Детство как культурный феномен

May 15, 2015 13:07

Детство - довольно молодое изобретение. В традиционном обществе ребенок, который может ходить - уже маленький, хиленький взрослый. И уже начинает включаться в трудовую деятельность и учиться ей.В 19-20 веках возник социальный феномен детства, как чистого и идеального времени. Которое пестовалось и в общем-то допестовалось до того, что в современном ( Read more... )

Психология, Размышления

Leave a comment

Comments 28

stigies May 15 2015, 10:12:40 UTC
Детство - совершенно необходимая часть взросления. Оно необходимо для формирования психики ребёнка. Существуют определённые этапы, которые проходит ребёнок, и если их скипать, ничего хорошего не выйдет. Рекомендую на эту тему книжку Петрановской "Тайная опора".

Тяга к подвигам, разумеется, связана с желанием повзрослеть. Она возникает у подростков и связана с необходимостью этапа инициации. Собственно, возраст становления взрослым - 14-16 лет. В нашем обществе многое не позволяет становиться полноценным взрослым уже в этом возрасте (экономика; сложность работы, требующая обучения), отсюда и возникают многие проблемы т. н. "переходного возраста". Об этом, кстати, у Петрановской тоже есть.

Reply

iniss May 15 2015, 16:45:10 UTC
Присоединюсь к совету про Петрановскую, она действительно очень стоящая.

Reply

muravlyansky May 16 2015, 05:00:07 UTC
Скажи, а у Петрановской или у тебя по ее прочтениию есть ответ про критерии по которым можно понять, что человек прошел эту необходимую часть взрослегия?
И описана ли ей возможность не скипать, а ускорить прохождение этара? Например, за счет сознательной проработки кких-то аспектов, вместо пускания на самотек?

Reply

iniss May 16 2015, 06:50:16 UTC
Я у Петрановской больше пока читала про совсем детский возраст и статьи в ЖЖ, на сайте, там инициации в современном обществе упоминаются, но подробно я этот аспект ещё не изучала ( ... )

Reply


hitman_roland May 15 2015, 11:32:49 UTC
пойдем от противного?
врослый-- тот кто несет ответственность за свои поступки.
исходя из этого кто то взрослый уже в 16, ктото к 30 еще очень не очень...
атяга к подвигом-- следсвие подслабого инстинката самосахранения, мне кажется. Отсутствия страха, которого у детей нет.

Reply

muravlyansky May 16 2015, 05:05:38 UTC
А почему от противного? Я согласен, что ответственность - один из кртериев взрослости. Но мне не очевидно, что для наработки ответсвености нужен период, где эта ответсвенность человеком не несется. Само собой когда человек уже осознает причино-следственные связи и может как-то прогнозировать последствия.

Про подвиги - если бы это было свойство только отсутствия самосохранения, то тяга к подвигам была бы постоянна, а мне субъективно кажется, что она нарастает до определенного пика в 14-25 лет. Когда человек уже часто имеет нормальное осознание конечности своего бытия.

Reply


firrior May 15 2015, 11:40:07 UTC
Каждый человек рождается инфантильным, эгоцентричным и т. п.

Твой "феномен" детства - это фокус, который позволяет взрослому человеку не тошнить от эгоцентричности ребёнка, а умиляться на неё.

Reply

muravlyansky May 16 2015, 05:07:39 UTC
Хорошее определение.
В частности показывпет откуда тяга "продлять детство" - чтобы можно было подольше поумиляться.

Reply


donnanna May 15 2015, 12:26:52 UTC
человеческая психика формируется в несколько этапов это физиологически обусловлено. с техническим прогрессом количество информации которую надо усвоить растёт а значит этапы становления личности удлиняются.
это просто факт.
игнорирование его вредно для формирования психики ребёнка и для общества в котором он будет жить в последствии.

Reply

muravlyansky May 16 2015, 05:14:01 UTC
А почему от роста информации этапы формирования личности удлиняются, а не новые появляются?
Опять же вопрос где граница детства. По моим ощущения на уровне психологических структур детстао кончается когда человек может прогнозировать последствия своих действий и осознает ответственность за эти последствия. Лестница странников (http://altruism.ru/sengine.cgi/13/41/22/1/5) относит это на период 12-15 лет.

Reply


arjushka May 15 2015, 13:57:06 UTC
Надо сказать, феномен детства и изучаться начинает именно в 20-х годах, по крайней мере, в России (параллельно с Макаренко) - это Виноградов, Выготский, Капица, например. И посыл там был как раз правильный: а у детей-то, оказывается, свои особенности мышления, и свои игры и фольклор и вообще они особенные, наверное, это все имеет значение для нормального формирования человека ( ... )

Reply

muravlyansky May 16 2015, 05:16:13 UTC
А есть общепризнанная теория детства по этапам формирования личности? Я встречал только Лестницу Странников http://altruism.ru/sengine.cgi/13/41/22/), но не знаю насколько эта теория общепризнана.

Reply

arjushka May 16 2015, 07:06:57 UTC
Общепризнанную сейчас не вспомню, скорее всего, надо смотреть у психологов либо у педагогов, но там в свои аспекты. Опять же этапы могут быть разными в зависимости от того, какую черту личности брать за основу сравнения этих этапов, от того, что конкретно меняется.
Про Лестницу Странников слышала только то, что несколько скомпрометированная теория, мне попадалась речь о ней вообще в контексте сектантских идей.

Reply

muravlyansky May 18 2015, 08:04:21 UTC
А что в ней именно сектантского? Или имеется ввиду, что идея и терминология какой-то сектой от психологии использовалась?

Reply


Leave a comment

Up