Просмотренное: всё больше попсишка

Dec 16, 2015 01:01

Shalako   (1968, Эдвард Дмитрык)

Оный DVD мне случайно попался на развале, и купил я его ради Б.Б., конечно. Знал прекрасно, что фильм отстой, но не думал всё же, что он настолько плох (тупые диалоги и невозможная актерская игра Бардо). Конечно, в этом есть и много забавного.

Фильм как-то старомоден даже для 1968 г.: например, на вступительных титрах идет песня, рассказывающая фабулу. Подозреваю, что снят он был в одном из вариантов 3D 60-х, потому что все эти пейзажи Дикого Запада - горы и пустыни - неестественно разворачиваются за спиной героев, когда те движутся, и собираются в гармошку.

Самая интересная сцена в фильме - когда индейцы убивают героиню Онор Блэкмен (которая Пусси Галор в "Джеймсе Бонде", а еще она Генсбура перепевала); сцену, говорят, вырезают при показе фильма по ТВ (в Америке, как я понимаю).

Шаг с крыши   (1970, Радомир Василевский)

Не видел этого фильма, хотя эпизод с танцем в мушкетерские времена кажется смутно знакомым.

Слабоватое начало и первый "временной" эпизод, но начиная со второго (Франция времен мушкетеров) и особеннно в третьем (Гражданская война) становится интереснее.
Интересно изображение мушкетеров, увиденных советским человеком за десяток лет до фильма Юнгвальд-Хилькевича: стилистика, в принципе, та же.

Герои почему-то временами разговаривают пятистопным ямбом, но именно что временами.

Мальчик - главный герой середнячковый, а вот девочка, которая играет несколько ролей, весьма хороша. Причем я был уверен, что это какая-то уже снимавшаяся к тому времени актриса, сделавшая потом карьеру в кино, но нет, она практически нигде не снималась, а сейчас обретается где-то в Торонто с театральными чтениями.

Отдельные актеры очень хороши во всех эпизодах. В гражданской войне просто великолепен Борислав Брондуков (до этого фильма это было для меня знакомое с детства фонетическое сочетание, а теперь вот знаю, как он выглядит).

Я долго не мог понять, почему столь олдскульную барыню притесняют белые, а не красные. Сначала я подумал, что то какие-то плохие красные, но, конечно, так быть не могло. Ага, это правда белые, а в застенок ее бросили потому, что она по доброте душевной укрыла раненых чапаевцев.

В картине удивительно много секса для детского фильма (советского! 1970 года!), начиная с этого ewig Weibliche в лице одноклассницы, которое постоянно мелькает перед главным героем, а он не желает им пользоваться (а в сцене с мушкетерами дело даже доходит до женитьбы, и тут-то герой понимает, что пора валить из этой эпохи), и заканчивая шлепанием служанки по попке и трепаниям сисек одноклассницы в самом конце. И, конечно, когда белогвардеец пристает к барыне, там вполне очевидно, о чем идет речь: вовсе не о перстне у нее на руке. Ну, и без трагического в этом почти комедийном детском фильме не обходится: отдельные персонажи гибнут; сюда же можно отнести сцену, когда уборщица в больнице узнает папаху убитого мужа.

Withnail & I   (1987, Брюс Робинсон)

Давно мечтал посмотреть сей культовый (в строгом смысле слова) фильм, и тут пришла мысль поискать в контакте, где он без труда нашелся.

Джордж Харрисон в качестве executive producer (в фильме звучит While My Guitar Gently Weeps); Ричард Старки, MBE, тоже мелькает в титрах. Уитнейл похож на Боба Гелдофа или Ника Кейва, главный герой на одного моего знакомого актера по имени Сириль.

Очень крутой актер играет Монти, а снял это всё чувак, который играет Бенвольо у Дзеффирелли, и как пишут на imdb, история попыток его соблазенения этим режиссером и легла в основу отношений Монти и главного героя в фильме.

The Actors (2003, Конор МакФерсон)

Снова британский фильм про актеров, слегка похожий на предыдущий - в некоторой степени это, конечно, осознанный оммаж, также с шекспировскими цитатами. Юмор и сюжет здесь, впрочем, попроще, но кино всё равно милое.

В главной роли Дилан Моран, чувак с очень британской физиономией, который казался мне очень знакомым. Оказалось, что это комик, игравший в тупейшем сериале Black Books, из которого можно с некоторым удовольствием посмотреть первую серию, но дальше как-то совсем не идет. В данном случае он как раз весьма неплох.

The Fifth Element   (1995, Люк Бессон)

Нормальное развлекалово. Сюжет никакой, зато интересный и запоминающийся декор города будущего со всеми этими летающими тачками и китайским рестораном-корабликом. Хороший Гэри Олдмен с волооким слоником. Начало совсем плохое, но дальше становится получше, и сцена с оперной певицой даже трогательна.

The Omen   (1976, Ричард Доннер)

Фильм оказался лучше, чем я ожидал, но всё, конечно, очень предсказуемо, да и Грегори Пек хоть и красивый мужчина, но эктинг его остался где-то в 40-х - 50-х. У Хичкока он смотрелся бы хорошо, а вот здесь как-то не дотягивает. Хороши женские персонажи: служительница Дьявола и жена посла, эдакая идеальная степфордская жена, которая никак не может признать, что с ее ребенком что-то может быть не в порядке.

Конечно, очень похоже на Rosemary's Baby, но похуже снято. Самое интересное в фильме - это скорее политика и роль Израиля, проходящая как сквозь пришествие антихриста, так и сквозь фигуру археолога, который снабжает Гр. Пека свертком с кинжальчиками. Да и если взять шире - политический контекст вообще интересный: получается, что американский посол приехал в Британию, никаких реальных контактов с британцами у него, по всей видимости нет, да и застрелили его (и это несмотря на дипнеприкосновенность!) британские полицейские, обычно не вооруженные.

The Exorcist   (1973, Уильям Фридкин)

На ту же тему неожиданно очень сильный и глубокий фильм. Действие развивается очень медленно, но тут уж можно простить: такая стилистика. По сути, это совершенно артхаусный фильм, так что спецэффекты в нем смотрятся почти лишними. Кстати, самые страшные сцены связаны с медицинскими процедурами, и там как раз нет никаких сверхъественных явлений.

В главной женской роли актриса, которая играла Элис у Скорсезе (узнал из imdb, ибо памяти на лица не имею никакой). Очень крутой актер в роли священника-психоаналитика (снимавшийся потом в какой-то туфте), крутой фон Сюдов. Мелькает актер, игравший профессора - борца с вампирами в паре с Полански (он умер в год выхода фильма довольно нестарым). В общем, все актеры очень хороши, и оператор тоже красавчик.

Интересен конфликт эффективности психоанализа и веры-религии-церковного института. К психоанализу, правда, в итоге не прибегают, но традиционная медицина уже оказывается бессильной. Кстати, оба священника, совершающие обряд изгнания бесов, еще и ученые: старший археолог, младший психоаналитик. Кстати, Дэмиан и сам прибегает к физической активности (бокс, бег), а не к каким-нибудь медитациям, чтобы бороться с душевной болью после смерти матери.

Другой конфликт, который, конечно более условен: первые слова в фильме - "Аллах акбар", а заканчивается он победой христианского ритуала над бесом, идол которого находился в Ираке.

Ктсати, обращение и к психоанализу, и к экзорцизму предваряют собственные игры девочки с вымышленным другом captain Howdy - и даже Дэмиан, впервые придя к девочке, спрашивает, разговаривает ли он именно с ним. То есть бессознательное связано и с душевным миром ребенка, а не только с конструктами взрослых.

Главная героиня картины, пожалуй, - это мама девочки, актриса. Кстати, снимается она в каком-то фильме про студенческие протесты (в контексте войны во Вьетнаме?)

Греческая мать Дэмиана - интересная деталь, но из его бэкграунда ничего особо не вытекает. Не очень понятно, зачем этот ход: призван ли он усилить чувство сыновнего долга перед родительницей, потому что, например, будучи иммигранткой, она шла на жертвы, чтобы он получил образование? И еще: мама-гречанка - православная? Дома у них несколько распятий, но судить трудно. Кстати, когда в подземке нищий просит подаяния у Дэмиана, он говорит "Я католик", и лицо священника искажает гримаса. Не совсем понятно, что это значит.

И третья мама (условная) - старая женщина в Ираке, под повозку которой едва не попадает Макс фон Сюдов.

В лингафонном кабинете призывы учить шведский и надпись на кириллице; то ли на ломаном русском, то ли на украинском.

Неспроста коротенькая юбочка у теннисистки, когда герои проходят мимо корта, - явная параллель с одержимой 12-летней девочкой и вторжением в нее сексуальной силы.

Экспозиция с раскопками в Ираке вроде бы не очень и нужна; ее медлительность и экзотичность напоминает The Sheltering Sky Бертолуччи. Зато теперь понятно, откуда растут ноги у "Пятого элемента" и кучи фильмов про любую необъяснимую хрень.

Тривиа: Tubular Bells Майка Олдфилда были уже тогда. Я не думал, что это такой старый альбом.

Scott Pilgrm vs the World   (2010, Эдгар Райт)

Поначалу не цепляло, и однообразных спецэффетов чересчур много, но в итоге я втянулся и могу сказать, что в своем жанре это очень хороший фильм. Особенно понравилась рыжая ударница. Вообще, в этом подростковом кино полно "взрослых" музыкальных отсылок: образ этой девушки отсылает к ударнице из Velvet Underground; есть персонаж Young Neil; Рамона - отсылка к The Ramones и т.п. Вообще, довольно легко вчитывать философские смыслы.

Продюсер Гидеон здорово похож на Андрея Малахова.

Back to the Future и Back to the Future Part II   (1985 и 1989, Роберт Земекис)

Тут в октябре все стали вспоминать эту серию фильмов, вот я и заинтересовался; посмотрел две части, третью в Интернете не нашел.

Первая часть - так себе детское кино. Очень бесит главный герой.

Интересная тема влюбленности матери в сына (которого она не воспримает как такового): конечно, хочется интерпретировать эти отношения в свете Эдипова комплекса (хотя сын как раз, в отличие от Эдипа из мифа, осведомлен о том, что девушка - его мама).

Тема 50-х симпатична, и всё это немного напоминает American Graffiti Спилберга (продюсера фильма).

Вторая часть, как я слышал, должна быть покруче первой, но что-то незаметно. Марти МакФлай, имевший уже в первом фильме круглое хлебало, во втором еще сильнее обрюзг и выглядит совсем middle-aged (а ведь там всё происходит в те же дни). Его вдувабельную подружку Дженнифер заменили на другую актрису, которая и как актриса не блещет. Правда, про нее в фильме вообще быстро забывают. Криспин Главер в роли папаши тоже исчез.

Самый драматичный момент - возвращение в альтернативное прошлое и Бифф, ставший магнатом. Его особняк и мафия, за ним следующая, напоминают Элвиса, а мама Марти копирует образ Анн Маргрет из Carnal Knowledge и Tommy.

Тривиа: в газете упоминается назначение Хрущева на пост генсека. Мелочь, а про нас.

The Trouble with Harry   (1955, Альфред Хичкок)

Наикрутейший фильм. Думаю, лучший виденный в этом году и лучший у Хичкока. Неожиданно черная комедия, по-настоящему смешная, напоминающая братьев Коэнов, а саспенс немного ненастоящий: помощник шерифа появляется пару раз и, как бы герои ни волновались при его появлении, серьезной угрозы не представляет.

С большой долей уверенности можно предположить, что этот фильм не показывали в СССР, а ведь кино на самом деле о том, что жизнь человеческая в Америке не стоит и ломаного цента. Между прочим, главный герой делает преложение женщине в день знакомства, и его не волнует, что смерть (насильственную!) своего мужа она принимает легко, если не сказать с откровенным облегчением, а может, даже и к ней причастна.

Очень хорошие актеры. Так вот она какая, Ширли Маклейн, с которой Хрущев тусовался. (Ее первая роль в кино, ей 20 лет). Очень даже ничего, уж на что я терпеть не могу короткую стрижку у женщин. Мужской lead, Джон Форсайт, также был мне совсем не известен. Героя зовут, что характерно, Марлоу (чендлеровская такая фамилия; пародия на нуары?)

У мальчика очень футуристичный игрушечный автомат, а у помощника шерифа какая-то совсем винтажная машина. Дверь в чулан, по непонятным причинам дважды открывающаяся сама по себе, - это, видимо, такой red herring.

The Golden Compass   (2008, Крис Вайц)

Под пиво - то есть, пардон, под карамельку - посмотреть можно, но есть две вещи, которые ни в какие ворота.

Во-первых, все эти животные-аватары, околачивающиеся и парящие вокруг своих человеков-хозяев (and her soul walked beside her, как поет на заключительных титрах Кейт Буш). Ну нелепо же. И когда они проходят в двери, то всегда ожидаешь, что вот дверь сейчас захлопнется, и не успеет этот упитанный барс, который призван, видимо, подчеркивать доминантность Дэниэла Крейга, за ним последовать. Сцена, где ребятня бежит гурьбой, и все эти птички, хорьки и прочая хрень за ними вьются, тоже смотрится странновато.

Второй момент: почему все взрослые говорят то ли на RP, то ли на внятном усредненном варианте английского, а дети натурально на кокни? Они же из одной социальной среды, а девочка вообще вхожа в высшие круги (кстати, неизвестно, почему ей из все детей такая честь).

CGI-медвед играет получше некоторых актеров (вон Сэм Эллиот - опять ковбой), а Николь Кидман вызывает неоднозначные чувства, как, впрочем, и задумано. В этом тревожащем эффекте что-то есть от порнушных медсестер.

Почему все плохие парни говорят по-русски с non-native акцентом и одеты при этом как мадьяры? Почему их мочат где-то в Антарктике какие-то египятне не то цыгане (что еще за gyptians?) при участии финской ведьмы Серафины Пеккалы? Что блять курил этот ваш Филип Пуллман?

Для детских фильмов открытость в сторону следующей части - вещь нормальная, но тут что-то совсем много нитей никуда не ведут; и если что-то такое было в "Хоббите", которого я видел только первую часть, то в данном случае похоже, что продолжения никогда не будет.

A Single Man   (2009, Том Форд)

Крис Вайц здесь в роли продюсера, а режиссер гей (что в данном случае неудивительно, конечно). Добротная мелодрама, неожиданно по Ишервуду, хотя если бы не увидел в титрах, ни за что бы не подумал (ну разве что герой хочет стреляться, вставив револьвер в рот). Я и раньше путал, и сейчас по-прежнему путаю названия этого фильма и A Serious Man, вышедшего приблизительно о ту же пору: там тоже главный герой препод в колледже.

Героиня по имени Чарли слушает Бодлера в исполнении Генсбура и вообще, кажется, любит передовой французский поп. Много разговоров о Хаксли, а возлюбленный главного героя читает Breakfast at Tiffany’s. Подозреваю, тоже добавлено для исторического колорита, а не взято у Ишервуда.

Довольно эклектична на фоне фильма врезка с кадром, показывающим семью в бомбоубежище - как-то это выбивается из стилистики фильма, и вообще такое только раз.

Непонятно, почему все женщины так хотят главного героя (ср. сцену на кампусе): он же даже не так чтобы богат. Какой-то совершенно немотивированный интерес.

Можно представить себе, в каком скандале окажется замешан поутру парень, который переночевал у профессора.

Mars Attacks!  (1996, Тим Бертон)

Бертон, в той мере, в которой я себе его представляю, всегда казался буэээ, но тут даже понравилось. Главная претензия к фильму - много абсолютно лишних персонажей, и вообще их слишком много. И опять низачем не нужный парень из Back to the Future, а то я соскучился по его физии.

Spaceballs   (1987, Мел Брукс)

Никогда раньше не видел фильмов Мела Брукса, но любое издевательство над таким УГ, как "Звездные войны", мне по нраву. Такой постмодернизм, очень meta. Много еврейских шуточек и хорошая принцесса, а в конце еще приплели "Чужого" и "Планету обезьян". Вообще, удивительно, что весь этот капустник обладает таким солидным бюджетом!

У злодея очень фаллический шлем (это еще заметнее на примере его куклы, которой он же сам и играет), а битва на световых мечах вообще обыграна как меряние пиписьками.

Pulp Fiction   (1994, Квентин Тарантино)

Посмотрел в связи с популярностью гиф-мема confused Travolta. Теперь знаю, где он и что он ищет. Неплохо снято, хотя вообще никако не жалую Тарантино.

В качестве эпиграфа представлена статья pulp из American Heritage Dictionary. По всей видимости, фильммейкеры напутали: в этом односложном слове стоит знак ударения (зачем?), а гласный обозначен как шва. Я проверил: в моем издании этого словаря знака ударения, естественно, нет, а гласный обозначен как u с бревисом.

Тривиа: уже тогда были мобильники.

james bond, polanski, shakespeare, baudelaire, кино, hitchcock, coen bros, gainsbourg, the beatles, brigitte bardot

Previous post Next post
Up