576. Трактор СХТЗ-15/30 (Гдов)

Aug 15, 2021 07:24

Старый советский трактор установлен рядом с Гдовским музеем истории края (Псковская область, город Гдов, улица Карла Маркса, дом 31).
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охрана музейная.
Состояние памятника - среднее.
Дата съёмки - 03 августа 2021 года.
Автор фото - Максим Мельник.

01.




02. Сегодня у нас ещё один трактор СХТЗ-15/30 из Псковской области.
Он очень похож на тот, что можно увидеть в расположенном неподалёку городе Порхов.
Но есть и отличия.
Во-первых, прямо к радиатору привинчена табличка Трактор ветеран СХТЗ выпуска 1932 г. сохранён в рабочем состоянии старейшим трактористом Фотькиным Я.С (д. Заклинье).
Во-вторых, у этой машины известна история её жизни.



03. История, кстати, противоречит табличке.
Например, в части года выпуска.
Позади моторного отсека есть хорошо различимый шильдик ВАРЗ, что прямо говорит нам о том, что трактор относится к серии, выпущенной в Москве на Втором АвтоРемонтном Заводе в 1948-1950 годах.


В местных новостях в 2012 году был опубликован рассказ об этом тракторе и его хозяине Якове Семёновиче Фотькине.


Родился Яков Фотькин в 1908 году в соседнем с Гдовом селе Борисове.
В двадцать с небольшим лет поступил на курсы трактористов в посёлке Ямм, где успешно освоил новую технику и работал на полях района до самой Великой Отечественной.
Пройдя войну от начала до конца, вернулся в родной район к любимой работе.


В 1948 году в хозяйство начали поступать новые трактора из послевоенной серии завода ВАРЗ.
В 1954 году один из них достался Якову Семёновичу.
До 1968 года Фотькин работал на этой машине, ремонтируя её, ухаживая за ней.
А затем и тракторист и его трактор вышли на пенсию.
Тракторист по возрасту, а трактор по износу.
Однако Яков Фотькин не дал списать любимую машину в металлолом, а договорился с руководством своего совхоза "Красный пограничник" и забрал её с собой на заслуженный отдых.
Ещё 13 лет он использовал старый трактор в личном приусадебном хозяйстве.
Однако, силы и здоровье человека не бесконечны и к 73 годам Яков Семёнович решил окончательно отойти от дел и, сделав последний круг по городу передал свой СХТЗ-15/30 в дар Гдову.
Трактор установили у Профессионально-технического училища на улице Молохова.



04. Там памятник простоял более тридцати лет, пережив распад СССР, разложение системы профтехобразования, запустение, вандалов и нашествие коллекционеров, пытавшихся кто стащить, а кто выкупить машину у гдовских властей.



05. В 2012 году вопрос был поднят на заседании местной думы, которая рассмотрела предложение Гдовского музея истории края и приняла решение перенести памятник с заброшенной окраины к зданию музея в самом центре города.
Где он сейчас и стоит.



06. Историю того, как американец McCormick-Deering 15-30 стал советским СХТЗ-15/30 можно посмотреть в моих предыдущих рассказах об этом типе ( Глинищево, Порхов).
А здесь мы посмотрим на некоторые неохваченные ранее детали.
Например, система впуска и выпуска.
Высокая труба слева от моторного отсека - воздухозаборная.
Повыше её подняли для того, чтобы уменьшить количество пыли засасываемой впускным трактом при работе в поле.
Облако пыли вокруг пашущего или боронящего трактора и сейчас является проблемой, забивая фильтры и повышая износ двигателя.
А сто лет назад и фильтров нормальных не было и материалы цилиндров и поршней были существенно менее износостойкими.
Вот и пытались уменьшить загрязнение воздуха перед мотором поднимая воздухозаборник повыше.
Заодно таким способом увеличивается глубина преодолеваемого брода, что очень полезно для пересечённой сельской местности с мелкими ручьями, небольшими речками и без нормальных мостов.



07. В нижней части находится большая бочка воздухоочистителя.
Инструкцию к СХТЗ-15/30 мне пока найти не удалось, а вот пару страниц Operators Manual по его американскому предку я прочитал.
Там указано, что воздух чистится водой.
То есть, в этой бочке вода, уровень и чистоту которой надо проверять ежедневно, а при особо пыльных работах - дважды в день.
Воздух поступает в бочку снизу, проходит через механический фильтрующий элемент, погруженный в воду, очищается и уходит в двигатель.



08. С выпускной системой так не заморачивались.
Короткая труба торчит слева.



09. Ничего похожего на глушитель не наблюдается.
Не считать же за него вот это сферическое утолщение-уголок на выхлопной.



10. Открыв правую створку капота можно увидеть сам двигатель.
Четыре тоннеля в головке блока - для свечей.
Назначение навесного мне досконально неизвестно, но не думаю, что сильно ошибусь предположив, что это водяная помпа и генератор/магнето.
Система зажигания утрачена (она была на площадке с четырьмя отверстиями).
Приводных ремней тоже нет, зато видна лопасть вентилятора радиатора.



11. Рабочее место тракториста.



12. У этой машины сиденье на одном пружинящем элементе (не то, что в Порхове, где при восстановлении добавили вертикальную стойку, полностью исключившую любое облегчение жизни тракториста).



13. Рычаг КПП, как обычно, утрачен, зато над коробкой хорошо виден рычаг включения барабана привода стационарных механизмов.
А на рулевой колонке есть странный поворотный механизм с мелкими зубчиками.
Предположу, что он как-то связан с регулировкой угла зажигания или обогащения смеси.



14. На последнем кадре можно увидеть точное месторасположение шильдика завода производителя (правая задняя сторона моторного щита под баком перед водителем).



Координаты:
58°44'42.72"С
27°49'13.63"В


Псков, сельское хозяйство, +М.М., +Н.А., памятники

Previous post Next post
Up