Про этот памятник в латышской глубинке я узнал из очень подробного рассказа
mechanik75 в
Технопамятниках, когда готовил маршрут
baltic18.
Находится он у населённого пункта Намики (Namiki) Салдусского уезда Латвии (автодорога P108 Ventspils-Kuldīga-Saldus).
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - отличное.
Дата съёмки - 09 июня 2018 года.
01.
02. На невысоком постаменте установлен трактор С-100 производства Челябинского Тракторного Завода с канавокопателем КМ-1200 Мозырского завода дорожных и мелиоративных машин.
Оба образца уже стали достаточно редкими, а в таком сочетании просто уникальными.
03. Сталинец-100 (С-100) - советский гусеничный трактор промышленного назначения.
Был создан в 1956 году на базе трактора С-80, как более мощный трактор с безкомпрессорным четырёхцилиндровым двигателем КДМ-100 вместо КДМ-46 (100 л. с. при 1050 об./мин.).
04. Ходовая часть движителя С-100 представляет собой две жёсткие тележки, каждая из которых имеет по пять опорных катков и два поддерживающих ролика.
Гусеничная цепь состоит из 36 штампованных звеньев шириной 500 мм с шагом звена 203 мм.
При одинаковой с С-80 массе машина оснащалась более мощным (100 л. с.) двигателем и более комфортабельной кабиной.
05. Всего с 1956 по 1964 год было изготовлено 124 416 тракторов С-100 различных модификаций.
06. В дальнейшем трактор С-100 послужил базовой платформой для создания трактора Т-100М.
Визуально похожие С-100 и Т-100М отличаются кабиной - у Т-100М она имеет наклон лобового стекла.
Первая буква у модернизированной модели изменилась в рамках проходившей в то время (начало 1960-х годов) десталинизации.
07. С нижней стороны конструкция трактора весьма интересна.
Моторный отсек опирается на огромную поперечную рессору, а в районе приводов ведущих колёс рама и ходовая часть жёстко соединены.
Опорные катки каждой стороны закреплены на двух тележках и, визуально, не имеют, ни внешней, ни внутренней амортизации.
08. Опорных катков - пять, поддерживающих - два.
Ведущее колесо заднего расположения.
Гусеница с траками сложной формы - плоская деталь с ярковыраженным грунтозацепом крепится четырьмя болтами к объёмной цепи сложной формы, чем-то напоминающей велосипедную. .
09. Ведущая звёздочка.
10. Направляющее колесо (ленивец) и фрагмент механизма натяжения гусеницы.
11. Поддерживающий каток.
Хорошо видна сложная форма внутренних элементов траков.
12. Один из траков сломан.
Судя по дополнительным отверстиям ближе к краю каждого трака на них могли устанавливаться дополнительные элементы.
Возможно, расширители, шпоры или что-то подобное.
13. Сцепное устройство.
Перестановкой угла сцепного устройства в одну из пяти позиций можно было выбрать центральное положение буксируемого устройства или один из двух уровней его смещения влево или вправо от оси движения трактора.
14. К трактору С-100 прицеплен Плужный канавокопатель КМ-1200.
Канавокопатели - это землеройные машины непрерывного действия, применяемые в мягких породах.
Они выпускаются двух типов: плужные (рабочим органом является двухотвальный плуг) и фрезерные (рабочий орган состоит из двух дисков с фрезерами).
Схема плужного канавокопателя.
15. При помощи канавокопателей прокладывались каналы на полях.
По этим каналам пускали воду из естественных водоёмов или специальных водопроводов.
Этой водой поливали культуры, выращиваемые сельскохозяйственным предприятием.
Этот процесс называется - Мелиорация.
16. Лебёдка, присоединённая к валу отбора мощности, применялась для подъёма и опускания копающего органа (плуга).
Трос от лебёдки поднимается к флюгерной колонке.
17. Далее трос выглубления идёт к блокам, закреплённым на ходовой раме и копающем органе.
18. Чтобы тянуть такой огромный плуг, способный углубиться в землю на метр, в некоторых случаях требовалось несколько тракторов С-100.
19. Металлические спицованные колёса.
20. Специальный съёмный ролик для перевозки канавокопателя на большие расстояния или без трактора.
Выглядит плоским, хотя на самом деле он толщиной около 10 сантиметров :)
Координаты:
56°43'3.00"С
22°23'28.85"В