Был последний учебный день, во мне проснулась совесть и решила (совесть) поиграть с детьми.
Утром заехала купила игру "Тик... Так Бумм" (мне из нее нужна была бомбочка) и батарейки, а отвертку взяла с собой и карточки заранее дома сделала (много времени это не заняло).
Бомбочка устроена так, что тикает непредсказуемое количество времени, а потом взрывается (звук взрыва издает и замолкает).
Правила у нас были такими: Дети встают кругом. Я выкладываю карту с условием, а дети должны передавать друг другу бомбочку, называя слово, соответствующее этому условию. У кого в руках бомбочка взрывается, тот забирает себе карту и потом должен "откупиться", но играть продолжает, а я выкладываю следующую карту с условием.
Карты у меня были такие: Ъ, Ь-разделитель, Ь-смягчитель, Непроизносимые согласные, Удвоенные согласные (в корне или на стыке приставки и корня или корня и суффикса - нарисовала схемкой), Словарные слова, Слова с безударной а в корне, с о, с е, с и, с я.
Карточки можно делать самые разные: с сочетанием ча-ща, жи-ши, чк, чн, нч, щн, нщ, с корнем каким-нибудь, типа бег/беж или каз, или ясн, или лет и т.п., можно сделать карточки со структурами предложений, например Определение, подлежащее, сказуемое, дополнение. (Т.е. нужно придумывать предложения типа Белый слон жевал траву. Гордый клен ронял листву. Сонный крот водил трамвай. Голодный заяц съел морковку. - полезная штука для освоения синтаксических структур, ну и мне кажется, должно ужасно весело получаться), таких структур можно нарисовать много разных: и простых, и сложных.
Можно и фонетические карточки делать. Слова с мягким согласным, например. Или слова, где букв больше, чем звуков и наоборот и т.п.
Можно слова с суффиксами разнообразными, типа ость(есть), еньк(оньк), очк(ечк), чив, лив, ив, чат, ат и т.п.
Можно слова с приставками (легкий вариант), или с конкретными приставками (с, на, по, за, в, от, пере и т.п.)
Можно с частями речи: существительные, прилагательные, наречия, глаголы, местоимения, предлоги, частицы, союзы.
Можно просто карточка Исключения, где называть любые исключения из любых правил.
Или антонимы, синонимы, фразеологизмы, термины (из разных предметов) и т.п.
Те, карточки, которые сделала я, я сделала с подготовкой. Мы же собирали слова и с твердыми знаками, и с мягкими, с непроизносимыми согласными и т.п., поэтому я понимала, что у детей есть хороший запас этих слов, чтоб не растеряться под тиканье.
В следующем году, думаю, предупреждать ребят послабее заранее, какое условие будет на карточке, чтобы они могли подготовиться и не ударить в грязь лицом. И, кстати, вот так собирая слова, они очень здорово осваивают способы образования слов. Например, все дети уже очень твердо усвоили, что чтобы придумать как можно больше глаголов с определенным корнем, можно просто менять приставки, а прилагательным и существительным добавлять уменьшительно-ласкательные или пренебрежительные суффиксы, или суффиксы типа ищ (человечище). То есть, вот назвали слово с твердым знаком "подъехать", и сразу у соседа возникают слова отъехать, въехать, разъехаться, съехать, объехать и существительные от них, а из подъезда они еще сделают подъездик и подъездище;-).
Ну и тем, у кого к концу игры оказались карточки с тем или иным условием, я объявила, что они у меня в заложниках: чтобы вернуть мне карточку, им надо было найти по десять слов к своему правилу, остальные в классе им помогали.
Но, думаю, с этой бомбочкой можно играть во что угодно.
В следующем году обязательно еще будем играть.
Это как раз на то, чтобы в лицо узнавать слова.
О! И на литературе можно: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий: слова этого размера: зима, яма, радуга, ширина, корова. Хорошо ритмический слух отрабатывать (а тут, кстати, и деление на слоги, и ударные и безударные гласные), или волшебные предметы из сказок, или средства передвижения сказочные, или способы попасть в другой мир, или поэты, писатели, рассказы о животных...
Или слово, а к нему нужно эпитеты придумывать, или действия.Типа на карточке дождь, и нужно придумывать стучит, идет, льет, барабанит, смеется, дерется, сердится, боится, плачет, дрожит, обижается, поливает, хохочет, журчит, моросит и т.п. А если эпитеты, то сильный, злобный, вредный, слабый, добрый, щедрый, грубый, веселый, яркий, мелкий, проливной, грустный, радостный...
Этак кучу карточек по всем темам и разным предметам сделать можно. Но я пока только с русским понемногу буду.
Но да, очень важно эту игру делать после подготовительной работы, когда слова на правило уже осознанно набирались и запоминались, когда с ними уже много играли, рисовали, конструировали и т.п., чтобы игра была и правда динамичной и полезной.