Carnal Knowledge (Майк Николс, 1971).
Умный фильм, заставивший меня задуматься о своем, мужском - но с другой стороны, чего анализировать то, что анализу не подлежит? Тема ballbusters раскрыта.
То, что в основе фильма не сценарий, а пьеса, - очень заметно, но не раздражает. Напротив, благодаря этому диалоги приобрели афористический лаконизм.
Самый ранний фильм с Николсоном, который я смотрел, - и единственный с Гарфункелем.
No Country For Old Men (братья Коэны, 2007).
Страшный фильм, заканчивающийся в тот момент, когда зритель ждет развязки. Но развязки нет, и это правильно и правдиво. Тот редкий случай, когда остросюжетное кино, да еще и с зашкаливающим количеством насилия, оказывается хорошим.
Привет Йейтсу. Кстати, французский вариант названия переведен эквиритмично, а по-русски фильм вроде без затей называется "Старикам тут не место".
Psycho (Альфред Хитчкок, 1960).
Фильм оправдывает свою репутацию (да, я раньше его не видел!) и действительно держит в напряжении, используя довольно минималистские средства нагнетания ужаса, без фигни (а еще обманывает ожидания зрителя гибелью главной героини на середине фильма.) А вот игра Энтони Перкинса меня не так чтобы впечатлила - а ведь этот парень сиквелами Psycho чуть не всю жизнь кормился.
Les Bijoutiers du clair de lune (Роже Вадим, 1958).
В основе фильма лежит вековечный стереотип Испании как страны страсти и адюльтера par excellence. Фильм не Бог весть что, да и Вадим - по большому счету откровенно коммерческий режиссер, но смотреть интересно, и не только ради ББ, на которую почти всегда приятно смотреть. В согласии со своими посткинематографическими интересами ББ холит в фильме ослика и поросенка. Трогательно.
Henry & June (Филип Кауфман, 1990).
Об этом фильме я услышал, наверное, раньше, чем прочитал Генри Миллера, но посмотрел его только сейчас (натыкался на DVD с ним столько раз, что сдался и купил).
Филип Кауфман представляет легенду о Генри Миллере приблизительно так же, как Оливер Стоун легенду о Джиме Моррисоне: ГМ - дитя природы, он не умеет кушать суфле, не стесняется отлить при дамах, ищет, у кого бы занять деньги и кому бы присунуть. (В скобках замечу, что в фильме Жоанна Сфара о Генсбуре имеет место упрощение противоположное - герой представлен как утонченный тип, переживающий одну душевную драму за другой.)
Фильм сделан по дневникам Анаис Нин, и фокус неизбежно на ней, но кого на самом деле волнует, что думала Нин? Не Миллер не понимал свою жену Джун и женщин вообще, как нам это впаривают их устами на протяжении фильма, а они не понимали его.
Кстати, это первый фильм с Юмой Терман, который я посмотрел - и вероятно, последний: за последние двадцать лет она снималась исключительно в каком-то треше.
L’aventure, c’est l’aventure (Клод Лелуш, 1972).
Ни большая любовь к Брелю, ни желание поглядеть на его спутницу Мадли Бами или хоть на Лино Вентуру не способны пересилить два часа этой мути. Никакого подобия актерского ансамбля нет, каждый из пяти главных персонажей играет что-то для себя.
Всё, что есть хорошего в этом фильме, - так это музыка Франсиса Ле и эпизод, где Брель утрирует свой акцент, чтобы подкосить под бельгийца. И этот фильм приобрел статус культового (как говорит нам Лелуш в интервью на бонусах диска)!
Кстати, как и в предыдущем фильме, здесь играет Буньюэль-младший.
Brazil (Терри Гилиам, 1985).
Из Гилиама я видел только чепуховый "Воображариум", и "Бразилия" меня приятно удивила. Конечно, фильм немного затянут, и местами действие провисает; очевидно и то, что какой-нибудь Кубрик создал бы на этом материале блестящую картину, чего Гилиаму не дано.
В создании сценария принимал участие Том Стоппард; впрочем, непонятно, каков его вклад в это дело: в документальном фильме о съемках он говорит только, что у них с Гилиамом не совпадали точки зрения, и что в конце концов, он сам не знает, в какой мере он, Стоппард, в этом участвовал.
Самое потрясающее в фильме - пожалуй, не спецэффекты с полетами и битвами, а трубопроводы: пластиковые трубы и клапаны, своеобразные артерии зданий, шевелящиеся и сокращающиеся, как внутренности во вскрытой грудине великана.
Кстати, я бы сказал, что картина не столько про тоталитаризм, как любят писать в Интернетах, а о том, как страшно сидеть в офисе. Между прочим, со всем своим ретрофутуризмом и декорациями в стиле "Метрополиса", Гилиам предугадывает такие вещи, как интерактивное меню в ресторане и сверхплоские экраны компьютеров, на которых клерки в рабочее время смотрят фильмы.