Лхамо. Единственная женская форма среди защитников учения будды, считается, что она хранительница тайн рождения, смерти и хозяйка времени.




Среди женских форм в зале буддизма ГМИРа нашлась и Ушниша - Ситатапатра, но не в тысячерукой форме, как в Эрмитаже, а в шестирукой. Я даже засомневалась, правильно ли я записала. Потому что доступные источники такую форму не называют. Но решила, что я ее все-таки выложу, потому что она - покровительница путешествий. Где я еще такую чудесную покровительницу найду:))




Из мужских форм - традиционная статуэтка Манджушри, во-первых, потому что он - воплощение мудрости, воли и всеведения будд. Во-вторых, потому что я выкладывала его китайский вариант верхом на льве ранее, абсолютно непривычный лично для меня, а здесь захотелось показать его традиционную форму:))




Закончу статуэткой Падмасамбхавы, одного из великих учителей, земное воплощение будды Амитабхи. Различные легенды рассказывают о его феноменальных способностях, развитых в процессе практики. И закончил он свою жизнь так же интересно, как и жил: достиг тела "ясного света" и растворился в потоке энергии. Sic!



Питер, путешествия, путешествие, Санкт-Петербург, буддизм, фото, музей

Previous post Next post
Up