Возрастные и не только особенности деления на слоги

Apr 06, 2015 21:19

Дети, когда только начинают делить слова на слоги, делят их всегда только на открытые, например: ма-йка, о-бъя-вле-ни-е, то-лько, ка-сса.
И они совершенно правы. С точки зрения акустического деления на слоги, того, как мы слова произносим, такое деление самое верное. Поэтому за ошибку я такое деление не считаю, но всё же обращаю внимание, что можно иначе, и прошу показать мне другие возможные варианты.
Зачем я это делаю? Ну, про правила переноса понятно, конечно. Но стоит сказать, что и эти правила возникли не на пустом месте.
В процессе овладевания навыками чтения и письма дети переходят от акустического деления на слоги к психолингвистическому. И уровень грамотности ребёнка и наличие или отсутствие у него проблем с письмом и чтением можно определить зачастую только по тому, как ребёнок делит слова на слоги.
Например, дети, которые склонны забывать делить слово до конца в заударной части (например на-хо-ждение), обычно пропускают буквы, а при чтении додумывают окончания слов, если преимущественно сохраняется деление на открытые слоги, то, скорее всего, пока письмо не достаточно грамотное.
Со временем, когда дети осваивают структуру слова (и совсем не обязательно по программе, может, просто вот в голове созревает неосознанное понимание такой структуры), деление на слоги начинает приближаться к делению на морфемы (приставки, корни, суффиксы). И тогда в слогоделении появляются ошибки такого типа: пред-о-пре-дел-ить. Здесь состав слова при делении становится важнее акустического деления на слоги,и отсюда возникают ошибки (правильное деление: пре-до-пре-де-лить - всё же слог слияние разделять неправильно, даже ради обозначения границ морфем). Но обычно такие ошибки всё же свидетельствуют о прогрессе в освоении языка, о переходе на новый этап осознания особенностей русской орфографии. И исчезают они достаточно быстро (это пример так называемой гиперкоррекции).
Переход к психолингвистическому принципу деления на слоги - это переход от устной речи к письменной, переход к осознанному чтению и грамотному письму.
До конца феномен слогоделения не изучен. Но можно предположить, что тренировка в психолингвистическом слогоделении (когда обращаешь внимание ребёнка на разные возможности деления слов) может положительно повлиять на чтение и письмо.
Ведь, например, поделив на слоги записанные слова тигр, рубль, корабль, ребёнок обнаружит, что перед "л" и "р" нет гласных и, может, не напишет уже тигор, рубыль, кораболь, а потренировавшись делить слова с длинной заударной частью, может быть, станет меньше пропускать буквы и дочитывать слова до конца.
Возможно, что психолингвистические слоги связаны и с удобством письма и запоминанием последовательности букв при написании (может, распределяя согласные между слогами, проще себе диктовать сочетания со стыком согласных, чтобы не пропустить их и не забыть?).
Вообще возрастные особенности деления на слоги - тема очень интересная. Мне очень нравилось, как нам рассказывал об этом в институте на лекциях по фонетике Геннадий Михайлович Богомазов. Его книжкой по фонетике я время от времени пользуюсь и радуюсь, что она у меня есть. Не было бы, купила бы в Лабиринте. Она там продаётся.
Мне нравится именно этот функциональный подход.

3 класс, чтение, орфография, устная речь, 2 класс, 5 класс, методика, детская речь, разговорный и книжный, языкознание, разговорная речь, 6 класс, слоги, гласные, язык, школа, грамотность, состав слова, гиперкоррекция, ударение, 1 класс, письмо, письменность, 4 класс

Previous post Next post
Up