Осеннее просмотренное

Nov 18, 2013 22:19

Les Emotifs Anonymes  (2010, Жан-Пьер Америс)

DVD, принесенный возлюбленной, лежал у меня ровно год, прежде чем я собрался его посмотреть. В числе прочих факторов меня отпугивала обложка: я думал, что это что-то совсем слащаво-попсовое. В итоге фильм довольно приятный, хотя он из тех постмодернистских опусов, которые опираются на предыдущие образцы, вместо того, что самим создать что-то выдающееся (главный пример такого рода кино - Le fabuleux destin d’Amélie Poulain). В данном случае в фильме смешаны традиции французского cinéma populaire и американских мелодрам.

Часть сцен снималась в Университетском городке в те самые дни, когда я во второй раз приехал в Париж (ноябрь 2009).

Семь невест ефрейтора Збруева  (1970, Виталий Мельников)

Этот фильм был мне знаком и раньше, хотя полностью я его не видел. Помнились в основном сцены с деревенской невестой Збруева, Валей: там, кстати, много тонкой эротики, неожиданно для советского фильма.
Хороший фильм, опять же тонкий, и в неочевидном жанре драматической комедии.

Мне лично больше всего нравится вторая невеста (т.е. первая девушка, с которой Збруев реально встречается) - зачем он вообще от нее сбежал, только успев растормошить?

Etudes sur Paris  (1928, Андре Соваж)

Андре Соваж - достаточно маргинальный режиссер, рано ушедший из кино и с горя занявшийся фермерством. А произошло это потому, что в начале 30-х он участвовал в автопробеге Андре Ситроэна по Азии в качестве сопровождающего документалиста, но получившийся в итоге фильм оказался заострен на жизни местного населения, а не на тачках Ситроэна. Словом, кино вышло слишком художественное для заказа, так что пришлось его перекраивать, имя Соважа оттуда убрали, ну и т.п.

"Этюды о Париже" - фильм, реставрированный еще в начале 90-х, но на DVD вышедший только сейчас. Релиз предлагает два саундтрека на выбор: какая-то ультрасовременная электроника (безумно депрессивно!) и классические импровизации от небольшого оркестра (то, что надо).

Фильм очень объективный, без всяких финтифлюшек, и интересен в основном с исторической точки зрения: посмотреть, как жили люди 85 лет назад. Там опять же показан Университетский городок (только павильон Дейч де ла Мерт, построенный первым из всех домов) и мой родной дом на бассейне Ла Виллет, который много лет спустя тоже отошел к Университетскому городку.

The Sheltering Sky  (1990, Бернардо Бертолуччи)

Хороший и мощный фильм, но рассчитанный на очень терпеливого и физически выносливого зрителя. Казалось, логическим концом картины должна была служить смерть промучавшегося столько времени Порта (Джон Малкович), ан нет, после этого фильм продолжается еще около часа и превращается в этнографическую эпопею: нам показывают пески, караваны, мы слышим бедуинскую речь и не понимаем уже, что происходит. Надо думать, Бертолуччи задумал это всё как катартический опыт, через который должен быть пропущен зритель, чтобы проникнуться мытарствами главной героини. Сурово.

Фильм снят по роману Пола Боулза, вышедшему в 1949 г. Сам Боулз играет в фильме нарратора. К слову, я до этого не слышал ни об этом авторе, ни о романе, ни о фильме Бертолуччи. Смотрел его в Синематеке, и там была довольно плохого качества копия (при том что фильм не так чтоб очень старый).

Любопытно, что параллельно к трио главных героев - американцев представлены англичане: мама и слабовольный придурковатый сынок. У них утрированно английский акцент, выделяющийся на фоне "нормального" американского. Это при том, что фильм совместного производства Великобритании в том числе.

В начале и в конце звучит Je chante Шарля Трене: это некоторый мислидинг, заставивший меня в начале подумать, что дело происходит до войны. Но дальше из диалогов становится понятно, что после, просто пластинка старая.

A Perfect World   (1993, Клинт Иствуд)

В первый раз вижу фильм Клинта Иствуда, в первый раз вижу актера по имени Кевин Костнер. Неожиданно вполне добротный фильм, хотя в нем много лишнего и операторская работа довольно неумелая.

Главная претензия - наличие абсолютно ненужного женского персонажа. Кошмарная актриса, умеющая только гримасничать и говорить усталым голосом, изображает никак не обусловленную сюжетом героиню (если не считать того, что она сообщает пару сведений из биографии Бутча и в самом конце сочувствует шерифу (Клинту Иствуду). Ради этого стоило вводить лишнюю героиню, которой уделяется столько времени?
Далее: почему с такой настойчивостью нам показывается ее задница? Чаще всего в кадре она стоит, склонившись над каким-нибудь предметом.

Несколько раз в фильме возникает Хеллоуин и колядование, между тем нам показывают лето летнее. Глобальная хронология точно так же условна: предполагается, что действие происходит при президенте Кеннеди, то есть в начале 60-х, при этом лишь несколько элементов указывают на то, что действие вообще происходит не в "наши дни" (то есть в начале 90-х).

Le genou de Claire  (1970, Эрик Ромер)

Явно не лучший фильм Ромера. Сначала смотреть его совсем тяжело: так хлещет по ушам румынский акцент одной из героинь и терзает взор ходульная игра практически всех актеров. Как никогда туго идут характерные ромеровские дискуссии на отвлеченные темы, актеры явно чувствуют себя не в своей тарелке. Бриали ходит в парике (?), а Беатрис Роман перемежает игру придыханиями. Беатрис Роман, как обычно, местами хорошенькая; то же можно сказать и об актрисе, которая сыграла Клер (хотя это весьма распространенный во Франции типаж). Интересно, кстати, что Ромер, от "Колена Клер" до "Осенней сказки", запечатлел почти что всю жизнь Роман. В первом она шестнадцатилетняя невинная девочка, в последнем пятидесятилетняя тетка, которой приходится напрягаться, чтобы найти мужика.

Самый юный Фабрис Лукини, которого я видел, играет, как обычно, немного дурачка.

Когда герои идут на танцы на 14 июля, на танцплощадке звучит Le Chemin de papa Джо Дассена (правда, не оригинальная фонограмма, а какой-то чел поет вживую).

L’arbre, le maire et la médiathèque  (1993, Эрик Ромер)

Обычный формализм Ромера: фильм имеет подзаголовок "ou les sept hasards". Действительно, картина разделена на семь "случайностей", начинающихся со слова "если"...

Создается впечатление нарушенного баланса между частями: например, безумно долго базарят Паскаль Греггори (который вообще убедителен в роли мэра) и Ариэль Донбаль (которая из фильма в фильм играет одно и то же и демонстрирует волосы а ля Барби). Интервью, которые берет у жителей деревни журналистка для репортажа, тоже занимают кучу времени и утомляют. То же скажу про монолог учителя в защиту дерева и луга.

Интересный, кстати, и неоднозначный персонаж Лукини: увлеченный человек или просто мудак?

Радуют песТни в конце. Из мелочей: у Ариэль Донбаль в руках томик из "библиотеки Плеяды", нередко появляющейся у Ромера (в "Коллекционерше" и пр.). Дочь мэра - странная болезненная девочка. Зато в самом начале, в кафе "Липп" красивая девушка-статистка на заднем плане.

Вот я и посмотрел, кажется, всего Ромера, изданного на DVD (более двадцати фильмов). Ныне желаю видеть его поздние фильмы начиная с конца 1990-х.

Il grande Silenzio  (1968, Серджо Корбуччи)

Неожиданно жесткий фильм: это надо, чтобы погибли не только все хорошие парни, но даже и относительно хорошие, и остались жить одни злодеи?

Ничего не знал о режиссере, но, оказывается, это он снял оригинал "Джанго" (которого я не видел).

Как всегда, страшный Клаус Кински, и впервые вижу нефранцузского Трентиньяна (наверное, если бы он говорил в фильме, это бы всё испортило). По поводу его молчания есть байка о том, что он якобы согласился сниматься у режиссера с сомнительной репутацией только при условии, что ни разу не откроет рот.

Музыка Морриконе, непременный атрибут вестерна, тоже радует.
Единственный недостаток - утомительное обилие общих планов со всадниками на снегу.

O Brother, Where Art Thou?  (2000, братья Коэны)

Не знал, что по "Одиссее". Интересно, если бы этой инфы не было в начальных титрах, дошел ли бы я до этого самостоятельно? (Ну, правда, говорящие имена типа Ulysses обеспечивают изрядную подсказку).

Клуни крутой - роль интереснее, чем две другие, которые я видел опять же у Коэнов (вероятно, Клуни снимался и у других режиссеров, но эта сторона его карьеры мне неизвестна). А двое остальных персонажей напоминают советских "джентльменов удачи" (кстати, присутствуют не только визуальное сходство типажей, но и похожие эпизоды). А то и гайдаевскую троицу.

Красивый эпизод с "сиренами" на реке.

Caro diario  (1993, Нанни Моретти)

Нанни Моретти - режиссер, о котором я впервые услышал совсем недавно, в 2010 году (это имя попалось мне в передовице Cahiers du Cinéma). Теперь вот посмотрел бокс-сет с 3 фильмами.

Я думал, что будет скучновато, но фильм очень классный. Приемы с импровизированными диалогами а ля документальный фильм, которые так раздражают у Ромера или Пьала, замечательно вписываются в картину, будучи сыграны профессиональными актерами (всего-то нужно не смешивать жанры!) Юмор а ля Вуди Аллен, так дебильно выглядящий у Вуди Аллена, здесь тоже совершенно органичен. Герои с интересом смотрят "Санта-Барбару".
Вообще, должно быть сложно сделать такой фильм в общем, из жизни и из гэгов, и чтобы получилось настоящее кино.

Много красивых планов: когда за спиной Моретти справа налево близко к берегу проходит корабль. Еще понравилась сцена, где взрослые звонят по телефону и на звонок отвечают дети.

Aprile   (1998, Нанни Моретти)

Тут то же самое, но что-то уже не так легко смотреть и начинает раздражать. Возможно, виновата сама тема фильма - режиссер разрывается между несколькими проектами, потому что рожает жена, и все проблемы, кроме сына, для него отступают на второй план, так что все эти кусочки всякой всячины смешиваются в одну кашу.

В начале гимн СССР. В конце интересная сцена, когда пришедший на день рождения Моретти друг отмеряет ему на рулетке отрезок, который ему остается, исходя из того, сколько всего лет он хочет прожить. И Моретти чешет репу.

La stanza del figlio  (2001, Нанни Моретти)

Тут уже серьезная тема, и есть даже маленькая постельная сцена. Вообще очень сильный фильм. Начинается с того, чем заканчивается "Дорогой дневник": Моретти пьет стакан воды в баре.

В фильме звучат стихи Лукреция и Реймонда Карвера, а в музыкальном магазине, куда заходит Моретти выбрать CD, единственный альбом, который я способен идентифицировать на стенде, - это L.A. Woman.

История с клапаном на баллоне для ныряния оказывается своего рода red herring; а уже было начинаешь верить, что что-то не так и парню подсунули дефективный баллон.

В общем, кто никогда не смотрел фильмов Моретти, знайте: это, видимо, самое лучшее, что у него есть.

Тiнi забутих предкiв  (1964, Сергей Параджанов)

Да уж, артхауснее некуда. Своей этнографичностью напомнило The Sheltering Sky (не то чтобы прямо похоже, просто естественная ассоциация с фильмом, который смотрел недавно). Здесь, конечно, хотя бы немного понятно, что говорят.

О гуцулах я теперь знаю всё - а оно мне надо?

Ikiru   (1952, Акира Куросава)

Я из принципа никогда не смотрю фильмы на языках, на которых не говорю, поэтому почти ничего не знаю об азиатском кино. Главная проблема, по которой я не смотрю фильмы, не столько даже недоверие к переводу, сколько незнакомство с реалиями и потому обреченность на недопонимание. Вроде бы немного прикоснулся к фильму, но понял оттуда лишь незначительную часть.

Сделал тем не менее, исключение, посмотрев с возлюбленной Куросаву. Смотреть утомительно по ряду причин: фильм старый и не реставрированный, темная копия, во второй половине (поминки по Ватанабэ) чиновники мало отличаются друг от друга.

Выразительный актер в главной роли, и вообще много выразительных лиц - вопреки стереотипу о том, что японцы похожи друг на друга. Или у них в актеры берут только таких?

malkovich, the doors, eric rohmer, кино, brialy, coen bros, париж, joe dassin

Previous post Next post
Up