Детство как культурный феномен

May 15, 2015 13:07

Детство - довольно молодое изобретение. В традиционном обществе ребенок, который может ходить - уже маленький, хиленький взрослый. И уже начинает включаться в трудовую деятельность и учиться ей.В 19-20 веках возник социальный феномен детства, как чистого и идеального времени. Которое пестовалось и в общем-то допестовалось до того, что в современном ( Read more... )

Психология, Размышления

Leave a comment

iniss May 16 2015, 06:50:16 UTC
Я у Петрановской больше пока читала про совсем детский возраст и статьи в ЖЖ, на сайте, там инициации в современном обществе упоминаются, но подробно я этот аспект ещё не изучала.
Могу тебе вот такую цитату подкинуть: "В наши дни обряда инициации нет. Никто не может толком сказать, когда ребенок превращается во взрослого. Это породило немало проблем, прежде всего - пресловутый «переходный возраст». Во многом его трудности связаны именно с неопределенным, двойственным положением подростков и юношей в современном мире. От них ждут взрослой сознательности, но контролируют, как детей; упрекают в несамостоятельности, при этом постоянно подчеркивая их зависимость. Каждый решает вопрос о том, взрослый ли перед ним человек, по-разному, исходя из своих соображений. И никто толком не знает, как он может свою взрослость доказать. Все это очень трудно и нервно и для самих подростков, и для всех окружающих. Тяжело жить без инициации!"
Прямого ответа нет у неё, я так понимаю.

Если от себя, то сознательная проработка совсем в детстве-это сказки, там везде эти инициации вписаны.
Передача ответственности ребёнку, начиная с самых простых моментов - не проверять, как там собран портфель, есть ли ручки, телефон, деньги на завтрак.
Для дочери (8 лет) однозначно разрешение гулять одной во дворе стало своеобразной инициацией.

Пускать на самотёк, мне кажется, нельзя прежде всего себя ;), в смысле, постоянно отслеживать все эти штучки по удержанию ребёнка рядом, желанию его контролировать, подольше задержать в таком удобном для большинства родителей "детстве", свой страх перед отпускание это в этот "страшный мир".
Ускорять искусственно мне видится не очень хорошей идеей, дети чувствуют фальшь, а вот создавать возможности для прохождения инициации - да, но настоящие возможности.
Мы недавно в Сочи отдыхали, соседями была пара с парнишкой 11 лет. А жили мы в частной гостинице у Рашида, он как раз пристраивал ещё одни этаж. Соседи уже приезжали не первый раз, и с Рашидом подружились, и как -то раз мама мальчика спросила, сколько часов проводит средний сын Рашида за компом, когда ложиться спать, сколько времени занимают уроки. Рашид недоумённо посмотрел на неё и ответил, что понятия не имеет. Конечно, не имеет, так как 11-ти летний Тимур с утра до обеда возит тачки с раствором на строящийся третий этаж, потом занимается огородом, потом опять помогает строить, и отцу даже в голову не приходит после того, как он работает на ровне со взрослыми, ещё и его свободное время контролировать. Никто ему никаких инициаций специально не выдумывал, он реально знает, что если отцу не помочь, то семья будет без денег.
Часто сталкиваюсь с жалобами мам мальчиков начиная лет с 6-7 - целый день за компом. Спрашиваешь - а что предлагаете вместо? И в ответ тишина...

Reply


Leave a comment

Up