Детство как культурный феномен

May 15, 2015 13:07

Детство - довольно молодое изобретение. В традиционном обществе ребенок, который может ходить - уже маленький, хиленький взрослый. И уже начинает включаться в трудовую деятельность и учиться ей.В 19-20 веках возник социальный феномен детства, как чистого и идеального времени. Которое пестовалось и в общем-то допестовалось до того, что в современном ( Read more... )

Психология, Размышления

Leave a comment

arjushka May 15 2015, 13:57:06 UTC
Надо сказать, феномен детства и изучаться начинает именно в 20-х годах, по крайней мере, в России (параллельно с Макаренко) - это Виноградов, Выготский, Капица, например. И посыл там был как раз правильный: а у детей-то, оказывается, свои особенности мышления, и свои игры и фольклор и вообще они особенные, наверное, это все имеет значение для нормального формирования человека.
И да, имеет. На сегодня, чтоб человек вырос не травматиком, ему нужно нормальное детство, без излишней ответственности и забот. А взросление как раз ответственностью и определяется. Только ее количество должно расти постепенно.
Насчет подвига примерно так:
Вообще, думаю, речь не о подвиге идет, а об инициации: соверши что-то важное, чтоб доказать, что ты достаточно взрослый, чтобы быть полноправным членом общества данного. Что считается подвигом в обществе - дело десятое. И закончить школу с медалью, чтоб тебя считали крутым, или разбить окно вредней тетке, чтоб ребята во дворе уважали, или в древнем племени убить своего первого дикого зверя какого-нибудь и ночь просидеть в хижине в лесу - это все действия, мифологически имеющие одинаковое значение.

Офф: тут недавно в связи с рассказом подруги о ее защите кандидатской, возникла мысль, что на данный момент защита по большей части выполняет роль этой самой инициации, ритуал в чистом виде - совершенно не доказывает твою реальную компетенцию, но через всевозможные мучительства ты получаешь статус взрослого в академическом племени, потом даже здороваться начинают в коридоре. Мифология и почти никакой практической пользы.

Reply

muravlyansky May 16 2015, 05:16:13 UTC
А есть общепризнанная теория детства по этапам формирования личности? Я встречал только Лестницу Странников http://altruism.ru/sengine.cgi/13/41/22/), но не знаю насколько эта теория общепризнана.

Reply

arjushka May 16 2015, 07:06:57 UTC
Общепризнанную сейчас не вспомню, скорее всего, надо смотреть у психологов либо у педагогов, но там в свои аспекты. Опять же этапы могут быть разными в зависимости от того, какую черту личности брать за основу сравнения этих этапов, от того, что конкретно меняется.
Про Лестницу Странников слышала только то, что несколько скомпрометированная теория, мне попадалась речь о ней вообще в контексте сектантских идей.

Reply

muravlyansky May 18 2015, 08:04:21 UTC
А что в ней именно сектантского? Или имеется ввиду, что идея и терминология какой-то сектой от психологии использовалась?

Reply

stigies May 16 2015, 14:48:25 UTC
У той же Петрановской она прописана, а Петрановская опирается на другие труды (сейчас по именам не вспомню).

Reply

muravlyansky May 16 2015, 05:18:55 UTC
Про кандидатскую - как человек сошедший с дистанции по этой инициации, я вижу как вариант инициации -умтройство на первую работу. Когда ты перестаешь существовать в роли "ученик" и начинаешь существовать в роли "работник".

Reply

arjushka May 16 2015, 07:22:45 UTC
Это да, но в случае устройства на работу это объяснимо и с рациональной точки зрения: человек начинает самостоятельно зарабатывать, платить налоги, теряет студенческие преимущества - в определенной степени детские, ну там, билет в музей за полцены и т.д. (кто-то и в студенчестве работает, я в общих чертах беру) и, соответственно, получает статус взрослого в глазах общества в целом и своего окружения.
А в случае с кандидатской (я в гуманитарных науках рассматриваю, не знаю, как в других) ты получаешь статус полноценного члена в определенной степени замкнутого общества - даже не вообще академического в целом, а его части. Ну аспирант же вечно на побегушках и вообще недочеловек, всем кругом должен - это шпыняние и куча неоплачиваемой работы для тех, кто готовится пройти инициацию, совершенно четко описано фольклористами, ну в варианте племен первобытных, конечно. А также совершенное отсутствие действительно практической пользы какой-то от этого: тратится куча нервов и денег, а какие-то материальные выгоды взамен вряд ли будут, зарплата даже доктора наук на данный момент не покроет затрат на защиту. Но после защиты совершенно точно присваивается статус взрослого, моей подруге, например, сказали: ну вот, защитилась, теперь можно и в декрет идти. Напоминает возможность жениться и заводить детей у прошедшего инициацию члена первобытного племени, не так ли?
И более того, если ты покидаешь это "академическое племя", ты теряешь и уважение - вне этого круга не так ценится кандидатский статус - и даже эти крошечные материальные плюшки, никто за кандидатство доплачивать не будет.
Сорри за флуд, расписалась тут.
Статью бы в какой научный журнал замутить, да сожрут)))

Reply

muravlyansky May 18 2015, 08:09:11 UTC
В России и в естественных науках кандидатская это символ, а не инструмент. Причем в некоторых местах и еще откровенно переоцененный теми, кто выдает. Так я ушел из ИЯФа, когда понял что защититься раньше 35 мне не светит. Причем не потому что я ленивый/тупой (это было бы еще стимулом), а потому что "Тут так принято".
За комментарии не извиняйся - мне приятно тебя читать. А статью можно в иностранный журнал написать.

Reply


Leave a comment

Up