В небольшом городке Друва Салдусского района Латвии, на обочине дороги P108 "Вентспилс - Салдус" стоит старый локомобиль.
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охрана рядом.
Состояние памятника - нормальное.
Дата съёмки - 09 июня 2018 года.
01.
02. Это исчезнувший ныне вид сельскохозяйственных машин.
03. Подобные устройства массово распространились со второй половины XIX-го века и до начала XX-го.
Они применялись для привода различных сельскохозяйственных машин - косилок, молотилок, мельниц.
04. Локомобиль - это паровая машина на колёсах.
Имеет низкий КПД (3-4%), долгое время запуска, опасен взрывом при ошибках в управлении и плохом обслуживании.
Зато прост и дёшев в эксплуатации, что очень важно на селе.
Для работы требует только воду, немного масла и много топлива (дрова, солома, уголь и т.п., хоть коровьи лепёшки)
05. В задней части локомобиля находится топка, в центральной - водяной котёл (жаротрубный), в передней - складная труба.
Сверху на котле закреплена одноцилиндровая паровая машина с автоматическим регулятором оборотов.
Машина вращает большое колесо, к которому широким ремнём подсоединялся требующий привода механизм.
06. В наше время подобная схема реализуется, либо при помощи трактора через встроенный в него функционал отбора мощности, либо бензо/дизельным генератором и электромотором на сельскохозяйственном механизме.
Собственно, появление легких и недорогих дизелей и тракторов убило паровики во второй четверти XX-го века.
07. Этот локомобиль построен английской компанией Ruston, Proctor & Co LTD.
Такая компания существовала в городе Lincoln.
Название Ruston, Proctor & Co LTD у неё было между двумя реорганизациями с 1857 по 1918 годы.
Точная датировка производства этой машины мне не далась.
На основе косвенных данных, она выпущена в начале XX-го века, примерно в 1911 году.
08. Над котлом размещена паровая машина с органами управления.
09. Загадочное устройство, похожее на точку отбора пара из котла.
10. Водомерное стекло.
Судя по надписи "Водяная лiния", исполненной в дореволюционном стиле, можно обоснованно предположить, что этому агрегату более ста лет.
11. Автоматический регулятор оборотов.
Два увесистых шарика на рычагах, вращались синхронно с валом маховика.
При низких оборотах шарики висели вниз, а при высоких - поднимались центробежной силой.
При этом рычаги шариков поворачивались в шарнире и давили на клапан, сбрасывающий давление в магистрали.
Сброс давления уменьшал обороты, шарики опускались, клапан закрывался, давление в магистрали опять росло, машина снова разгонялась.
При правильной настройке регулятора оборотов, через несколько таких циклов обороты машины стабилизировались на заданной величине.
12. Манометр и рукоятка управления машиной.
13. Судя по КГС/СМ2 - манометр более позднего советского производства.
В Англии до сих пор применяется имперская система в фунтах на квадратный дюйм.
То есть, машина явно использовалась очень долго.
А с учётом того, что приборы с русскоязычными надписями в Латвии появились только после Великой Отечественной, можно подозревать, что этот локомобиль работал по назначению и в середине XX-го века.
14. Передняя ось поворотная.
Чтобы её не вывернули при резком рывке, ось поворота в нижней части имеет тяговое соединение с топкой.
15. На ступицах передних колёс надпись Ruston - Lincoln - England.
16. А на задних: Ruston, Proctor & Co LTD - Lincoln.
17. Локомобиль стоит перед проходной молочнотоварной фермы Saldus Druva SIA
Возможно, что он работал в колхозе-предшественнике этой компании.
Координаты:
56°41'34.02"С
22°26'48.58"В