Хочу написать про такую обязательную вещь в школьном обучении как деление на слоги. Но сразу скажу, это не будет объяснением для детей, которые, взвыв, требуют объяснить, зачем им все это надо.:-) Если до такого дошло, то лучше вернуться сначала к нормальным отношениям, а потом переходить к учебе.
Эта информация для взрослых, которые хотят учить детей.
А и правда зачем детям уметь делить слова на слоги? Думаю, прежде чем учить, стоит понимать, зачем нам это нужно. Потому что это требуют в школе, чтобы получать пятерки за грамматические задания? Не, такой ответ мало кого устроит. В жизни это зачем надо? Чтобы переносить слова правильно? И на это убивается столько времени? Ведь вполне, если совсем невмоготу, можно обойтись совсем без переносов. Вон, Ворд обходится...
Конечно, не только в этом дело. И очень полезно это понимать, чтоб не превращать эту деятельность в самодостаточную и самоцельную.
Взрослые читают целыми словами. Но встретив неожиданное в данном контексте и незнакомое слово, мы вернемся к нему и прочитаем его по слогам.
Это логично делить большое на маленькие части, чтобы с ним было проще справиться. Если слово не расслышали, мы повторим его по слогам. Чтобы списать без ошибок незнакомое слово, тоже стоит списывать его по маленьким частям, по слогам.
Детям проще читать по слогам незнакомые большие слова, и им хорошо бы уже чувствовать слоговую структуру слова, быть с ней знакомыми.
Детям проще списывать и писать, диктовать себе по слогам, чем по буквам, слоги проще запоминаются, они легче воспринимаются как часть целого слова.
Основные ошибки у малышей - это пропуск букв, иногда вместо целого слова пишут просто букву из начала, из середины и из конца. И это совершенно нормально! Дети воспринимают слово одномоментно, они не воспринимают его растянутым в пространстве или во времени. Вот посчитайте, за какое время вы произнесете слово "переход" - это же мгновение, вы слышите слово сразу все, с его звучанием и значением. А чтобы записать его, нужно вон сколько букв, и все их нужно записать по очереди: сначала первую, потом вторую, потом третью и так далее! Вот деление на слоги - это один из этапов знакомства с тем, что слово линейно, что оно не одномоментно и не односоставно, что оно состоит из частей, вытягивается в линию звуков или букв. Это последовательность, а не одновременность.
Сначала обнаруживается, что поток речи, фраза, состоит из слов (а фраза тоже почти одномоментна, один мой знакомый мальчик никак не мог понять, почему "ржавая гайка" - это два слова, ведь гайка-то одна, и она и гайка, и ржавая!), потом приходит очередь понимать, что и слова состоят из частей - слогов, а слоги из звуков или букв (смотря какие слоги:-)).
Вот слог как раз - это минимальная произносительная единица, то, что мы выдаем на одном выталкивании воздуха. В слоге может быть один звук, одна буква, может быть пять, может и больше. И вот из уменя написать и прочитать слоги складываются умения написать и прочитать слова (конечно, там еще что-то нужно, но это такие нижние уровни, фундамент). А чтобы их суметь прочитать и написать, хорошо бы, чтобы матрица их уже была. И вот ради этого и стоит тренироваться в делении услышанных и увиденных слов на слоги.
И тут хорошо бы понимать такую вещь. Деление на слоги бывает разное.
Оно бывает разное для разных целей.При произношении и при восприятии на слух мы делим слова на слоги совсем не так, как при чтении или письме.
Кроме того, оно бывает разным для разных возрастов.
Дети, которые только учатся писать и читать, делят слова на слоги иначе, чем те, которые уже понимают состав слова. Прям да. Есть возрастное деление на слоги. Например, это норма, что малыши делят слова только на открытые слоги (с последним гласным (например по-дъезд), и такое деление гораздо ближе к произносительному слогодедению, а ребята постарше разделят "подъ- езд" - и это будет орфографическое деление на слоги, то есть направленное на письменную речь и на чтение записанного, в частности, тут видно, что деление на слоги начинает совпадать с делением слова по составу.
Вообще эта тема очень интересная, и, кстати, я не считаю неправильным первое деление на слоги (по-дъезд): оно правильное с точки зрения произношения, хоть и не удобно для письма (в слоге должна быть гласная и слог-слияние должен сливаться, остальное я за ошибки не считаю). А дети со временем сами переходят на более удобное для них слогоделение, приобретая опыт письма и списывания.
Вообще-то я затеяла этот пост только потому, что вспомнила игру со слогами. С ними надо тренироваться, и чем больше слов поделишь на слоги, тем лучше, но для детей лучше всего придумывать игры, а не рассказывать им о важности орфографического и орфоэпического слогоделения в деле овладевания навыками письма и чтения.;-)
В общем, слоги мы отхлопывали (это вполне традиционный прием), но вот зачем их отхлопывать?
Мы играли в игру, что где-то далеко есть планета (хлопала: пла-не-та), на которой ничего нет. Вообще. И мы можем послать на эту планету что угодно, если отхлопаем слово, это что угодно называющее (или нарисуем схемку дужками на листе). И мы начинали думать, что же на эту планету такого хорошего послать? Посылали небо, солнце, воздух, зверей, дома, леса и т.п. Тут, кстати, много поводов поговорить про мир и про детей и кучу всего выяснить и познакомиться получше. Можно туда послать своих двойников, отхлопав свои имена, и им напосылать велосипедов, гор, морей. Когда посылают деньги, выясняем, а послали ли туда магазины. Когда посылают компьютеры, выясняем, есть ли там электричество и т.п. В общем, очень увлекательные занятия. Ну, заодно и деление на слоги осваиваем.