Долгое время я была убеждена, что детям надо дать только правило и принцип действия, и пользоваться они им будут сами и вновых условиях.
Но потом поняла, что этого недостаточно.
Вот, например, научили мы проверять детей безударные гласные. А они все равно ошибаются. При этом покажешь слово, скажешь: "Проверь", запросто проверят и скажут, как это слово нужно было написать.
Тяжело детям искать орфограммы и анализировать каждое слово. И диктанты, собственно, не столько на проверку знания правил направлены, а на знание вполне ограниченного количества слов.
Я в этом году взяла самый простой и традиционный учебник. И вот мне в нем что нравится. В нем есть определенный набор слов и корней, которые постоянно встречаются из темы в тему.
Образуй от существительного прилагательные, например. И там слова скрип, писк, свист и т.п.
Тут вроде как основная задача потренироваться в образовании новых слов, повторить части речи, но еще тут даются слова пищать, свистеть, скрипеть, в которых второклассники очень часто ошибаются (и которые, кстати, постоянно встречаются в диктантах). Дети просто делают упражнение и потихоньку запоминают.
Полетел, убежал, потянулись, увядают, прояснилось, завязалась, распилил... В общем, если полистать сборники диктантов за второй класс, то можно составить вполне ограниченный список слов с проверяемыми безударными гласными в корне, ну и словарные слова, конечно, списком даются в учебнике.
Я все это к тому, что слова с проверяемыми гласными и способы проверки иногда целесообразно повторять. Просто для того, чтобы запомнить, как пишется слово.
Сначала проверочное слово должно приходить без особых усилий, а потом слово просто пишется на автомате.
Я сейчас, кстати, вижу много общего в преподавании руского письменного языка и иностранного. Те же тематические группы слов, которые хорошо бы постоянно повторять и делать "активным запасом".
И еще хорошо, чтобы дети просто знали слова с безударной гласной, узнавали их, видели, зачем в диктанте появилось именно это слово, понимали, ага,нас тут хотят поймать. И заодно запоминали, как слово пишется, видели его не только на уроках русского, но и всегда, когда им понадобится это слово написать.
Слова с безударными гласными я повторяла группами. Группа е-и-я и группа о-а.
Вот для примера, что можно делать. Группа е-и-я.
Можно их собирать в столбики, запоминать, используя в разных заданиях, а потом делиться на команды и каждому играть за свою букву, предлагать слова в свой столбик (слышим-то одно, а пишем разное, тут есть опасность, что назвав неправильное слово, принесешь балл другой команде, а не своей).
Можно по темам собирать. Например, какие слова с безударными я, е, и в корне могут пригодиться на кухне? Какие можно использовать при прогулке в лесу (существительные, прилагательные, глаголы)? Какие в магазине? Какие в школе? (тут тоже можно, чтобы одни придумывали с е, а другие с я-и)
А так как у нас есть вполне конкретные группы слов, то стоит работать с ними.
Я рисовала детям рисунок, давала списки слов (без пропущенных букв), и их задача была найти на рисунке, где можно подписать эти слова, причем это были и существительные, и прилагательные, и глаголы. Слова нужно было написать на картинке. Потом опять-таки можно было буквы я подчеркнуть одним цветом, и - другим, а е - третьим.
Я и им давала задание нарисовать картинку, на которой будет как можно больше нужных нам слов. Сначала они рисовали картинки (например, с и дети могли нарисовать пилу, сирень, лису, зиму, грибы, дверь (она скрипит), свисток), потом менялись и подписывали картинки друг другу и проверяли друг друга.
Естественно, мы с детьми обсудили, что таких слов, в которых можно ошибиться, не так уж много, и нужно просто их запомнить, причем хорошо бы запомнить активно, чтобы узнавать.
Домашнее задание потом было составить свой диктант по моей картинке, используя эти слова. А потом в классе кто-то читал предложение из своего диктанта, а ребята догадывались, ради каких слов было это предложение придумано, и записывали только их.
То есть вот текст: В лесу стояло старое дерево. На дереве птицы свили гнездо. В гнезде из яиц вылупились птенцы. Они пищали. Родители принесли детям червяков и гусениц.
В результате второклашки без труда (они же тоже делали задание по картинке, тоже рисовали картинки и писали слова и свои тексты) находили тут слова: в лесу, дерево, гнездо, яиц, птенцы, пищали, принесли, червяков, гусениц.
Понятно, что есть дети, которые пишут достаточно грамотно, есть ребята с врожденной грамотностью, которые вообще не ошибаются. Но им интересно собирать слова.
Мне вообще в начальной школе нравится идея собирательства и коллекционирования всего. Слов с ъ, слов с безударной я в корне, слов с разделительным ь. Я много даю заданий на поискать у себя в голове.
Здорово у нас проходили поиски слов, которые отвечают на вопрос чьи? и пишутся с разделительным мягким знаком: беличьи, лисьи, жирафьи, крокодильи, собачьи, кошачьи, медвежьи, заячьи, тюленьи и т.п. Дети много несуществующих слов норовили придумать, но принимались только существующие. Их оказалось очень много, и это было интересно всем: обнаруживать, сколько всего у тебя есть - только вытаскивай.
Вот и эти слова, в которых можно ошибиться, или с я в корне тоже можно поискать и собрать. А то, что нашел сам, запоминается гораздо лучше.
Ну а приблизительный диктантный список с я вот: прояснилось, увядают, стряхнуть, объявление, тянуть, привязать, выглянуло, связали, рябина, заяц, рябой, лягушка, яйцо, язык, янтарь, ядовитый, земляника, червяки, состязание, тяжелый, ряды, плясать, пятно, смягчить, загрязнить, нарядить. Ну и, естественно, однокоренные.
и: сирень, висеть, лиса, зима, тишина, грибы, кричит, скрипит, пищат, свистит, жильцы, пирог, увидать, сидеть, писать, рисовать, лизать, лицо, листва, чистота, стрижи, питает, запивать, кирпичи, ну и другие, на и их, конечно, больше.
А с е больше всех. Но вот очень частые: береза, дерево, сережки, пекла, лежать, весело, весенний, осень, стена, спешить, гнездо, птенцы, течет, щебет, несет, ведет, летит, бежит, звезда, река, берег, песок, озеро, тенистый, светить, снежинка, зеленый и др.
Это я просто что вспомнила, в чем дети постоянно ошибаютсяв диктантах.
Сейчас подумала, что надо с какой-нибудь дружественной школой посоревноваться и диктанты друг другу посоставлять. И посмотреть, в каком классе его лучше напишут. Только заранее договориться о списке правил и словарных слов. По-моему, это должно быть хорошим стимулом.