За последние несколько лет я наездил по Литве около 3000 километров, поездки были в основном либо деловые, либо транзитные, так что обстоятельно изучить страну не представлялось возможным. Фотографий накопилось не очень много, писать отдельный рассказ про каждый город смысла нет, так что в этом посте подборка дорожных заметок, сделанных с 2009 по 2016 годы.
Как и любая другая страна, Литва начинается с границы. На пограничный столб нанесены герб "Погоня" и государственный флаг, а указатель с названием республики весь заклеен наклейками:
Тему Вильнюса я раскрыл в
семи подробных постах, поэтому сегодня столицу Литвы пропускаем:
Тракай
Сегодня это небольшой провинциальный городок в 20 километрах от Вильнюса, но ровно 700 лет назад он был столицей Великого княжества Литовского. Именно из Тракая в 1323 году князь Гедимин
перенес столицу ВКЛ в Вильнюс. Во время правления Витовта в Тракае был построен большой каменный замок, он расположился на одном из многочисленных островов озера Гальве:
Гальве является центром каскада из пяти озер, соединенных протоками в один большой водоем площадью около 10 кв.км. Благодаря внушительным размерам озёра активно используются любителями парусного и гребного спорта:
На Замковый остров, на котором находится укрепление, проложен мост:
Изначально Тракайский замок сочетал в себе сразу две функции - дворца и крепости:
Оборонительные функции он утратил после Грюнвальдской битвы - с разгромом Тевтонского ордена естественных врагов у ВКЛ не осталось:
С первой половины XV века замок стал использоваться в качестве летней резиденции великих князей - в нем проводились роскошные пиры, принимали послов и других высоких гостей:
Дворец замка являл собой выдающийся пример готической архитектуры, оборудованный по последнему слову средневековой техники - внутри стен были проложены воздуховоды, в которые подавался горячий воздух для отопления, а жилые помещения соединялись между собой внутренними деревянными галереями:
К сожалению всё это великолепие - новодел второй половины XX века. Во время Северной войны 1655-1660 годов замок, который последние десятилетия использовался как тюрьма, был разрушен и больше не восстанавливался. На протяжении следующих 300 лет внутренний двор княжеской резиденции выглядел примерно так:
Только в начале XX века начались исследовательские и реставрационные работы:
Затем последовали две мировые войны и период политической нестабильности, так что активная фаза реконструкции началась только в 1950-е, но из-за недостатка финансирования растянулась на долгие 30 лет - исторический облик XV века Тракайский замок принял лишь в 1987 году:
На фото хорошо видно, что от стен XV века остались только основания, все остальное отстроено заново:
Внутри дворца работает исторический музей, на замковом дворе установлен позорный столб с колодками, у которого все фотографируются:
На заднем дворе можно пострелять по мишеням из лука и арбалета, в общем - стандартный набор развлечений:
У главного входа в замок оборудован причал для яхт:
В озере Гальве цветут водяные лилии:
Благодаря которым вид на замок с берега получается поистине открыточным - готовая обложка для путеводителя по Литве:
Каунас
Каунас - второй по величине город Литвы. Здесь тоже есть свой замок и множество древних церквей, но я бывал здесь только проездом, дальше автобусного вокзала выйти не удалось:
На стоянку автовокзала выходят окна сразу двух отелей эконом класса - Ибис и Магнус:
Одна из главных артерий города - проспект Витовта, чтобы пересечь его в районе вокзала - нужно спускаться в подземный переход:
Клайпеда
Клайпеда - третий по величине город после Вильнюса и Каунаса, а также крупнейший порт Литвы. Лучший вид на порт открывается с северного мола Клайпедского пролива:
Движение по нему довольно напряженное, суда постоянно снуют взад-вперед. Вот в сторону моря идет большой балкер:
Сам мол представляет из себя насыпь из огромных валунов и бетонных блоков, уходящую в море на несколько сотен метров:
У основания мола море спокойное, отсюда уходят на промысел рыбаки:
И здесь же спасаются от волн лебеди, которые издали сливаются с льдинами:
За деревом притаилось самое высокое жилое здание Прибалтики - комплекс "Пилсотас". Высота 34-этажного небоскреба составляет 112 метров, его строительство было завершено в 2007 году, аккурат к началу мирового экономического кризиса, спрос на недвижимость тогда резко упал, поэтому здание довольно долго стояло незаселенным:
Одной из главных достопримечательностей Литвы является Куршская коса, она внесена в список объектов природного наследия ЮНЕСКО. Из Клайпеды на косу ходят паромы:
Старую переправу в Смильтине обслуживают два судна - "Кинтай" и "Нида". Мне попался "Кинтай" - самоходный паром 1977 года постройки:
От причала в старом городе до Клайпедского пролива паром идет по реке Дане, которая делит Клайпеду на две части. Слева виден интересный отель, стилизованный под фахверк, от оригинального здания сегодня остался только первый этаж:
А до войны это был огромный склад второй половины XVIII века, совмещенный с рисовой мельницей:
Весь путь от центра Клайпеды до косы занимает всего 5 минут, из поселка Смильтине открывается отличный вид на порт:
Отсюда видна доминанта этой части города - офисно-жилой комплекс K&D, построенный в виде двух зданий напоминающих по форме латинские буквы "К" и "D". K символизирует Клайпеду, а D - реку Дане:
Ширина косы в этой части меньше километра - по деревянному настилу можно неспешно прогуляться от Клайпедского пролива к Балтийскому морю:
Вокруг сплошь песчаные дюны, поросшие лесом и кустарником:
И вот, наконец, Балтика:
Впереди 300 километров водной глади, до самой Швеции нет ничего кроме моря. Песчаный пляж Куршской косы стал самой западной точкой моего балтийского путешествия, об остальных поездках по Литве, Латвии и Эстонии можно почитать по ссылкам ниже.
Посты о Прибалтике:
01.
Рождественский Вильнюс02.
Депрессивный Вильнюс03.
Повседневный Вильнюс04.
Детальный Вильнюс05.
Исторический Вильнюс06.
Виленские замки07.
Самая узкая улица Вильнюса08. Дорогами Литвы
09.
Старая Рига. Фасад и изнанка10.
Рига. Скульптуры и памятники11.
Рига. Московский форштадт12.
Осенняя Рига сверху и снизу13.
Рига вчера и сегодня14.
Рига. Архитектура и детали15.
Один день в старой Риге16.
Общественный туалет в Риге17.
Дорогами Латвии18.
Эстония. Пярну и Марьямаа19.
Новый Таллин20.
Таллин. Старый город21.
Паром Таллин-Хельсинки Подписаться на обновления